|
Человек в группе
Класс: 6 класс
Предмет: Обществознание
Тема урока: Человек в группе
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах составляющих общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
Используемое оборудование:
План урока:
I.Постановка темы урока его целей и задач.
II.Изучение нового материала
1.Общество
2.Группы общества.
3.Правила и нормы жизни в обществе.
III. Закрепление изученного.
Ход урока
I.
- Приветствие
- Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса
Вопрос к классу: Как называется наш предмет?
Обществознание.
Вопрос к классу: Что означает название?
Знания об обществе.
Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?
Поможет общаться и т. д.
Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?
Межличностное общение
Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?
Я (мы) часть общества.
- На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).
II.
1.
Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.
На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.
Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.
- Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.
Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.
- Предлагаю записать тему в тетрадь.
- Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?
(вероятнее к обществу)
- Почему?
( весело, интересно, вместе общаться и т.д.)
- Давайте вы попробуете дать определение «Общество».
Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь. .
- Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным , т.е.общество необходимо для его нормального развития.
Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.
-Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение Ученики приводят в пример Маугли .
- Давайте сделаем вывод.
Человек полноценно развивается только в обществе.(записывают в тетрадь)
- Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?
- приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо). .
-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.
2.
- Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.
Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.
- Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?
Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д=Как видите,групп много.Поэтому группы делятся на: большие и малые.
К большим относятся
К малым относятся (учащиеся называют)
3.
- Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).
Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.
Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре ( 2-я колонка), в школе ( 3-я колонка) 5 минут.
- Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.
- А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.
Слушаем варианты ответов.
Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества. .
- Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.
Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.
- Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то
. что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.
- мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
Степень влияния бывает разной, больше или меньше.
- Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.
Ответы сводятся к следующему:
От личных качеств человека и от состава группы.
- Разным бывает не только степень влияния но и его результат
( положительный и отрицательный).
III.
Обращаю внимание на таблицу на доске: .
«Влияние группы на человека»
Положительное влияние
|
Отрицательное влияние
|
1
2
3
|
1
2
3
|
Первые примеры формулируем вместе. Заполнение таблицы предлагаю в качестве домашнего задания.
- На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.
Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.
- Обращаю внимание на домашнее задание
- Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.
- Выставляю оценки.
- Прощаюсь.
|
|
|