Главная страница

Растениеводство в нашем крае


Скачать 109.81 Kb.
Название Растениеводство в нашем крае
Дата 14.02.2016
Размер 109.81 Kb.
Тип Документы


ТЕМА: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ.
ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;

  • сформировать понятие «сорта культурных растений»;

  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Приемы проблемно-диалогической технологии: актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» новых знаний, самостоятельное применение знаний, подведение итога урока, проблемное домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарий полевых культур, рисунки и фотографии с изображением растений, карточки для работы группах, карточки для проверки домашнего задания, схема «Растениеводство» для каждого учащегося.

По окончанию изучения темы учащиеся должны знать и уметь:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

  • оперировать понятием «сорта культурных растений»;

  • знать отрасли растениеводства; определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария

  • различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; 

  • извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из дополнительной литературы и других источников; 

  • характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;  

  • работать с терминологическим словариком; 

  • выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке. 


Ход урока.

I. ОРГМОМЕНТ (эмоциональный настрой)

Ребята, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох три раза)…Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  1. Работа по карточкам (2 ученика)

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

КАРТОЧКА 1.

  • Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется (стрелолист).

  • Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это (бобёр). Санитарами пресных водоёмов считают (беззубку, рака).

  • С водоёмами связана жизнь таких птиц, как (цапля, утка).

КАРТОЧКА 2.

  • Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами – это (кубышка).

  • Детёныши лягушки – это (головастики).

  • Живым фильтром водоёма называют (двустворчатых моллюсков).

  • Хищниками пресных водоёмов являются (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).

  1. Работа у доски. 1 ученик составляет 2 цепи питания, которые складываются в водоёме.

3. Остальные находят «4 лишнее», объясняя свой выбор: [слайд 2]

1) рогоз, берёза, ряска, стрелолист;

2) бобр, жаба, выдра, ондатра;

3) водомерка, жук-плавунец, карась, комар;

4) карась, щука, сом, дельфин.

4. Разгадывание интерактивного кроссворда «Обитатели водоема», составленного из результатов работы учащихся на предыдущем уроке (творческое применение) [слайд 3]






4
















5










1




3










2










6






































































































Вопросы к кроссворду:

  1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.

  3. Детеныш лягушки.

  4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

  5. Крыса мускусная я,

В норке вся моя семья.

Сама норка – на горе,

А вход в норку – в воде

  1. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Ключевое слово: Болото.

5. Выравнивание знаний учащихся (фронтальная работа).

  • Скажите, надо ли охранять болота?

  • Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.

  • Расскажите о правилах поведения у водоема.


III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

  • Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)

  • Что это за предметы? Что общего? (это растения)

  • Что различного в них? (одни-фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

  • А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)


IV.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА УЧАЩИМИСЯ

Итак, версии разные. Какую же цель мы поставим перед собой?

(определить различия групп растений, узнать признаки растений)
V.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

  • Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? (выдвигают гипотезу: растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись)

  • Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.

  • Для чего? (будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам).

  • А еще узнаем, верна ли была наша гипотеза.


VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (операционно-исполнительный этап)

На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.

  • Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).

  • А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).

  • А как называются растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов? (версии детей; культурные)

  • А как дикорастущие растения превратились в культурные? (люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).

  • Вы правы, ребята. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).

На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО (отрасли закрыты).

Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений. [слайд 4]

РАБОТА В ГРУППАХ:

Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.

Распределите растения на 4 группы и попробуйте дать название каждой группе.

Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.

А сейчас познакомимся с каждой отраслью:

1.ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур [слайд 5,6,7]

Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.

  1. Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

  2. По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?

  3. Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

НРК: В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

ОСТАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ:

  • подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

  • картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

  • из льна (льняную ткань, льняное масло)

Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему?

2.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур [слайд 8]

  1. Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).

  2. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

НРК: показ фото: ОАО Агрокомбинат «Горьковский» (г.Н.Новгород), СПК Ждановский (Кстовский район)

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки [слайд 9]

  1. Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

  2. В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, капуста).


VII. Физминутка.


Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!
Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.
VIII. Новый материал (продолжение)

3.ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов [слайд10]

Демонстрация фотографий.

  • Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.

  • Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)

НРК: Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.

4.ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов [слайд 11]

Демонстрация фотографий.

  1. Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)

  2. Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.

НРК: Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем крае? Почему?

  • Ребята, посмотрите на фотографию [слайд 12] и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?

  • Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

  • лука – 1000 сортов; [слайд 13]

  • крыжовника – 1500 сортов; [слайд 14]

  • груш – 5000 сортов; [слайд 15]

  • яблонь – 10000 сортов. [слайд 16]


IX. Рефлексия.

  1. Подтверждение выдвинутой в начале урока гипотезы [слайд 17]

  • Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. Можно ли обойтись без растений? Почему?

  • Для чего необходимы человеку знания о жизни растений? [слайд 18]

2. ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

Он розовый, красный, он разных сортов,

Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).
X. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.

Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь.

Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!
XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (развитие эмпирического, критического мышления, творческих способностей)

(на выбор): сочинить загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края или составить синквэйн.

Приложение к уроку

РАСТЕНИЕВОДСТВО




?




?







?




?






























Учитель: Цопа О.Н.