Главная страница

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии"


Скачать 118.61 Kb.
Название Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии"
Дата 08.03.2016
Размер 118.61 Kb.
Тип Урок

Урок обществознания по теме

"Демократические выборы и политические партии".

10-й класс



Задачи урока:

Методический инструментарий учителя

Предмет

Обществознание

Тема

Демократические выборы и политические партии

Источники

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

  • Закон Брянской области о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц.

  • Материалы участковой избирательной компании.

Литература

  • Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник 10 кл, М., 2007.

  • Никитин А.Ф. Основы обществознания. Дидактические материалы. “Дрофа”, М., 2000.

  • Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004, № 2, 2007.

Характер учебной деятельности

Интерактивное обучение

Форма занятия

Урок-практикум

Форма организации учащихся

Работа в группах

Время изучения

2 часа.

Класс

10

Виды деятельности

Работа с документами – выдержки из основных документов избирательного законодательства:

Дискуссия “Участие в выборах – это участие в управлении государством?”

Тренинг “Чудо – выборы”

Необходимая база:

  1. Умение работать с документами.

  2. Умение анализировать и делать выводы.

  3. Навыки работы в группе.

Основные блоки урока

  1. Организационный.

  2. Вводный (актуализация, мотивация, инструктаж).

  3. Закрепление новых знаний и способов действий



План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Оргмомент



Приветствие учащихся


Приветствие учителя

2.Выбор темы.

Предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?”На какую тему сегодня мы будем говорить?


(уч-ся выбирают тему урока из предложенных на доске)

ТЕМЫ:

- Политические партии.

- Демократические выборы.

- Участие граждан в политической жизни страны.

- Демократические выборы и политические партии.

Слайд 1.

2. Постановка задач.

Вступительное слово учителя:

“Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.” В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах. Особенно вам, будущим выпускникам – потенциальным избирателям.

Рассмотрим ситуацию:

Одиннадцатиклассница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 4 мая 2013 года.

Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”, участник управления государством? Предложите аргументированную защиту своей позиции.

При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.

Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии на декабрьских 2012 года выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в предыдущие выборы. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?

ВЫВОД: Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.




Учащиеся предлагают:

– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;

– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;

– проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.


  • Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике; раскрыть сущность, структуру и типы демократической избирательной системы;

  • Развивать гражданское ответственное отношение к выборам;

Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях





  1. План урока

Познакомимся с планом урока.

Слайд 2.

  1. Избирательная система РФ.

А) избирательное право.
Б) избирательный процесс.

  1. Типы избирательных систем.

А) мажоритарная.
Б) пропорциональная.
В) смешанная.

  1. Многопартийность.

А) классификация партий.

  1. Рефлексия. “Чудо – выборы”




Учащиеся знакомятся с планом.

5. Мотивация изучения материала.
Что такое выборы?

Учитель дает задание классу:

“Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты).

А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ.




Учащиеся находят в законе определение понятию «выборы».

Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве.

Выдержки из документов:

  1. Демократические свободные и периодические выборы … являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

  2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией. (ФЗ “Об основных гарантиях…”) ст.2.9

  3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (Конституция РФ, ст. 2)

  4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ)







Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:

  • О каком праве идет речь?

  • Что означает право избирать и быть избранным?



Историческая справка о выборах.
Слайды 3,4
ВЫВОД: Т.О. выборы имеют давнюю историю, но чтобы от них была польза, нужно владеть информацией о них, знать как правильно в них поучаствовать.

Учащиеся знакомятся с ст.32 КРФ.
Ст. 3:

  • “Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Знакомство с выводами в учебнике на стр.259-260.

Уч-ся читают ист. справку.

6.Избирательные системы.

Давайте познакомимся с избирательной системой РФ.

  1. Избирательная система РФ.

А) избирательное Б) избирательный

право. процесс
Избирательная система – это порядок выборов в представительные учреждения лиц, а также определение результатов голосования.

Она включает 2 компонента:

А) Избирательное право

Б) Избирательный процесс

Слайд 5.

