Главная страница

Урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий»


Скачать 47.5 Kb.
Название Урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий»
Дата 05.04.2016
Размер 47.5 Kb.
Тип Урок

Обобщающий урок по теме:

«Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».

Цель: Знать какую угрозу для человека представляют стихийные бедствия, порядок оповещения населения, основные правила поведения населения при угрозе стихийного бедствия.

Задачи:

  1. Умение работать в коллективе.

  2. Знать меры безопасности и их применение.

  3. Умение строить правильно предложение, отвечать полным ответом, умение пользоваться плакатами и таблицами.

Наглядность для урока: плакаты «Стихийные бедствия».

Ход урока:

  • Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы подведем итог нашей работы, обобщим знания о стихийных бедствиях какие бывают в природе. Да, ребята окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии. Мы называем всё это (произносят хором) природой. Любуясь природой пользуясь ее щедротами мы подчас забываем об опасностях, которые она в себе таит, а иногда и пренебрегаем ими.

- К стихийным бедствиям относятся: землетрясения, наводнения, ураганы, сели и оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие явления возникающие, как правило, внезапно.

- По-разному можно встретить стихийные бедствия растерянно, даже обреченно, или спокойно с верой в собственные силы.

- Но уверенно принять вызов стихийных сил, природы могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет правильное решение: спасет себя и окажет помощь другим.

- Первый вопрос который мы рассмотрим: Землетрясение.

На доске плакат «Землетрясение».

Ученик 1 – Землетрясение – это подземные толчки или колебания земной поверхности. Какие же меры безопасности нужно знать?

  • Покинуть помещение за 15-20секунд.

  • В многоэтажных домах толчки переждать в квартире стоя в дверном или балконном проеме распахнув двери.

  • Держаться подальше от окон, шкафов, стеклянных перегородок.

  • С верхних этажей спускаться по лестнице.

  • На улице отойти от зданий в направлении площадей.

  • Если в общественном транспорте – не выскакивать на ходу.

  • Если вы оказались под обломками – не паникуйте, помощь придет обязательно.

- Второй вопрос который мы рассмотрим «Наводнение». На доске плакат «наводнение».

Ученик 2 - Наводнение – это временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Что же делать если возникла угроза наводнения?

  • Люди, проживающие на нижних этажах, переходят на более верхние; в одноэтажных домах занимают чердачные помещения.

  • Эвакуация проходит всеми различными способами. Взять с собой документы, теплые вещи.

  • Оказавшись при наводнении в поле – на возвышенное место, если нет такой возможности – забраться на дерево.

  • Оказавшись в воде с большим количеством водорослей, избегайте порывистых и энергичных движений. Лечь на спину, передвигаясь по поверхности спокойно работая ногами.

- Следующий вопрос у нас на рассмотрении – это Ураган.

На доске плакат «Действия при урагане».

Ученик 3 - Ураган – это ветер большой силы и значительной продолжительности. Какие меры предосторожности следует соблюдать при урагане?

  • Если ураган застал вас на улице – укрыться в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении.

  • Находясь в здании отойти от окон. Безопасное место – это внутренние помещения кирпичных зданий (погреба, подвалы).

  • На открытой местности укрыться в канаве яме, другой любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

  • При грозе с ураганом – опасные отдельно стоящие: дуб, лиственница, ель, тополь. В березу и клен молния ударяет редко.

- Следующий вопрос - «Сели и оползни».

На доске плакат «Сели и оползни»

Ученик 4 – Сель – это поток с гор смеси воды песка, грязи и оползня камней.

  • В случае оповещения о приближающихся селевых потоках покинуть помещение и выйти в безопасное место.

  • Покидая жилище, следует перекрыть газовые краны, выключить свет, электроприборы.

- Оползни – это скользящие смещение участков земной поверхности по склону под действием собственного веса.

  • В случае оповещения о начавшемся оползне – покинуть жилище и быстро выйти в безопасное место.

- Следующий вопрос «Лесные пожары». На доске плакат «Лесные пожары»

Ученик 5 – Вы знаете, что пожар – это стихийное распространение огня вышедшее из под контроля человека. Лесные пожары бывают 3 х видов:

  • Низовые – горит надпочвенный слой.

  • Верховые – горит крона деревьев.

  • Почвенные – огонь происходит в толще горючего материала.

Что нужно делать при пожаре?

  • Не торопится оценить обстановку.

  • При низовом пожаре – преодолевать кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой.

  • Из любого пожара – в наветренную сторону используя открытые пространства.

  • Если загорелась одежда – перекатывайтесь по земле, сбивая пламя. Бежать в этом случае нельзя – это еще больше раздует пламя.

- Следующий вопрос «Снежные заносы».

На доске плакат «Снежные заносы».

- Ученик 6. Снежные заносы возникают в результате обильных снегопадов и метелей, продолжаются от нескольких часов до нескольких суток. – Основным опасным фактором для человека в этих условиях является воздействие низких температур (обморожение, приводящее к замерзанию). В отдельных районах с наступлением зимнего периода по участкам между домами натягивают канаты, чтобы лучше передвигаться.

- Стихийные действия сил природы пока еще не подвластны человеку. Но знания правил поведения при Ч.С., их своевременное и точное выполнение – важнейшее условие личной безопасности окружающих. Но из всех стихийных бедствий в нашем регионе имеет значение сильные морозы, весенние наводнения (разлив рек). Особое внимание нужно обратить на наше поведение во время этих Чрезвычайных ситуаций.

- Как вести себя вот в такой ситуации: когда мороз, и вы ждете автобус на остановке? Двигаться или забиться в угол остановки? Как одеваться в школу при сильном морозе, что одеть лучше варежки или перчатки?

- Почему нельзя растирать замерзшие участки лица снегом? (снежинки состоят из кристалликов льда и может возникнуть травма).

- Что способствует обморожению человека? (ученики называют факторы).

В конце урока учитель рассказывают сказку:

- «Ехали два мужика один богатый, другой бедный. Стал Мороз дуть на богатого мужика, он поплотнее укутался; стал дуть на бедного мужика, а он спрыгнул с саней и рядом бежит и …(кто из них быстрей замерзнет?).

- Окончание урока.