|
Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"
Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"
Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: иллюстрации к загадкам; хрестоматия для чтения « Литература Дона», литературоведческий словарь.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сколько лет в этом году будет Ростовской области? ( 75 лет)
- Сегодня на уроке познакомимся с УНТ Дона,. Конечно, оно старше, чем Ростовская область, так как раньше образовано. Но это то, чем нашей области надо гордиться.
-Что значит "устное"? (Уста – губы, рот.). Какие жанры УНТ знаете?
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.
В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.
II Работа с литературоведческими словарями.
Беседа по вопросам:
1. Что такое «фольклор»?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)
III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.
"Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки" (Ю. Г. Круглов).
Что же такое "загадки"? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
- Откройте хрестоматии на 6 странице.
-Прочтите загадки и выберите ту, которая, как вам кажется, самая интересная. Объясните, почему?
-Закройте хрестоматии. Посмотрите на доску. Перед вами – вопросы викторины. Давший большее количество правильных ответов, получает звание "Знаток загадок Дона":
-Что такое загадка?
-Что это: - Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит ( метла)
- Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, Кривой без дела валяется ( вёдра и коромысло).
-Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается ( лошадиные подковы).
- Кто это: - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов ( муравьи).
- Снизу камень, сверху камень; ест траву, но не корова; несёт яйца – а не курица; четыре ноги – а не собака ( черепаха).
IV. Беседа о малых жанрах – пословице и поговорке.
– Что такое пословица? Поговорка?
- Вспомните основные отличия и сходства пословиц и поговорок. Дайте письменный ответ, оформив запись по образцу.
- Посмотрите на доску, проверьте свой ответ.
Общее: создал народ, заключают мудрость народа, выражают отношение к труду, учению, добру и злу и т.д.
Отличия: поговорка – часть суждения, а пословица представляет собой предложение, простое или сложное, с рифмой или без неё, имеющее прямой или переносный смысл.
- Откройте хрестоматии на 7 странице. Зачитайте пословицы, которые говорят о любви к родине: - Земля донская – мать родная.
- Казаку честь за Родину лечь.
- Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
- Человек без Родины что камышинка: под любым ветром гнётся….
- Найдите пословицы, объединённые темой "Труд": - Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
-От безделья не бывает у казака веселья.
- Донская земля дармоедов не кормит.
-Лень в дому – бери суму.
- Как понимаете последнюю пословицу?
Какой темой объединены следующие пословицы: - Конь познаётся в езде, а друг в беде.
-Казак без друзей что дуб без корней.
- Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.
- По любой из этих трёх пословиц в течение 5 – 7 минут напишите сочинение – миниатюру.
Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней.
V. Беседа о жанрах предания, легенды.
-Найдите в литературоведческом словаре определение понятий "предания", "легенда".
- Откройте хрестоматию на 10 странице. Найдите легенду "Сом". Послушайте её выразительное чтение, отмечая слова, значение которых неясно.
"Сом".
"Я помню, у нас тут яма была, там сомы водились крупные. И вот мне захотелося, девчонка ж была, достать дно. Я как нырнула, дна не достала, а вынырнуть не могу. Тянить меня на низ. Я тута аж растерялася, отталкиваюся ногой и даю вверх. Выплыла я, а они: « Ай, вот она. Чё ты там делала? А мы уж хотели в хутор бежать : "Панька утонула!"Так то ж сом – то самый и был, тащил – то меня за ногу, еле вылезла."
- Какие слова непонятны?
VI. Итог. Домашнее задание.
- Что понравилось вам сегодня на уроке?
- Что вызвало вопросы?
-Кто из ребят, по – вашему, работал лучше всех?
-Домашнее задание следующее:1. - Составить словарик диалектных слов и форм слов, использованных в легенде « Сом», объясняя их с помощью общеупотребительных слов.
2. Подготовить к пересказу легенду, связанную с историей села или своей семьи.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к изученным загадкам.
Литература:
1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5 – 7 классах. Ростов – на –Дону. ЗАО "Книга" .2005
2. .Литература 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Н.Я. Крутова. Волгоград 2012
|
|
|