|
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире.
Многообразие животного мира водоёмов».
Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов.
Цель урока:
дать представление о многообразии животного мира водоёмов, используя элементы и приёмы сказкотерапии;
познакомить с существенными признаками обитателей водоёмов;
выявить проблемы экологии водоёмов и определить меры защиты водной среды;
развить творческую и мыслительную деятельность всех учащихся, опираясь на сказочность изложения учебного материала.
Оборудование:
мультимедийная установка ( презентация);
памятки «Правила поведения у водоёмов»;
записи со звуками журчащей воды, мелодии для релаксации;
рисунки учащихся с изображением рыб.
Ход урока:
I. Приём вхождения в сказку. Объяснение нового материала. <�Приложение. Слайд 1>
У. Сегодня мы совершим сказочное путешествие в подводное царство, в гости к Морскому царю. Закройте глаза. Прислушайтесь… Слышите шум воды, чувствуйте запах водорослей? (Звуки журчащей воды). Представьте, голубую прозрачную воду, вокруг вас проплывают диковинные существа. Вы хотите ухватить их, но они выскальзывают из рук. Вы плывёте всё дальше и дальше, в мир водной красоты и блаженства…Мы постепенно открываем глаза, и перед нами появляется подводный мир со своими обитателями. Кто же они?
Крылья есть, да не летают,
Глаза есть, да не мигают,
Ног нет, да не догонишь,
А у родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Д. Рыбы. <�Слайд 2 «В подводном мире»>
У. Расскажите, что вы знаете о рыбах?
Д. Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй. Они живут в воде.
У. Интересно, из каких частей состоят рыбы?
Д. Голова, туловище, хвост и плавники.
У. Скажите, а зачем рыбам рот, жабры, глаза и ноздри?
Д. Рот нужен, чтобы заглатывать пищу и воду. А жабры выпускают воду наружу. Ноздри помогают чувствовать, чем пахнет вода.
У. В подводном царстве Морского царя обитают разные рыбы и питаются они разнообразной пищей.
Кукушкина Е.Ю.
Смотрите, эта рыбка поедает водные растения, она растительноядная. А эти рыбы охотятся за другими рыбками и мелкими животными. Это хищные рыбы. А вот те, которые поедают растения, червей, насекомых и улиток. То есть едят всё - они всеядные. <�Слайд 3 « Виды рыб»>
Посмотрите, как красив подводный мир! Вам нравится здесь? А нужны ли рыбы человеку?
Д. Конечно. Ведь рыбы – это пища, витамины, удобрения, корм для животных, красота в аквариуме. <�Слайд 4 « Значение рыб»>
У. А где же живут рыбы?
Д. В озёрах, реках, морях, океанах и домашних аквариумах. <�Слайд 5« Рыбы- обитатели водоёмов»>
У. Посмотрите, кто в этом озере плывёт рядом с нами?
В реках, озёрах, много зарослей в которых
Рыбка эта обитает и прудов не избегает
С промерзающей водой…
И серебряной бывает, и бывает золотой.
( Выходит ученик со своей художественной домашней работой «Карась» и рассказывает о себе)
Д. Я – карась. Обитаю в озёрах, прудах, реках с медленным течением. Мы бываем двух видов: золотые и серебряные. Питаюсь личинками насекомых, водорослями, червями, моллюсками. В длину достигаю 45 см и живу до 14 лет. < Рисунок 1>
У. Из озера мы плавно попадаем в реку. Кто же это?
Полосатая злодейка
Съест любого малыша –
Пескаря, плотву, уклейку…
Не проглотит лишь ерша.
( Ученик показывает рисунок «Щука» и обыгрывает рассказ) < Рисунок 2>
Д. Я – щука. Рыба с вытянутым, сжатым с боков телом, большой головой и острыми зубками. Окраска у меня маскировочная, среди водных растений незаметна. Очень люблю полакомиться лягушками, рыбами и мелкими зверьками. А вес мой достигает 12 – 20 кг.
