|
Путешествие в страну русских народных инструментов
Путешествие в страну русских
народных инструментов
Наталья Шикалова,
воспитатель детского сада
№ 39, г. Санкт-Петербург
При подготовке к занятию важна
предварительная работа: знаком-
ство детей с ложками, колоколь-
чиками, бубенчиками, бубном,
трещоткой, свирелью, а также
разучивание песен и музыкаль-
ных номеров с использованием
народных инструментов, отгады-
вание загадок.
Для занятия нужны музыкаль-
ные инструменты, «волшебная»
палочка, аудиозаписи русских
народных песен и наигрышей.
Итак, дети входят в зал и
рассаживаются на стульчиках.
Ведущий. Здравствуйте, ребя-
та. Рассаживайтесь поудобнее.
Сегодня мы с вами совершим
путешествие в волшебную страну
русских народных музыкальных
инструментов.
Звучит плясовая музыка «Смо-
ленский гусачок», появляется
Домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Домовёнок Кузя. Я
очень люблю ходить в гости и
заводить новых друзей. А ещё я
очень люблю путешествовать.
Давайте все вместе куда-нибудь
отправимся в путешествие!
Ведущий. Мы очень рады,
Кузя, что ты пришёл к нам в
гости, мы с ребятами как раз
собрались совершить путеше-
ствие в волшебную страну и с удо-
вольствием возьмем тебя с собой,
только сначала отгадай нашу
загадку.
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это…
Кузя. Так это же ложка! Мы
что сейчас есть будем? Это хоро-
шо, покушать я люблю. Ой! А как
же наше путешествие?
Ведущий. Не волнуйся, Кузя, в
путешествие мы обязательно
отправимся. Но это не просто
ложки, а самый настоящий музы-
кальный инструмент.
Кузя. Какой же это музыкаль-
ный инструмент? И как на них
играть-то, на ложках этих, по
чашкам и кастрюлям что ли?
Ведущий. Нет. Музыкант уда-
ряет ими друг по другу. Вот так.
Кузя. Ну и какое отношение к
нашему путешествию имеют эти
деревянные ложки?
Ведущий. А ты ещё не дога-
дался?
Кузя. Не знаю я.
Ведущий. Ребята, давайте
поможем Кузе. Покажем ему
нашу подсказку.
Дети исполняют музыкаль-
ный номер на ложках «Поехал наш
батюшка на базар».
Кузя. Я догадался! Мы отпра-
вимся в страну русских народных
музыкальных инструментов!
Ведущий. Молодец Кузя! И
вы, ребята, молодцы! Ну что ж,
отправляемся. Где моя волшебная
палочка?
Взмахивает волшебной палоч-
кой. Звучит лиричная русская
народная музыка «Весенняя хоро-
водная».
Дети за Кузей идут по кругу
на другую сторону зала. На сто-
лике разложены разные музыкаль-
ные инструменты.
Ведущий. Вот мы и попали в
волшебную страну, где живут рус-
ские народные музыкальные
инструменты. Только тебе, Кузя,
нужно угадать их названия.
Кузя. Ой-ой-ой! А я совсем с
народными инструментами не
знаком.
Ведущий. А мы тебе поможем.
Правда, ребята? А вот и первая
загадка.
Целый день всё трень да трень
И трещать-то ей не лень.
Ведущий показывает и играет
на трещотке.
Кузя. Ой, что это так трещит?
И как же этот инструмент называ-
ется?
Дети отвечают.
Ведущий. Да, это ударный
инструмент — трещотка.
Кузя. Да разве трещотка удар-
ная? Она же трескучая. Деревян-
ные пластиночки стукаются друг
о друга и трещат.
Ведущий. В ударных инстру-
ментах звук возникает, когда одна
часть инструмента ударяется о
другую или когда по самому
инструменту чем-нибудь бьют.
Кузя. Чем бьют?
Ведущий. Например, рукой.
Вот послушайте новую загадку:
Целый день бом да бом
Раздается громкий звон.
Звучит бубен.
Кузя. Ой, что это, ребята?
Дети отвечают.
Ведущий. Кузя, хочешь попро-
бовать?
Кузя. Да, конечно! (Пробует
играть.)
Ведущий. Молодец, Кузя. У
тебя очень хорошо получается.
Слушайте следующую загадку:
Тили-бом, тили-бом,
Перезвон со всех сторон.
Колокольчики звенят
С бубенцами говорят.
Кузя. Я догадался! Это коло-
кольчики да бубенчики.
Ведущий. Молодец, Кузя,
какой ты догадливый. А ты играть
любишь?
Кузя. Конечно, люблю!
Ведущий. Тогда поиграй с
нашими ребятами.
Кузя. С удовольствием пои-
граю!
Дети играют в игру «Весёлые
инструменты» под музыку «Све-
тит месяц».
Ведущий. Молодцы, хорошо
поиграли. Кузя, наши ребята тоже
умеют загадывать загадки. Вот
послушай. (Один из детей загады-
вает загадку.)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в неё слегка
Будет музыка слышна.
Ведущий. Подумай-ка мину-
точку,
Что же это?
Кузя. Дудочка!
Ведущий. Правильно. Эта
дудочка называется свирель. Вот
послушайте, как она звучит. (Зву-
чит свирель: «Во кузнице».)
Кузя. А свирель тоже ударный
инструмент?
Ведущий. Ребята, как вы
думаете, свирель ударный инстру-
мент?
Дети отвечают.
Нет, это духовой инструмент.
Заставляет звучать свирель поток
воздуха, который я выдуваю. Вот
смотри. (Играет. «Ты дума, моя
дума».)
Кузя. Вот бы мне так научить-
ся. Я тоже хочу играть на свирели.
Дайте мне её!
Ведущий. Нет, Кузенька.
Учиться надо долго. А я предла-
гаю всем нам сейчас превратить-
ся в музыкантов оркестра народ-
ных инструментов. И не обяза-
тельно сразу играть на свирели.
Можно играть и на ударных
инструментах. Правда, ребята?
Давайте мы научим Кузю.
Дети исполняют номер на
музыкальных инструментах «Ах
ты, берёза».
Ведущий. Ну, что, Кузя, тебе
понравилось?
Кузя. Да, очень. Теперь я обя-
зательно научусь на чём-нибудь
играть.
Ведущий. А вам, ребята,
понравилось?
Дети отвечают.
Ну вот наше путешествие в
страну русских народных музы-
кальных инструментов подошло к
концу. Пора прощаться. А ты,
Кузя, приходи к нам почаще, и мы
совершим ещё не одно увлека-
тельное путешествие.
Кузя. Спасибо, обязательно
приду. До свиданья.
Ведущий. Ребята, давайте
проводим Кузю и пожелаем ему
счастливого пути.
(Под музыку «Весенняя хоро-
водная» все уходят.)
На наших занятиях мы знакомим детей с русскими народными
инструментами, воспитываем интерес к их различному
звучанию, объясняем, что такое ударные и духовые
инструменты.
44 Игры
|
|
|