Главная страница

Вы запойте, гусли звонкие, Расскажите, вы, люду доброму


Скачать 44.3 Kb.
Название Вы запойте, гусли звонкие, Расскажите, вы, люду доброму
Дата 29.02.2016
Размер 44.3 Kb.
Тип Документы

Вы запойте, гусли звонкие,
Расскажите, вы, люду доброму
О делах первой важности,
О походе князя русского
И дружины княжеской
За леса и моря чуждые,
В страны южные Цареградские.

История возвращает нас к тем далеким событиям, которые были очень важными для Руси. Если оглянуться в прошлое, мы сможем узнать много интересного и познавательного. История взывает к человеку:

- Сбереги, сохрани, помни свою историю, предков, страну, где живешь. И тогда твоя личная память, помноженная на миллионы, сохранит на долгие годы память Отечества.

В своем сочинении я хочу рассказать о великом человеке – князе Киевской Руси Владимире Святославовиче.

Владимир – сын князя Святослава, внук княгини Ольги. Согласно летописям родился  он приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. И с тех пор он  жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней.

Повзрослевший князь Владимир Красное Солнышко принял от отца в княжество стратегически важный по тем временам город Новгород.

Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. В 972 году умирает отец Святослав Игоревич и на киевский престол становится Ярополк. Однако в 977 году, желая заполучить столь могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а князь Владимир Красное Солнышко бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу.

  При киевском князе Владимире (978 – 1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси, — принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем — в ревностном обращении язычников в христианство.

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. И чтобы осуществить замыслы в получении помощи из Византии Владимир вступает в родство с византийскими императорами Василием II и Константином, женившись на их сестре Анне. Вернувшись в Киев с супругой-гречанкой и греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи — князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волхвами. Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр, а духовенству — проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии — священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды.

Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын, великий князь Киевский Ярослав Мудрый, в правление которого христианская вера на Руси продолжала расширяться. Были построены выдающиеся памятники русского церковного зодчества: киевская София(1037г.) и новгородская София(1045-1055гг.), основан Киево –Печерский монастырь.

У истории много своих тайн и загадок, но она должна оставаться до конца неразгаданной до тех пор, пока каждый из нас не поймет, что жизнь одного человека неразрывно связана с историей целого народа. И как знать, куда бы повернула история свой путь, если бы не путь христианства, выбранный киевским князем Владимиром? А пока наша страна живет, развивается, преумножается. И большая заслуга несомненно в этом и князя Владимира Красное Солнышко.

...То века покрывают тенями,
Говорят, что все доброй волею,
Но доносится песнопениями,
Голос наш, ох, с нелегкою долею.