Главная страница

Урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»


Скачать 123.43 Kb.
Название Урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Дата 06.03.2016
Размер 123.43 Kb.
Тип Урок

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Цель деятельности учителя: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся усваивают правило о правописании приставок пре- и при-, обозначают приставки в словах, выбирают из орфографического словаря и других источников слова с приставками пре- и при- , значения которых трудно определить;

метапредметные: обучающиеся должны уметь определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты,

личностные: обучающиеся развивают уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока.
1этап. Организационный момент.

1). Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетради даты.

2).Взаимопроверка домашнего задания по эталону.

-Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу? (Правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)

-Каким алгоритмом вы пользовались?

(1-ый шаг – определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая.

2-ой шаг – вспоминаем правило – перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой – глухая согласная С.

3- ий шаг – записываем приставку в слове.)

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу на экране.

Слайд 1.

Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.

В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником, сверьте со шкалой отметок:

нет ошибок – 5 баллов;

1-2 ошибки -4 балла;

3-5 ошибок -3 балла;

6 и более – 2 балла.
Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично высказываться по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками,

познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства,

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
2 этап. Актуализация знаний (создание мотивации к учебной деятельности).

- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

1) неизменяемые приставки;

2) приставки, заканчивающиеся на З-С.

Один учащийся у доски.

Слайд 2

Солнце выглянуло еще раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Все изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки низко пролетели над землей. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

- Проведите самопроверку работы, сверяясь с эталоном.

Слайд 3

1 столбик – выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели;

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

- Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик, ни во 2-ой?

Слайд 4. Приобрело.

- Почему? (Приставку при- нельзя записать в наши столбики, потому что она к неизменяемым и приставкам на З-С не относится.)
Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства;

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самопроверку. самокоррекцию знаний.
3 этап. Подготовка к изучению новой темы (создание проблемной ситуации).

- Сегодня утром на имя нашего класса пришло сообщение. Но, видимо, случился сбой в системе, и некоторые буквы куда-то исчезли. Все же давайте попробуем прочитать его и восстановить потерянные буквы.
Слайд 5

-Пр...бываем в Волжский на автобусе, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-
- В какой морфеме отсутствуют буквы? ( В приставке.)

- Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? (Нет.)

- Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (На приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке.)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)
Слайд 6. Тема урока «Гласные в приставках «пре- и при-»

-Текст сообщения лежит у вас на парте. А зачем нам нужны знания об этих приставках? (Они не только помогут нам сегодня восстановить пришедшее сообщение, но и очень пригодятся в дальнейшем, в том числе и на экзаменах по русскому языку.)

- В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в этом сообщении.
Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать аналитические умения,

регулятивные УУД: уметь ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
4 этап. Изучение нового материала (наблюдение, анализ языковых закономерностей, вывод).

- Сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-, а когда при-. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого из вас.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» ( На доске и на партах учеников - пустые таблицы. Заполнение их происходит во время прослушивания сказки).



Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.Неполнота действия

Приляжет, присядет

1.Можно заменить словом «очень»

Предобрая, премудрая

2.Приближение

Пришел, прискакал, приползла, прикатился

2.Пре- = пере-

Прервать, преступить

3.Присоединение

Пришивать, прибивать







4.Близость к чему-либо (=слову около)

Привокзальная, пришкольная. приусадебный








А сейчас послушаем сказку не простую, а лингвистическую.
Жили-были две приставки Пре- и При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.
- Какие слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? (Предобрая. премудрая.)

(Ученики называют, а учитель вносит слова в таблицу.)

-При каком условии пишется приставка ПРЕ-? (Если ее можно заменить словом «очень»)
Приставка Пре- была дочкой приставки Пере-. Она была очень похожа на мать. только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.
- Какие слова с приставкой пре- встретились в этом тексте? (Прервать, преступить.) Вносим в таблицу.

-В каком еще случае пишется приставка Пре-_? (Приставка Пре- =Пере- )
-Приставка При- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.
- Какие слова с приставкой при- встретились в этом тексте? (Приляжет, присядет.) Вносим в таблицу.

