Главная страница

Урок общения и закрепления материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»


Скачать 55.26 Kb.
Название Урок общения и закрепления материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Дата 10.02.2016
Размер 55.26 Kb.
Тип Урок

Урок общения и закрепления материала по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

Цели урока:

1) тренировка в определении бессоюзного сложного предложения среди прочих видов предложений;

2) отработка умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

3) закрепление пунктуационных и орфографических навыков учащихся;

4) тренировка навыков учащихся в обработке информации, умение излагать информацию в виде схем, опорных знаков.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Записать предложения, расставить знаки, определить вид, построить схемы.

а) Каштанка обнюхала все углы и двери заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. ( И.П. Чехов)

б) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом… (А. Блок)

в) Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. ( И.П. Чехов)

г) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя. (А.С. Пушкин)

д) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. (Пословица)

е) Чтоб музыкантом быть так надобно уменье. (И.А. Крылов)

ж) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (А.С. Пушкин)

з) Самое главное было сделано мы переправились через реку. (В. Арсеньев)

и) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)

к) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (А. Грибоедов)

3. Беседа по итогам выполнения задания.

1) Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

2) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

3) Какие отношения могут быть между частями бессоюзного сложного предложения?

4) К каким союзным предложениям близки бессоюзные сложные предложения со значением перечисления? Со значением противопоставления? С причинным, следственным, временным и условными значениями?

5) Какие из бессоюзных сложных предложений могут состоять только из двух частей и не допускают включения третьей,а в каких количество частей может быть увеличено?

6) Когда ставится каждый из этих знаков в бессоюзном сложном предложении ( запятая,точка с запятой, двоеточие, тире)?

4. Тренировочные упражнения. Расставьте нужные знаки препинания(карточки):

а) Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. (И. Тургенев)

б) Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга. (Г. Федосеев)

в) Назвался груздем полезай в кузов. (Пословица)

г) Потерянное золото можно найти потерянное время - никогда. (Пословица)

д) Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной. (М. Лермонтов)

Какое из предложений лишнее? Выполните его синтаксический разбор.

5. Вашему вниманию предлагается таблица:

Как бы вы ее озаглавили?

Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Синонимичные синтаксические конструкции, которыми можно заменить бессоюзное сложное предложение

Значение перечисления (одновременность или последовательность)

запятая, точка с запятой

, и

1. Значение причины: вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой

2. Значение пояснения: вторая часть поясняет содержание первой

3. Значение дополнения: вторая часть дополняет содержание первой


двоеточие

[ ], (потому что, так как).

[а именно]: [ ].

[ ], (что ).

1. Значение времени, условия: в первой части указывается на время или условие действия

2. Значение следствия, сравнения: вторая часть заключает в себе следствие, в ы в о д из того, о чём сообщается в первой, или содержит сравнение с тем,

о чём говорится в первой

3. Значение противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий


тире

(когда, пока ), [ ].

(если ), [то ].

[ ], (так что),

[ ], (словно, как

будто).

[ ], а, но, да, однако [ ].

[ ],и[ ].

6. Обобщение изученного материала.

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного нужно( вместе с учащимися строим схему-алгоритм):

  1. Разбить сложное предложение на простые

  2. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения




Последовательность. Одновременность событий, между этими предложениями можно поставить союз и




Другие смысловые отношения


Причины , пояснения. дополнения



Времени, условия;

Следствия , сравнения, противопоставления или быстрой смены событий










Ставьте двоеточие

Ставьте

тире




Значительно ли распространены, есть ли запятые внутри простых




нет

да

Ставьте запятую

Ставьте

точку с запятой

7. Домашнее задание: №238 (Львова С. И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И Львова. -- М. : «Просвещение», 2010.—( Лингвистический тренажер). ISBN 978-5-09-019759-5)