У. А река нас стремительно несёт к морю. Здесь надо быть особенно осторожным. Держитесь за руки, друзья, и мы избежим опасностей. Но кто на нашем пути?
В буйном море- океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Выходит « Акула» со своим изображением и ведет беседу)
Д. Я самая крупная китовая акула. Обитаю в тёплых водах морей и океанов. Достигаю 20 м в длину, ем рачков, икру рыб и моллюсков. Во рту у меня до 15 тысяч мелких зубов. Для людей я не опасна. А вот сестру мою, белую акулу, называют людоедом и она опасна для человека. <Рисунок 3>
У. Много интересного и опасного было на нашем пути, но мы были дружными и внимательными друг к другу. И Морской царь помогал нам в путешествии. А как приятно возвращаться домой после интересного путешествия. А дома, глядя в аквариум, мы с удовольствием вспомним о наших приключениях. < Слайд 6 « Аквариум»>
Кукушкина Е.Ю.
У. У кого есть дома аквариум? Какие рыбы там обитают? <�Рисунок 4>
Д. Сомики, Меченосцы, Золотые рыбки, Гурами, Гуппи…
У. Посмотрите, вот она.
( Ученик рассказывает о Гуппи )
Д. Я маленькая и красивая рыбка, длиной от 4 – 6 см. Родом я из Южной Америки, а живу всего 3 – 3,5 года. Питаюсь смесью для тропических рыб. Мы бываем разноцветными, с сочетанием чёрных, красных, жёлтых, золотистых пятен, разнообразны по форме и размеру.
II. Приём выхода из сказки. Закрепление изученного.
У. Путешествие по подводному миру подходит к завершению. Посмотрите на всех рыбок. Что общего у всех рыб?
Д. Строение тела и среда обитания.
У. Чем рыбы отличаются друг от друга?
Д. Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской.
У. Давайте закроем глазки и представим себя уже на берегу водоёма. Интересно, а на обычной рыбалке вы когда - нибудь были? Но не всегда это занятие приносит радость и доставляет удовольствие. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, почему автор для названия выбрал пословицу: «Что посеешь – то и пожнёшь». <�Слайд 7 « Случай на рыбалке»>
А если рыбы могли бы говорить, какие советы они дали ребятам о том, как надо вести себя у водоёмов?
( После ответов детей учитель обобщает полученные сведения и предлагает обсудить памятки с правилами)
Правила поведения на водоёмах
1.Купайся только в хорошо известных безопасных, специально отведённых для купания местах.
2.Не шали на воде!
3.Не отплывай далеко от берега на надувном матрасе, круге или лодке.
4.Не засоряй водоём бытовым мусором.
5.Береги и охраняй животный и растительный мир водоёмов.
У. Рыбы часто становятся героями многих историй, рассказов и сказок. Отгадайте названия сказок, в которых участвуют рыбы.
Сказочная викторина
«Катится клубочек у синего моря. Лежит на песке старая щука, издыхает, хвостом песок вздымает. - Спаси меня, Иван – царевич, пусти меня в море: тяжко мне на песке издыхать. Пожалел её Иван – царевич, в воду бросил. Только вверх пузырьки пошли». (Лягушка – царевна)
«В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Сказка о золотой рыбке)
Кукушкина Е.Ю.
«Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали, что сказала старуха жаба. Жениха с матушкой они видели и раньше. Теперь они высунули из воды головы, чтобы поглядеть на невесту. Им было ужасно жалко, что такой миленькой маленькой девочке придётся жить вместе с этими отвратительными жабами где – нибудь под корягой в густой жирной тине». (Дюймовочка)
Зубастая акула на солнышке лежит.
- Ах, у её малюток, у бедных акулят,
Уже двенадцать суток зубки болят». (Айболит)
III. Итог урока.
У. Вам понравилось наше путешествие? А что интересного запомнилось? < Слайд 8>
IV. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к сказкам, в которых участвуют рыбы.
Кукушкина Е.Ю.
|
|
|