-Какое же значение имеет приставка при- в данном случае? (Все делается не до конца, чуть-чуть, действие неполное.)
К тому же приставка При- была наблюдательной. Она заметила, что если человек идет пешком и к чему-то приближается, то говорят «пришел», о коне скажут «прискакал», о черепахе – «приползла», а Колобок вообще «прикатился».
- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришел, прискакал, приползла, прикатился.) Вносим в таблицу.

-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Приближение.)
Однажды приставка При- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришивать, прибивать.)

-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Присоединение.)
А еще приставка При- любит все сравнивать. Привокзальная площадь огромная, пришкольная территория не такая большая, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли в тексте? (Привокзальная, пришкольная, приусадебный.)

-Какое значение имеет приставка при- в этом случае? (Близость к чему-либо, ее можно приравнять к слову «около».
-Тут и сказке конец. Будем считать, что наше знакомство с приставками ПРЕ- и ПРИ- состоялось. Мы с вами заполнили таблицу. Сделаем вывод, когда пишется приставка пре-, а когда при-?

Учащиеся делают вывод, опираясь на таблицу, определяют алгоритм действий. Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:

1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.

При затруднении обратиться к словарю
Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;

регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
5 этап. Первичное закрепление (выполнение аналитических упражнений).

-1).Объяснительный диктант. ( Учащиеся пишут в тетрадях, 1 ученик, записывая слова на доске, комментирует правописание новой орфограммы).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький. присесть, привстать, преграда.

- 2). Работа с текстом упражнения № 649

- Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести?

-Какие средства выразительности речи использует автор? (Олицетворения, эпитеты).

-Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали).

-Объясните правописание приставок в этих словах и подберите к ним синонимы.
Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценить качество и уровень усвоения нового и уже изученного материала.
6 этап. Дальнейшая отработка знаний и умений.

-1). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – упражнение №646.

Оценка вписывается в листок самоконтроля

Слайд 7


Приближение

Присоединение

Расположение вблизи

Неполнота действия

прилететь

приземлиться

приуралье

приостановить

приплыть

приклеить

приморский

приглушил




припаять




приподнять


-2).Восстановление текста сообщения.

Впишите недостающие буквы в текст и объясните свой выбор.

Сверьте с образцом
Слайд 8

«Прибываем в Волжский на автобусе, приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем приступить к работе.

С пламенным приветом приставки Пре- и При-

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

познавательные УУД: уметь осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;

регулятивные УУД: осуществлять контроль и проверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
7 этап. Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ее достичь?

-Каким способом? Восстановите алгоритм действий. ( Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:

1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.

При затруднении обратиться к словарю

- Где можно применить новые знания?
Отметки за урок поставьте себе в листах самоконтроля. Тот у кого 10 баллов , получает «5», у кого 8-9 баллов «4», 6-7 баллов «3».
Нарисуйте смайлик, передающий ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

регулятивные УУД: уметь осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8 этап. Задание на дом.

При выполнении задания обязательно используйте таблицу, которую мы составили в классе, и прочитайте параграф №54.

Письменное задание по выбору:

  1. кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, выполнит упражнение №646,

2) кто научился различать значения приставок пре- и при-, составьте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.
Формируемые универсальные учебные действия.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно оценивать результат собственной деятельности на уроке,

регулятивные УУД: уметь предвосхищать результат и уровень усвоения новых знаний;

личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Список используемой литературы.


  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Купалова А.Ю. Русский язык. 5 класс: учебно-методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной / А.Ю.Купалова. – М.:Дрофа,2010. – (Книга для учителя).

  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А.Ю.Купалова и др. – М.:Дрофа, 2011Никитина Е.И. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь. 5 – 7 кл.»: 5 клсс / Е.И.Никитина. – М.:Дрофа, 2008.

  4. Поурочное планирование: к учебномукомплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5 – 9 кл. / А.Ю.Купалова и др. М.: Дрофа,2009.

  5. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011.