|
Урока литературного чтения в 3 классе По теме: «Идет волшебница зима» Проведено Комаровой И. М
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 111 Ленинского района г. Барнаула
План конспект
урока литературного чтения в 3 классе
По теме: «Идет волшебница зима»
Проведено Комаровой И.М.
Учителем МОУ СОШ № 111
г.Барнаул 2009
Урок – экскурсия « Идет волшебница зима.»
Цели урока: Обеспечить условия для :
- открытия детьми жизненной истины, что красивое доступно только чуткому, любящему сердцу;
-освоению детьми приемам художественного анализа стихотворения;
-воспитания у учащихся любви к природе
-развития внимания на уроке
-
Эпиграф: Чуткому сердцу
откроются тайны..
1.Организация художественного восприятия
У. – Ребята, посмотрите в окно , постарайтесь ответить на вопрос:
-Что такое зима?
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
- Каким настроением проникнуто большинство слов и словосочетаний?
- Почему?
Дети говорят про праздник Новый год.
У. Лучше прочувствовать приближение праздника нам поможет песня Слушание песни « Три белых коня»
Ведь нас сегодня на уроке ожидает много нового и интересного.
2.Опрос домашнего задания.
У. Дома вам предлагалось изобразить на рисунках зиму, какой вы видите ее в городе .Кто побывал в парке, какая она там?
Подобрать небольшие стихи или отрывки о зиме.
Сочинить коротенькие стихи о зиме.
Выслушиваются ответы детей.
А кто из вас был в настоящем лесу? Ведь мы с вами живем в лесном крае и лес у нас есть рядом, например на поселке Южном.
Мы сейчас с вами отправимся в настоящее путешествие в лес, на экскурсию. Готовы.?
Но перед этим нам необходимо прочитать тему нашего урока.
Читаем вместе с детьми. « Идет волшебница зима.»
Понятно , что зима к нам уже пришла, а вот почему она волшебница?
Свободные высказывания детей.
У.Понять глубоко это волшебство нам помогут слова эпиграфа. «Чуткому сердцу откроются тайны»
-как вы понимаете смысл слова «чуткое сердце»
-Перед тем как отправиться в лес , вы получите настоящие инструкции, на что вам нужно обратить внимание., гуляя по лесу.
Итак, отправляемся.
Показ слайдов с небольшим комментарием «.Экскурсия в зимний лес»
Итак, экскурсия понравилась? А кто оказался самым внимательным .Кто смог сам ответить на все вопросы?
Какие тайны открылись вашим чутким сердцам. Вы знаете ,я переживаю за лося, почему он лежит? Может устал, а может его ранили или загоняли волки или охотники.? Кто тронул ваше сердце на экскурсии?
Да, некоторые животные бессильны перед морозом, могут погибнуть от холода или голода.
3.Чтение художественного произведения.
Каким увидел лес зимой Н. Некрасов мы сейчас с вами узнаем..
Чтение стихотворения учителем.
У. _ Поделитесь своими первыми впечатлениями.
-Какие слова помогли вам это увидеть.
Работа над текстом.
Как понимаете значение слова : Мороз – воевода?
Грозный, сердитый.( Косматая борода, быстро шагает, ветер путает бороду,,)
4.Организация художественного исполнения.
Чтение стихотворения в парах. Прочитайте стихотворения друг другу по очереди.
Напоминает ли вам это стихотворение сказку? Зачитайте слова, которые подтвердят ваш ответ.
Мороз идет как живой, трещит по замерзшей воде..
Изображен как Дед Мороз .Обратите внимание на иллюстрации.
Кто такой воевода?
Военачальник., который командует .А кто может быть в подчинении у самого Мороза.
Свободные высказывания детей.( буран, ветер, вьюга, пурга.)
Найдите в словаре значение слова « палица»
Найдите в тексте строки, в которых описано как морозу покоряется природа?
_ Чем отличается образ Мороза у Некрасова от образа Мороза в других произведениях ? ( Добрый в сказках часто ли бывает? )
-А теперь прочитайте хвастливую песню Мороза., чтобы ваши друзья ощутили его силу и власть.
-Что вы узнали о Морозе, кроме того, что он может быть таким властным.
-Чье сердечко открыло для себя какую- то тайну Мороза?
-Зачем он морозит реку? Чтобы прошли обозы с товаром, пешеходы.
-Дворцы ледяные для кого он построит. Для животных. Помните в сказках ,как под снегом Дюймовочка спасла ласточку?
-Читая, «Зимний дуб» кого под снегом увидел мальчик?
Значит и не совсем сердитый наш мороз, если он хоть о ком – то заботится?
Вот , что мы сегодня с вами смогли понять…
-А теперь прикоснитесь к своим чутким сердцам и подумайте, чем наполнилось сегодня ваше сердце?
-Стали вы больше любить и понимать природу?
-А кто открыл для себя новое в творчестве Н.Некрасова, каким человеком увидели вы автора?.
-Внимательным, чутким, любящим природу.
5.Организация художественного творчества
-Давайте попробуем написать небольшое сочинение о зиме, о зимнем лесе. -Это будет вашим домашним заданием.
-Спасибо всем за работу на уроке, за ваше стремление открыть для себя маленькие тайны в себе и окружающей природе.
Самоанализ урока литературного чтения.
Урок литературного чтения проведен согласно календарно- тематического планирования и является 2 уроком в изучении творчества Н.Н.Некрасова.. Стихотворение «Не ветер бушует над бором» подтолкнуло на идею, связать материал с уроком природоведения, а именно с методом наблюдения , для развития у учащихся таких предметных умений, как: умение сравнивать, обогащать словарный запас, умение находить ассоциации и пользоваться ими .
Для развития у учащихся . таких учебно- познавательных умений ,как :умение литературным языком выражать свои мысли; учебно –организационные умения, как: осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. и была выбрана форма урок- экскурсия .,а также эта именно форма была выбрана с целью использования ИКТ, и для развития у учащихся внимания, наблюдательности, творческого развития, т.к это является вопросами по теме самообразования « Развитие познавательных процессов для повышения качества знаний».
Класс по качеству знаний средний. У ребят слабый словарный запас, Общая для современности проблема- нежелание читать., поэтому для поддержания интереса к урокам чтения провожу такие уроки., где стараюсь использовать формы и методы, направленные на формирование как предметных так и надпредметных умений и навыков.
Задачи урока передо мной были поставлены следующие:
Обеспечить условия для :
-открытия учащимися жизненной истины, что красивое доступно только чуткому, любящему сердцу,
-освоение детьми приемам художественного анализа текста-
-воспитания у них любви к природе
-развития внимания на уроке.
Считаю, что поставленные цели достигнуты. Результатами работы явились сочинения учащихся , их высказывания, активная работа на уроке. Ребята оценили свое внимание во время экскурсии.
Показали работу в парах. Для этого я использовала приемы самоконтроля, самооценки качества выполнения работы и творческой активности. Материал для детей был отобран доступный. Использовалась наглядность, рисунки ребят, использован также материал по Барнауловедению.
На уроке была создана ситуация успеха, выслушивались все высказывания ребят, использовался их личный опыт наблюдения .На протяжении всего урока создана атмосфера доброжелательности. Ответы ребят прокомментированы.Оценки поставлены.
Формы работы:
Групповая, фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы работы:
Беседа, диалог, экскурсия, наблюдение, использование ИКТ .
Приемы:
Творческое задание, дифференциация заданий, работа по плану,
словесное рисование.
.
|
|
|