|
Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии"
Урок обществознания по теме
"Демократические выборы и политические партии".
10-й класс
Задачи урока:
Методический инструментарий учителя
Предмет
|
Обществознание
|
Тема
|
Демократические выборы и политические партии
|
Источники
|
Конституция РФ
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
-
Закон Брянской области о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц.
Материалы участковой избирательной компании.
|
Литература
|
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник 10 кл, М., 2007.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Дидактические материалы. “Дрофа”, М., 2000.
Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004, № 2, 2007.
|
Характер учебной деятельности
|
Интерактивное обучение
|
Форма занятия
|
Урок-практикум
|
Форма организации учащихся
|
Работа в группах
|
Время изучения
|
2 часа.
|
Класс
|
10
|
Виды деятельности
|
Работа с документами – выдержки из основных документов избирательного законодательства:
Дискуссия “Участие в выборах – это участие в управлении государством?”
Тренинг “Чудо – выборы”
Необходимая база:
Умение работать с документами.
Умение анализировать и делать выводы.
Навыки работы в группе.
|
Основные блоки урока
|
Организационный.
Вводный (актуализация, мотивация, инструктаж).
Закрепление новых знаний и способов действий
|
План урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Оргмомент
|
Приветствие учащихся
|
Приветствие учителя
|
2.Выбор темы.
|
Предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?”На какую тему сегодня мы будем говорить?
|
(уч-ся выбирают тему урока из предложенных на доске)
ТЕМЫ:
- Политические партии.
- Демократические выборы.
- Участие граждан в политической жизни страны.
- Демократические выборы и политические партии.
Слайд 1.
|
2. Постановка задач.
|
Вступительное слово учителя:
“Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.” В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах. Особенно вам, будущим выпускникам – потенциальным избирателям.
Рассмотрим ситуацию:
Одиннадцатиклассница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 4 мая 2013 года.
Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”, участник управления государством? Предложите аргументированную защиту своей позиции.
При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.
Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии на декабрьских 2012 года выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в предыдущие выборы. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?
ВЫВОД: Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.
|
Учащиеся предлагают:
– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;
– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;
– проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.
Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике; раскрыть сущность, структуру и типы демократической избирательной системы;
Развивать гражданское ответственное отношение к выборам;
Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях
|
План урока
|
Познакомимся с планом урока.
Слайд 2.
Избирательная система РФ.
А) избирательное право.
Б) избирательный процесс.
Типы избирательных систем.
А) мажоритарная.
Б) пропорциональная.
В) смешанная.
Многопартийность.
А) классификация партий.
Рефлексия. “Чудо – выборы”
|
Учащиеся знакомятся с планом.
|
5. Мотивация изучения материала.
Что такое выборы?
|
Учитель дает задание классу:
“Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты).
А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ.
|
Учащиеся находят в законе определение понятию «выборы».
Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве.
Выдержки из документов:
Демократические свободные и периодические выборы … являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
-
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией. (ФЗ “Об основных гарантиях…”) ст.2.9
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (Конституция РФ, ст. 2)
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ)
|
|
Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:
О каком праве идет речь?
Что означает право избирать и быть избранным?
Историческая справка о выборах.
Слайды 3,4
ВЫВОД: Т.О. выборы имеют давнюю историю, но чтобы от них была польза, нужно владеть информацией о них, знать как правильно в них поучаствовать.
|
Учащиеся знакомятся с ст.32 КРФ.
Ст. 3:
“Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Знакомство с выводами в учебнике на стр.259-260.
Уч-ся читают ист. справку.
|
6.Избирательные системы.
|
Давайте познакомимся с избирательной системой РФ.
Избирательная система РФ.
А) избирательное Б) избирательный
право. процесс
Избирательная система – это порядок выборов в представительные учреждения лиц, а также определение результатов голосования.
