Главная страница

Урок кубановедения 5 класс Тема. Введение. Кубань перекрёсток цивилизаций


Скачать 64.93 Kb.
Название Урок кубановедения 5 класс Тема. Введение. Кубань перекрёсток цивилизаций
Дата 24.02.2016
Размер 64.93 Kb.
Тип Урок

Урок кубановедения 5 класс
Тема. Введение. Кубань – перекрёсток цивилизаций.

Цель урока. Познакомить учащихся с историей малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории.

Задачи:

  1. Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

  2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.

  3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.

Работа с терминами.

  1. Основные понятия: археология, орудия труда, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники, национальность, народность.

  2. Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.

Тип урока: вводный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе.

Беседа с классом.

Учитель предлагает классу высказать свое мнение по следующим вопросам:

- зачем надо изучать историю?

- для чего надо знать историю родного края?

- что изучает краеведение (кубановедение)?

- что интересного и важного вы узнали в курсе изучения кубановедения в младших классах?

-что вам известно из курса начальной школы о народах, населявших наш край в прошлом, настоящем?

III. Изучение нового материала.

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.

Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…

В пятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.

Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.

Проработка содержания темы

1. Знакомство с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).

Игра «Навигатор»:

- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).

- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).

2. Работа с терминами, датами и понятиями.

Использовать хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность).

Народность. Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность. Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

  1. Знакомство с атласом «История Кубани».

Информация для учителя (памятка для работы с атласом и исторической картой):

- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;

IV. Закрепление изученного материала.

Задание № 1

Решить тест

Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:

Кубань – многонациональный край:

ВЕРНО НЕВЕРНО
Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:



ВЕРНО НЕВЕРНО
Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:



ВЕРНО НЕВЕРНО

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)

- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).

Задание № 3

Выполнить Синквейн

Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие понятие 1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:

2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная.

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает, обогащает.

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

    1. КУБАНЬ

    2. ________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________

    4. ________________________________________________________________

    5. ________________________________________________________________


Материал для учителя. Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё











V. Домашнее задание.

1. Прочитать введение стр. 5-6

2. Подготовить сообщение по теме: «Стоянки среднего палеолита»

Задание № 1

Решить тест

Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:

Кубань – многонациональный край:

ВЕРНО НЕВЕРНО
Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:



ВЕРНО НЕВЕРНО
Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:



ВЕРНО НЕВЕРНО

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________________________________________________________________________

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________

__________________________________________________________________________

- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________________________________________________________________________________________________________________________________ .


Задание № 3

Выполнить Синквейн

Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие на сегодняшнем учебном занятии понятие 1. КУБАНЬ:

2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

  1. КУБАНЬ

  2. ________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________


Заполнить таблицу

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё