Главная страница

Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой фор­мой общения классного руководителя с учениками


Скачать 226.02 Kb.
Название Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой фор­мой общения классного руководителя с учениками
Дата 10.02.2016
Размер 226.02 Kb.
Тип Классный час

Методические рекомендации

по подготовке классного часа

Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой фор­мой общения классного руководителя с учениками.

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П.Созонов).

«Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя…» (Л.И.Маленкова).

«Классный час можно назвать специально ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич).

Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.

Класс­ный час может проводиться в форме:

  • классного собрания

  • воспитательного часа (час классного руково­дителя)

  • экскурсии

  • тематической лекции

  • беседа (этическая, нравственная)

  • диспуты

  • встречи с интересными людьми

  • викторины по различным областям знаний

  •  дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

  •  КВНы;

  • интерактивные игры;

  • игры — путешествия;

  • театральные премьеры;

  • психологические игры и тренинги;

  • читательские конференции.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

 Классный час выполняет функции:

  • просветительскую

  • ориентирующую

  • направляющую

  • формирующую.


Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция  вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  • Определение темы и задач классного часа

  • Определение времени и места проведения классного часа

  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

  • Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

  • Анализ его результативности.

 

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию ма­териал или поставить «острый» вопрос, использовать музы­кальную паузу, сменить вид деятельности.

Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога:

• Определение содержания классного часа.

• Организационное оформление.

• Планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану:

• Определение темы разговора с учащимися;

• Формулировка целей и задач классного часа;

• Подбор необходимого материала и оборудования;

• Создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися;

• Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.

Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслуживает внимания.

3. Признаём право каждого на любой вопрос.

4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.

5. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы:

• рассказ,

• чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением,

• обзоры периодических изданий,

• лекции специалистов,

• анкетирование и анализ результатов,

• беседы «за круглым столом»,

• обсуждение конкретных событий,

• знакомство с произведениями искусства,

• элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют),

• работа по творческим группам,

Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед:

- сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни,

- объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников,

- обсуждение конфликтных ситуаций,

- обобщение фактов,

- мотивация и формирование нравственного правила,

- применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими:

1. Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.

2. Если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.

3. Никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение.

4. Объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

5. «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

• «Звёздный час»,

• «Что? Где? Когда?»,

• «Слабое звено»,

• «Счастливый случай»,

• «Поле чудес» и др.

Некоторые советы по организации классного часа:

• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.

• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.

• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.

Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.


Организация и проведение  классного собрания
 Классное собрание является важной формой работы классного руково­дителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

 

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимули­рующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные ре­шения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения;

  • избирает старосту, представителей в органы ученического кол­лектива;

  • слушает доклады учеников о выполнении поручений

 

 В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, воз­никших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: об­суждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа

(не чаще одного раза в четверть)

 Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поко­лений

  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников

  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Вариант тематики нравственных классных часов

5-й класс

1.  «Кто я? Какой я? — игра».

2.    «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3.     «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4.     «Архив 5 класса — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год

6-й класс

1.  Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2.                Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3.                Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4.                Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1.  «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2.                «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.

3.                «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.

8-й класс

1.  Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2.                Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3.                Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4.                Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

9-й класс

1.  «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.

2.                 Всему начало -  любовь... - праздник.

3.                 Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

4.                 Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

10-й класс

1.  А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.

2.               Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.

3.               Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

4.               Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

11-й класс

1.  Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

2.                Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.

3.       Мой профессиональный выбор. Прав я  или нет? — презентация.

4.       Моя миссия в мире – конференция
 

Организация и проведение

психологических игр и тренингов

 

Проведение их не тре­бует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает зна­чительный положительный эффект: в игровой форме, которая наи­более близка детям, ребята осваивают простейшие приемы комму­никации, учатся разбираться в своих комплексах.

 «Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы по­лучились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер дол­жен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очере­ди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «но­вого русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому да­ют характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

 «Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Мага­зин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой бук­вы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же про­стейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физиче­ским действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая са­мого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристи­ки. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рас­смешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из осталь­ных участников. В конце определяется самый смешливый человек и са­мый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение

тематического классного часа

 

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного време­ни. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами вне­классной работы.

Примерная тематика классных часов

 

5-й класс

  1. Мир моих интересов

  2. Памятные даты моей семьи

  3. Обычаи и традиции народов мира

  4. Кем быть и каким быть?

6-и класс

  1. Мир моих способностей

  2. Памятные даты моей страны

  3. Обычаи и традиции моей страны

  4. Профессии милосердия и добра

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития

  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим

  3. Компьютер в жизни человека

  4. Азбука вежливости.

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь

  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?