Она включает 2 компонента:
А) Избирательное право
Б) Избирательный процесс
|
Слайд 5.
|
Избирательное право – политическое право гражданина избирать (активное право)
- право быть избранным (пассивное право)
|
Ст. 4.1 ФЗ «Об основных гарантиях…»
Гражданин РФ, достигший 18 лет. Вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ… и иными правовыми актами … быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Слайд 6.
|
С какого возраста граждане имеют право принимать участие в выборах?
Кто не имеет право участвовать в выборах? (см. Конституцию РФ, ст. 32.)
|
Ст.60, 32 КРФ
Слайды 7,8,9,10
|
Что используют граждане, чтобы сделать свой выбор? (бюллетень)
Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса, открыв слайд № 8.
Политический маркетинг (создание с помощью рекламы привлекательного для избирателя имиджа кандидата)
!!! Каждый кандидат стремится «продать» себя подороже при помощи СМИ. Имидж не всегда соответствует действительности.
“А всегда ли выборы являются демократическими?
|
Слайд 11.
Стадии избирательного процесса.
Составление списков избирателей.
Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
Формирование избирательных комиссий.
Выдвижение, регистрация кандидатов.
Предвыборная агитация.
Голосование.
Подсчет голосов и установление результатов выборов.
(на доске)
Всеобщие – демократические
Равные – неравные
Прямые – косвенные
С тайным голосованием – с открытым голосованием
(положения левого столбца прокомментировать на основании ст.4-7 ФЗ «Об основных гарантиях..», а правого – используя знания отечественной истории, в частности закон о выборах в I Государственную Думу (1905 г.)
Уч-ся проводят сравнительный анализ и приходят к выводу, что выборы не всегда бывают демократическими. Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”.
|
7.Типы избирательных систем.
А) мажоритарный
Б) пропорциональный
В) мажоритарно-пропорциональный (смешанный)
|
Уч-ся изучают самостоятельно и заполняют карточки (Плюсы и минусы избирательной системы)
Учащиеся докладывают о выполнении задания. (см. карточку приложение №1)
Повторить показ слайдов №13-16 в качестве подведения итогов.
Решение задач. (стр.174-175 методички)
|
Задачи: 1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% + один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.
2.Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему?
3.В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?
|
Мажоритарная система абсолютного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства.
1.Пропорциональная избирательная система.
2.120 – (60+30+10)=20 голосов
3. 20х60:100=12 (12+60=72 голоса – 1-я партия)
4. 20х30:100=6 (6+30+36 голосов -2-я партия)
5. 20х10:100=2 (2+10=12 голосов – 3-я партия)
|
Особенности избирательной системы РФ.
ВЫВОД: т.о., избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”.
|
Слайд № 19.
|
8.Многопартийность и партийные системы.
Что такое многопартийность?
Историческая справка «Из истории становления политических партий»
Многопартийность и партийные системы.
(Анкета. Соцопрос)
Что такое политическая партия?
Типы политических систем.
5.Классификация политических партий.
6.Признаки политических партий.
7.Функции политических партий.
Учитель: “ Обращается к классу с вопросом: Какие партии вам известны?»
В какую партию вы хотели бы вступить?
Вы не испытали трудности при выборе?
Что нужно знать прежде чем вступить в какую-либо партию?
Давайте познакомимся с лидерами партий представленных в парламенте РФ.
|
Слайд №20.
Многопартийность – это наличие в обществе 2-х или более партий.
Слайды № 21-23.
Сайды №24-31.
Слайд №32.
ПП – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных слоев населения, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.
Слайд №33.
Слайд №34.
Слайд №35.
Слайд №36.
(КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело и др.)
Работа с приложением «Политические партии России» (Уч-ся знакомятся с названиями партий и выбирают понравившуюся)
Знакомство с выводами №2,3 учебника, с.260.
Слайды (фото лидеров партий)
|
Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях.
После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?”
|
Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д.
|
После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:
Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением.
Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”?
V этап урока.
Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.
Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”
После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя.
Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия.
VI этап урока.
Задание: “ Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме.
П.23, с.256-262
|
Записать в тетрадь опорные термины по рассмотренной на уроке теме.
“выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.”
|
|
|
|