|
Урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий»
Обобщающий урок по теме:
«Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».
Цель: Знать какую угрозу для человека представляют стихийные бедствия, порядок оповещения населения, основные правила поведения населения при угрозе стихийного бедствия.
Задачи:
Умение работать в коллективе.
Знать меры безопасности и их применение.
-
Умение строить правильно предложение, отвечать полным ответом, умение пользоваться плакатами и таблицами.
Наглядность для урока: плакаты «Стихийные бедствия».
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы подведем итог нашей работы, обобщим знания о стихийных бедствиях какие бывают в природе. Да, ребята окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии. Мы называем всё это (произносят хором) природой. Любуясь природой пользуясь ее щедротами мы подчас забываем об опасностях, которые она в себе таит, а иногда и пренебрегаем ими.
- К стихийным бедствиям относятся: землетрясения, наводнения, ураганы, сели и оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие явления возникающие, как правило, внезапно.
- По-разному можно встретить стихийные бедствия растерянно, даже обреченно, или спокойно с верой в собственные силы.
- Но уверенно принять вызов стихийных сил, природы могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет правильное решение: спасет себя и окажет помощь другим.
- Первый вопрос который мы рассмотрим: Землетрясение.
На доске плакат «Землетрясение».
Ученик 1 – Землетрясение – это подземные толчки или колебания земной поверхности. Какие же меры безопасности нужно знать?
Покинуть помещение за 15-20секунд.
В многоэтажных домах толчки переждать в квартире стоя в дверном или балконном проеме распахнув двери.
Держаться подальше от окон, шкафов, стеклянных перегородок.
С верхних этажей спускаться по лестнице.
На улице отойти от зданий в направлении площадей.
Если в общественном транспорте – не выскакивать на ходу.
Если вы оказались под обломками – не паникуйте, помощь придет обязательно.
- Второй вопрос который мы рассмотрим «Наводнение». На доске плакат «наводнение».
Ученик 2 - Наводнение – это временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Что же делать если возникла угроза наводнения?
Люди, проживающие на нижних этажах, переходят на более верхние; в одноэтажных домах занимают чердачные помещения.
-
Эвакуация проходит всеми различными способами. Взять с собой документы, теплые вещи.
Оказавшись при наводнении в поле – на возвышенное место, если нет такой возможности – забраться на дерево.
Оказавшись в воде с большим количеством водорослей, избегайте порывистых и энергичных движений. Лечь на спину, передвигаясь по поверхности спокойно работая ногами.
- Следующий вопрос у нас на рассмотрении – это Ураган.
На доске плакат «Действия при урагане».
Ученик 3 - Ураган – это ветер большой силы и значительной продолжительности. Какие меры предосторожности следует соблюдать при урагане?
Если ураган застал вас на улице – укрыться в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении.
Находясь в здании отойти от окон. Безопасное место – это внутренние помещения кирпичных зданий (погреба, подвалы).
-
На открытой местности укрыться в канаве яме, другой любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.
При грозе с ураганом – опасные отдельно стоящие: дуб, лиственница, ель, тополь. В березу и клен молния ударяет редко.
- Следующий вопрос - «Сели и оползни».
На доске плакат «Сели и оползни»
Ученик 4 – Сель – это поток с гор смеси воды песка, грязи и оползня камней.
В случае оповещения о приближающихся селевых потоках покинуть помещение и выйти в безопасное место.
-
Покидая жилище, следует перекрыть газовые краны, выключить свет, электроприборы.
- Оползни – это скользящие смещение участков земной поверхности по склону под действием собственного веса.
В случае оповещения о начавшемся оползне – покинуть жилище и быстро выйти в безопасное место.
- Следующий вопрос «Лесные пожары». На доске плакат «Лесные пожары»
Ученик 5 – Вы знаете, что пожар – это стихийное распространение огня вышедшее из под контроля человека. Лесные пожары бывают 3 х видов:
Низовые – горит надпочвенный слой.
Верховые – горит крона деревьев.
Почвенные – огонь происходит в толще горючего материала.
Что нужно делать при пожаре?
Не торопится оценить обстановку.
При низовом пожаре – преодолевать кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой.
Из любого пожара – в наветренную сторону используя открытые пространства.
Если загорелась одежда – перекатывайтесь по земле, сбивая пламя. Бежать в этом случае нельзя – это еще больше раздует пламя.
- Следующий вопрос «Снежные заносы».
На доске плакат «Снежные заносы».
- Ученик 6. Снежные заносы возникают в результате обильных снегопадов и метелей, продолжаются от нескольких часов до нескольких суток. – Основным опасным фактором для человека в этих условиях является воздействие низких температур (обморожение, приводящее к замерзанию). В отдельных районах с наступлением зимнего периода по участкам между домами натягивают канаты, чтобы лучше передвигаться.
- Стихийные действия сил природы пока еще не подвластны человеку. Но знания правил поведения при Ч.С., их своевременное и точное выполнение – важнейшее условие личной безопасности окружающих. Но из всех стихийных бедствий в нашем регионе имеет значение сильные морозы, весенние наводнения (разлив рек). Особое внимание нужно обратить на наше поведение во время этих Чрезвычайных ситуаций.
- Как вести себя вот в такой ситуации: когда мороз, и вы ждете автобус на остановке? Двигаться или забиться в угол остановки? Как одеваться в школу при сильном морозе, что одеть лучше варежки или перчатки?
- Почему нельзя растирать замерзшие участки лица снегом? (снежинки состоят из кристалликов льда и может возникнуть травма).
- Что способствует обморожению человека? (ученики называют факторы).
В конце урока учитель рассказывают сказку:
- «Ехали два мужика один богатый, другой бедный. Стал Мороз дуть на богатого мужика, он поплотнее укутался; стал дуть на бедного мужика, а он спрыгнул с саней и рядом бежит и …(кто из них быстрей замерзнет?).
- Окончание урока.
|
|
|