Избирательное право – политическое право гражданина избирать (активное право)

- право быть избранным (пассивное право)

Ст. 4.1 ФЗ «Об основных гарантиях…»

  • Гражданин РФ, достигший 18 лет. Вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ… и иными правовыми актами … быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Слайд 6.

  1. С какого возраста граждане имеют право принимать участие в выборах?

  2. Кто не имеет право участвовать в выборах? (см. Конституцию РФ, ст. 32.)




Ст.60, 32 КРФ

Слайды 7,8,9,10

Что используют граждане, чтобы сделать свой выбор? (бюллетень)

Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса, открыв слайд № 8.
Политический маркетинг (создание с помощью рекламы привлекательного для избирателя имиджа кандидата)

!!! Каждый кандидат стремится «продать» себя подороже при помощи СМИ. Имидж не всегда соответствует действительности.

“А всегда ли выборы являются демократическими?


Слайд 11.
Стадии избирательного процесса.

  1. Составление списков избирателей.

  2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

  3. Формирование избирательных комиссий.

  4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

  5. Предвыборная агитация.

  6. Голосование.

  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

(на доске)

Всеобщие – демократические

Равные – неравные

Прямые – косвенные

С тайным голосованием – с открытым голосованием

(положения левого столбца прокомментировать на основании ст.4-7 ФЗ «Об основных гарантиях..», а правого – используя знания отечественной истории, в частности закон о выборах в I Государственную Думу (1905 г.)
Уч-ся проводят сравнительный анализ и приходят к выводу, что выборы не всегда бывают демократическими. Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”.


7.Типы избирательных систем.

А) мажоритарный

Б) пропорциональный

В) мажоритарно-пропорциональный (смешанный)



Уч-ся изучают самостоятельно и заполняют карточки (Плюсы и минусы избирательной системы)

Учащиеся докладывают о выполнении задания. (см. карточку приложение №1)

Повторить показ слайдов №13-16 в качестве подведения итогов.
Решение задач. (стр.174-175 методички)

Задачи: 1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% + один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.
2.Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему?
3.В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

Мажоритарная система абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства.

1.Пропорциональная избирательная система.

2.120 – (60+30+10)=20 голосов

3. 20х60:100=12 (12+60=72 голоса – 1-я партия)

4. 20х30:100=6 (6+30+36 голосов -2-я партия)

5. 20х10:100=2 (2+10=12 голосов – 3-я партия)

Особенности избирательной системы РФ.

ВЫВОД: т.о., избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”.

Слайд № 19.


8.Многопартийность и партийные системы.

    1. Что такое многопартийность?

Историческая справка «Из истории становления политических партий»

    1. Многопартийность и партийные системы.

(Анкета. Соцопрос)

    1. Что такое политическая партия?



    1. Типы политических систем.

5.Классификация политических партий.

6.Признаки политических партий.

7.Функции политических партий.

Учитель: “ Обращается к классу с вопросом: Какие партии вам известны?»

В какую партию вы хотели бы вступить?

Вы не испытали трудности при выборе?

Что нужно знать прежде чем вступить в какую-либо партию?

Давайте познакомимся с лидерами партий представленных в парламенте РФ.

Слайд №20.
Многопартийность – это наличие в обществе 2-х или более партий.
Слайды № 21-23.

Сайды №24-31.

Слайд №32.

ПП – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных слоев населения, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.

Слайд №33.
Слайд №34.
Слайд №35.
Слайд №36.

(КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело и др.)

Работа с приложением «Политические партии России» (Уч-ся знакомятся с названиями партий и выбирают понравившуюся)

Знакомство с выводами №2,3 учебника, с.260.


Слайды (фото лидеров партий)

Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях.

После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?”


Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д.


После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:

Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением.

Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”?

V этап урока.


Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.

Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”

После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя.

Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия.

VI этап урока.


Задание: “ Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме.

П.23, с.256-262


Записать в тетрадь опорные термины по рассмотренной на уроке теме.

“выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.”