Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе.
Тема: «Одежда».
Цель: уточнить представления учеников о видах одежды и способах ухода за ней.
Задачи:
Ход урока.
Оргмомент.
Повторительно-обучающая работа.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Задание: запомните пары слов, назовите второе слово.
Красное пальто
красная куртка
желтое платье
голубая юбка
желтый шарф
(учитель - красная, ученик – куртка; учитель – желтое, ученик – платье; ....)
III. Работа по теме урока.
-Как можно назвать одним словом то, что сейчас вы назвали? (выставляется карточка со словом «одежда»).
Почему? Назовите другие предметы одежды.
-Как нужно относиться к одежде?
Сообщение темы и целей урока:
-Вы узнаете, какая есть одежда, я расскажу, как нужно ухаживать за ней.
Изучение нового материала.
-Одежду придумали люди с древних времен. Ее делали из шкур животных, которых убивали на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно люди научились делать ткани и одежда начала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы одежда украшала их. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков ... А сейчас мы с вами назовем эту одежду.
для улицы – верхняя одежда (отбор картинок верхней одежды: куртки, пальто, плащ ...);
для тела – нижняя одежда (трусы, майки, футболка, ночная рубашка ...);
для праздников – праздничная, нарядная (красивое платье, костюм ...);
для каждого дня – повседневная (брюки, юбка, джинсы, рубашки ...).
Физкультминутка.
IV. Закрепление.
Чтение рассказа «Как одежда разбежалась по комнате» (из книги Б. Д. Корсунской «Читаю сам»). Расшифровка названия рассказа: слова разбить на слоги и под каждым слогом написать соответствующую цифру.
-Послушайте внимательно рассказ и подумайте, почему он так называется?
«Утром мама будит Варю: «Вставай, быстро одевайся, пора в школу». Варя хочет одеться, колготок нет. Где колготки? На стуле нет, под стулом нет. Смотрит – колготки у куклы в кроватке. А где юбка? Под шкафом нет, за шкафом нет. Ой, ой, вот она, на книжной полке. А мама зовет: «Варя, быстрей, опоздаем!» А варя опять спрашивает: «Где мои туфли?». Один под кроватью, а другого нет. Где лента? Где фартук? Где носовой платок? Долго искала Варя свои вещи и опоздала в школу. Нина Ивановна спросила: «Почему ты опоздала?» Варя говорит «Я искала вещи по всей комнате». Удивилась учительница : «У тебя что, одежда живая?»
Беседа по рассказу:
-Почему учительница назвала одежду Вари «живой»? Кто виноват, что одежда разбросана по комнате? Как надо обращаться с одеждой? Вспомните, как дома мама (в сальной комнате воспитатель) ухаживает за одеждой.
Работа по составлению предложений (схема на доске)
что делать? чем?
Чистить - (предметная картинка – щетка)
Гладить (утюжить) - (предметная картинка – утюг)
Стирать - (мыло, порошок)
Пришивать (штопать) - (иголка, нитки)
- Еще чтобы одежда не мялась, нужно ее вешать на крючок, но лучше на вешалку.
Одежда будет красивой и опрятной (показ предметных картинок).
- Что значит «опрятной»? (чистая, выглаженная).
самостоятельное составление предложений по опорным схемам:
Кто? Что? Чем?
_______ стирает ___________ _________
_______ гладит ___________ __________
_______ чистит ___________ __________
______ пришивает ___________ __________
Игра «Одень куклу.
В конвертах бумажные куклы и сопутствующая к ней одежда.
Дифференцированная работа:
1 ученица – найти и надень на куклу только верхнюю, нижнюю одежду;
2 ученица - найти и надеть на куклу только повседневную одежду;
3 ученица - найти и надеть на куклу только праздничную одежду.
V. Подведение итогов. Оценивание.
Используемая литература.
Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Приложение.
|