|
Учитель помни
Памятка для учителя по работе
со слабоуспевающими учащимися на уроке.
УЧИТЕЛЬ ПОМНИ,
что часть вины за большое количество двоечников ложится на плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили:
«Увидеть и понять проблему –
наполовину решить ее,
если же не видишь проблему,
это значит, что она в тебе самом».
Советы психолога:
-
«Не бить лежачего» Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
-
Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
«За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
-
Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Техника оценочной безопасности Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.
Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания. (Тетрадь Вовы Согрина).
Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Выводы:
-
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как помочь слабоуспевающему ученику?
Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность слабоуспевающего ученика?
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учащимися?
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
«Разрезные» теоремы.
Перфокарты.
Карточки – тренажеры.
Творческие задания.
«Карточки – информаторы».
«Карточки с образцами решения».
«Карточки – конспекты».
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).
Стремиться понять и принять каждого ребенка.
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
Проявлять: разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможность ученика.
Уметь вставать на позиции ученика
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринужденный диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять:
Опережающее обучение
Различные формы групповой работы
Взаимоопрос, самоконтроль
-
Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
-
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение – «Самое главное» Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение – «Моментальное фото» Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение – «Лучший вопрос» Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение – «Пересказ по кругу» Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Учитель информатики: Шляпина Ольга Евгеньевна
МАОУ средняя общеобразовательная школа № 2
Тел. 3 – 98 – 07,
г. Кунгур, 2013 г.
|
|
|