  3. О вкусах не спорят?

  4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы

  2. Улицы, от названия которых становится теплей

  3. Мои профессиональные приоритеты

  4. Как научиться говорить «нет»

10-й класс

  1. Как бороться с плохими привычками

  2. Моя страна на карте мира

  3. Я имею право, я обязан...

  4. Дом, в котором я живу...

11-й класс

  1. Любовь в жизни человека

  2. Вступая во взрослую жизнь...

  3. Моя миссия в мире

  4. Все работы хороши, выбирай на вкус.



Организация и проведение

информационного классного часа

 

Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами се­годняшнего дня, их анализом и отношением к этим про­блемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной

  • Информационный час должен быть мобильным

  • Информация должна быть оперативной и неизвестной  в классе

  • Информация в обзоре должна быть беспри­страстной

  • Информационный час может и должен разви­вать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

 

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных мате­риалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журна­лов);

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По страницам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

10-й класс

Газетная полемика: методы и результат.

История событий в мире в газетных материалах.

Какой быть сегодняшней газете?

По следам газетных выступлений.

Самые значимые газетные рубрики.

Кто создает имидж газеты?

11-й класс

Роль газеты в моей жизни.

Политическая лексика. Чем она изобилует?

Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.

Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)

Интересное и важное газетной полосы.

Нравственные проблемы на страницах газет.

 

 

Организация и проведение

читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.

Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.

Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.

Планирование читательской конференции.

  1. Побеседовать      с      учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить  литературные   произведения   и   авторов,   с творчеством   которых   можно   связать   тему   будущей читательской конференции.

  2. Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:

Методика подготовки к читательской конференции:

  1. Определение темы читательской конференций.

  2. Согласование       сроков       проведения       читательской конференции  с  будущими  участниками   конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)

  3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.

  4. Определение    проблем,    связанных    с    содержанием художественного произведения или творчеством писателя.

  5. Просмотр    спектаклей,    выставок,    фильмов,    музеев, имеющих отношение к теме конференции.

  6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.

  7. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.

  8. Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.

  9. Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.

  10. Обсуждение результатов  конференции  и участия  всех учащихся в ее проведении.

Возможные темы читательских конференций

Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.

Какие они, сегодняшние молодые?

Великие музы великих людей.

Детские сказки в моей взрослой жизни.

Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).

Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу

Книги детства моих родителей и моего детства.

Формы проведения читательских конференций.

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

праздник встречи с любимой книгой,

литературная встреча.
 

Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы   должны   учитывать   возрастные   особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.

Учащиеся  должны   иметь  право   на  подготовку  своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Популярные темы викторин:

История государств и народов.

Дальние уголки земного шара.

Необыкновенные истории обыкновенных вещей.

Праздники, которые всегда с нами.

Природные катаклизмы.

Сказочные герои и их авторы.

Государства и их правители.

Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.

Растительный и животный мир земного шара.

Великие полководцы и знаменитые солдаты.

Фильмы и их герои.

Знаменитые фразы знаменитых людей.

Великие первооткрыватели, их открытия.

Медицина и здоровье.

Обычаи и традиции народов мира.

Птицы, рыбы, звери...

Предметы, без которых нельзя жить.

Экзотические растения и цветы.

Знаки зодиака и гороскопы.

Автомобили, их создатели и владельцы.

Реки, озера, моря и океаны.

Физика вокруг нас.

Химия нашей жизни.

История войн и побед.

Картины и художники
Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

-интеллектуальные марафоны;

-дни интеллектуального творчества;

-защита интеллектуальных проектов;

-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;

-встречи с учеными, изобретателями;

-интеллектуальные ринги и викторины;

-заседание клубов интеллектуалов;

-интеллектуальные олимпийские игры;

-школа интеллектуального развития.
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся

5 класс

В.И.Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и
видеть.

Мои «почему?» и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

                                                 8 класс

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти — залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Веление творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

День творческого представления в школе.

 

10  класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11  класс

Пока я мыслю, я вижу.

Юмор в жизни человека.

И на Марсе будут яблони цвести.
Формы работы по преодолению

вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр   кинофильмов,   которые   отражают   ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их пре­одоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизнен­ных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, на­правленное против вредных привычек человека и демон­стрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подго­товке мероприятий по профилактике вредных привычек:

Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть очень искренни­ ми и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть очень впечат­ляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы лич­ности ученика.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика един­ства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

 

Традиционные мероприятия в коллективе класса

 

«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).

 Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»

 Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».

Праздник благодарения - праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;

Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;

Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным мес­там своего отечества, своей страны;

 Традиция встречи летних каникул, праздник совместного ве­селья и планов на будущее.