|
Урок кубановедения 5 класс Тема. Введение. Кубань перекрёсток цивилизаций
Урок кубановедения 5 класс
Тема. Введение. Кубань – перекрёсток цивилизаций.
Цель урока. Познакомить учащихся с историей малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории.
Задачи:
Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.
Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.
Работа с терминами.
Основные понятия: археология, орудия труда, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники, национальность, народность.
Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.
Тип урока: вводный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе.
Беседа с классом.
Учитель предлагает классу высказать свое мнение по следующим вопросам:
- зачем надо изучать историю?
- для чего надо знать историю родного края?
- что изучает краеведение (кубановедение)?
- что интересного и важного вы узнали в курсе изучения кубановедения в младших классах?
-что вам известно из курса начальной школы о народах, населявших наш край в прошлом, настоящем?
III. Изучение нового материала.
Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.
Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…
В пятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.
Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.
Проработка содержания темы
1. Знакомство с учебником.
Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).
Игра «Навигатор»:
- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).
- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).
2. Работа с терминами, датами и понятиями.
Использовать хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность).
Народность. Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.
Национальность. Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.
Знакомство с атласом «История Кубани».
Информация для учителя (памятка для работы с атласом и исторической картой):
- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;
IV. Закрепление изученного материала.
Задание № 1
Решить тест
Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:
Кубань – многонациональный край:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Задание № 2
Ответить на вопросы.
- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)
- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)
- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).
Задание № 3
Выполнить Синквейн
Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие понятие 1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:
2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная.
3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает, обогащает.
4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.
5. Родина. Отчизна.
КУБАНЬ
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Материал для учителя. Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)
Понравилось
|
Не понравилось
|
Было интересно, хотелось бы ещё
|
|
|
|
V. Домашнее задание.
1. Прочитать введение стр. 5-6
2. Подготовить сообщение по теме: «Стоянки среднего палеолита»
Задание № 1
Решить тест
Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:
Кубань – многонациональный край:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Задание № 2
Ответить на вопросы.
- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________________________________________________________________________
- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________
__________________________________________________________________________
- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Задание № 3
Выполнить Синквейн
Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие на сегодняшнем учебном занятии понятие 1. КУБАНЬ:
2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная
3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает
4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.
5. Родина. Отчизна.
КУБАНЬ
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Заполнить таблицу
Понравилось
|
Не понравилось
|
Было интересно, хотелось бы ещё
|
|
|
|
|
|
|