|
Урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Цель деятельности учителя: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся усваивают правило о правописании приставок пре- и при-, обозначают приставки в словах, выбирают из орфографического словаря и других источников слова с приставками пре- и при- , значения которых трудно определить;
метапредметные: обучающиеся должны уметь определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты,
личностные: обучающиеся развивают уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока.
1этап. Организационный момент.
1). Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетради даты.
2).Взаимопроверка домашнего задания по эталону.
-Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу? (Правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)
-Каким алгоритмом вы пользовались?
(1-ый шаг – определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая.
2-ой шаг – вспоминаем правило – перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой – глухая согласная С.
3- ий шаг – записываем приставку в слове.)
-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу на экране.
Слайд 1.
Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.
В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником, сверьте со шкалой отметок:
нет ошибок – 5 баллов;
1-2 ошибки -4 балла;
3-5 ошибок -3 балла;
6 и более – 2 балла.
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично высказываться по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками,
познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства,
регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
2 этап. Актуализация знаний (создание мотивации к учебной деятельности).
- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:
1) неизменяемые приставки;
2) приставки, заканчивающиеся на З-С.
Один учащийся у доски.
Слайд 2
Солнце выглянуло еще раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Все изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки низко пролетели над землей. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.
- Проведите самопроверку работы, сверяясь с эталоном.
Слайд 3
1 столбик – выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели;
2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.
- Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик, ни во 2-ой?
Слайд 4. Приобрело.
- Почему? (Приставку при- нельзя записать в наши столбики, потому что она к неизменяемым и приставкам на З-С не относится.)
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства;
регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самопроверку. самокоррекцию знаний.
3 этап. Подготовка к изучению новой темы (создание проблемной ситуации).
- Сегодня утром на имя нашего класса пришло сообщение. Но, видимо, случился сбой в системе, и некоторые буквы куда-то исчезли. Все же давайте попробуем прочитать его и восстановить потерянные буквы.
Слайд 5
-Пр...бываем в Волжский на автобусе, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-
- В какой морфеме отсутствуют буквы? ( В приставке.)
- Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? (Нет.)
- Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (На приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке.)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)
Слайд 6. Тема урока «Гласные в приставках «пре- и при-»
-Текст сообщения лежит у вас на парте. А зачем нам нужны знания об этих приставках? (Они не только помогут нам сегодня восстановить пришедшее сообщение, но и очень пригодятся в дальнейшем, в том числе и на экзаменах по русскому языку.)
- В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в этом сообщении.
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать аналитические умения,
регулятивные УУД: уметь ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
4 этап. Изучение нового материала (наблюдение, анализ языковых закономерностей, вывод).
- Сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-, а когда при-. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого из вас.
ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» ( На доске и на партах учеников - пустые таблицы. Заполнение их происходит во время прослушивания сказки).
Значение приставки
|
Примеры
|
Значение приставки
|
Примеры
|
1.Неполнота действия
|
Приляжет, присядет
|
1.Можно заменить словом «очень»
|
Предобрая, премудрая
|
2.Приближение
|
Пришел, прискакал, приползла, прикатился
|
2.Пре- = пере-
|
Прервать, преступить
|
3.Присоединение
|
Пришивать, прибивать
|
|
|
4.Близость к чему-либо (=слову около)
|
Привокзальная, пришкольная. приусадебный
|
|
|
А сейчас послушаем сказку не простую, а лингвистическую.
Жили-были две приставки Пре- и При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.
- Какие слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? (Предобрая. премудрая.)
(Ученики называют, а учитель вносит слова в таблицу.)
-При каком условии пишется приставка ПРЕ-? (Если ее можно заменить словом «очень»)
Приставка Пре- была дочкой приставки Пере-. Она была очень похожа на мать. только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.
- Какие слова с приставкой пре- встретились в этом тексте? (Прервать, преступить.) Вносим в таблицу.
-В каком еще случае пишется приставка Пре-_? (Приставка Пре- =Пере- )
-Приставка При- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.
- Какие слова с приставкой при- встретились в этом тексте? (Приляжет, присядет.) Вносим в таблицу.
-Какое же значение имеет приставка при- в данном случае? (Все делается не до конца, чуть-чуть, действие неполное.)
К тому же приставка При- была наблюдательной. Она заметила, что если человек идет пешком и к чему-то приближается, то говорят «пришел», о коне скажут «прискакал», о черепахе – «приползла», а Колобок вообще «прикатился».
- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришел, прискакал, приползла, прикатился.) Вносим в таблицу.
-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Приближение.)
Однажды приставка При- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришивать, прибивать.)
-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Присоединение.)
А еще приставка При- любит все сравнивать. Привокзальная площадь огромная, пришкольная территория не такая большая, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли в тексте? (Привокзальная, пришкольная, приусадебный.)
-Какое значение имеет приставка при- в этом случае? (Близость к чему-либо, ее можно приравнять к слову «около».
-Тут и сказке конец. Будем считать, что наше знакомство с приставками ПРЕ- и ПРИ- состоялось. Мы с вами заполнили таблицу. Сделаем вывод, когда пишется приставка пре-, а когда при-?
Учащиеся делают вывод, опираясь на таблицу, определяют алгоритм действий. Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:
1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.
При затруднении обратиться к словарю
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;
регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
5 этап. Первичное закрепление (выполнение аналитических упражнений).
-1).Объяснительный диктант. ( Учащиеся пишут в тетрадях, 1 ученик, записывая слова на доске, комментирует правописание новой орфограммы).
Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький. присесть, привстать, преграда.
- 2). Работа с текстом упражнения № 649
- Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести?
-Какие средства выразительности речи использует автор? (Олицетворения, эпитеты).
-Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали).
-Объясните правописание приставок в этих словах и подберите к ним синонимы.
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;
регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценить качество и уровень усвоения нового и уже изученного материала.
6 этап. Дальнейшая отработка знаний и умений.
-1). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – упражнение №646.
Оценка вписывается в листок самоконтроля
Слайд 7
Приближение
|
Присоединение
|
Расположение вблизи
|
Неполнота действия
|
прилететь
|
приземлиться
|
приуралье
|
приостановить
|
приплыть
|
приклеить
|
приморский
|
приглушил
|
|
припаять
|
|
приподнять
|
-2).Восстановление текста сообщения.
Впишите недостающие буквы в текст и объясните свой выбор.
Сверьте с образцом
Слайд 8
«Прибываем в Волжский на автобусе, приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем приступить к работе.
С пламенным приветом приставки Пре- и При-
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
познавательные УУД: уметь осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;
регулятивные УУД: осуществлять контроль и проверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
7 этап. Подведение итогов урока.
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ее достичь?
-Каким способом? Восстановите алгоритм действий. ( Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:
1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.
При затруднении обратиться к словарю
- Где можно применить новые знания?
Отметки за урок поставьте себе в листах самоконтроля. Тот у кого 10 баллов , получает «5», у кого 8-9 баллов «4», 6-7 баллов «3».
Нарисуйте смайлик, передающий ваше отношение к сегодняшнему уроку.
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
регулятивные УУД: уметь осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
8 этап. Задание на дом.
При выполнении задания обязательно используйте таблицу, которую мы составили в классе, и прочитайте параграф №54.
Письменное задание по выбору:
кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, выполнит упражнение №646,
2) кто научился различать значения приставок пре- и при-, составьте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.
Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно оценивать результат собственной деятельности на уроке,
регулятивные УУД: уметь предвосхищать результат и уровень усвоения новых знаний;
личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Список используемой литературы.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Купалова А.Ю. Русский язык. 5 класс: учебно-методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной / А.Ю.Купалова. – М.:Дрофа,2010. – (Книга для учителя).
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А.Ю.Купалова и др. – М.:Дрофа, 2011Никитина Е.И. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь. 5 – 7 кл.»: 5 клсс / Е.И.Никитина. – М.:Дрофа, 2008.
Поурочное планирование: к учебномукомплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5 – 9 кл. / А.Ю.Купалова и др. М.: Дрофа,2009.
Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011.
|
|
|