|
«Литературное наследие малой родины»
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
«Литературное наследие малой родины»
Автор: Рогалева И.Е., учитель
русского языка и литературы
Аннотация
Элективный курс «Литературное наследие малой родины» непосредственно связан с культурой и историей родного края. Специфика его – соединение литературы как искусства слова с краеведением.
Курс предназначен для учащихся 5 классов, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой родины.
Знакомство с литературно-художественным богатством родного села поможет сформировать у школьников чувство гордости за родной уголок, за ту землю, где они родились, и за тех людей, среди которых они живут, что немаловажно как для самих обучающихся, так и для их родителей.
Ценность курса для учителя и учащегося состоит том, что занятия помогают сформировать начальные навыки исследовательской работы. Материалы, собранные обучающимися, творческие работы, созданные ими на основе этих материалов, обогатят экспозиции школьного или сельского музея.
Пояснительная записка
Современному обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте; способные ощутить себя полноценными гражданами своей страны; готовые учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Для этого необходимо помочь ребенку раскрыть значение малой родины в своей жизни, научить его видеть корни, знать историю своего села, своей страны.
Открыть многие нравственные истины, духовно обогатить, помочь становлению и формированию личности могут не только произведения классиков русской литературы, но и поэтические опыты наших земляков.
Цель курса: формирование устойчивого интереса к литературе и истории родного края, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи курса:
Привить интерес не только к слову, но и к литературе как научной дисциплине.
Показать самобытность и богатство творчества поэтов малой родины.
Воспитывать чувство любви к малой родине и гордости за своих земляков.
Развивать творческие способности учащихся.
Программа состоит из 6 разделов, включающих в себя теоретические, практические и творческие занятия, на которых предполагается использование различных форм и методов работы: лекции, беседы, экскурсии, семинары, литературная гостиная, индивидуальная работа, исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Предполагаемый результат:
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность.
Обучающиеся должны знать:
- основные теоретические понятия, необходимые для анализа поэтического текста,
- биографические данные поэтов малой родины,
- произведения поэтов малой родины.
Обучающиеся должны уметь:
-выразительно читать стихи авторов малой родины;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий;
- создавать творческие работы;
- выступать на школьных и районных конкурсах чтецов,
- создавать собственные поэтические опыты,
- представлять собственные творческие работы на Всероссийском конкурсе «Дети и книги».
Итоговое занятие по курсу организуется в форме круглого стола, на котором происходит презентация выполненных учащимися работ и их обсуждение. Результаты освоения курса оцениваются по системе зачет/незачет. Основанием для выставления оценки «зачет» является представление выполненной зачетной работы.
Элективный курс рассчитан на 18 часов (из расчета час в неделю в течение одного полугодия).
Учебно-тематический план
№ занятия
|
Тема занятия
|
Тип занятия
|
Виды деятельности
учащихся
|
1.
|
Введение. Цели и задачи курса «Литературное наследие малой родины». «Любви негромкие слова» - знакомство с произведениями поэтов Верховажского района.
|
Лекция с элементами беседы.
|
Обсуждение целей и задач курса, чтение стихов из сборника «Любви негромкие слова».
|
2.
|
Творческий проект как форма работы по литературному краеведению.
|
Лекция.
|
Знакомство со структурой творческого проекта.
|
Сбор и систематизация материалов, связанных с творчеством чушевицких поэтов.
|
3.
|
Стихи А.Н. Климовского.
|
Урок-знакомство.
|
Чтение, обсуждение и анализ стихов.
|
4.
|
Стихи В.В. Кирьянова.
|
Урок-знакомство.
|
Чтение, обсуждение и анализ стихов.
|
5.
|
Стихи В.Бечиной.
|
Урок-знакомство.
|
Чтение, обсуждение и анализ стихов.
|
6.
|
Стихи Е.Трапезниковой.
|
Урок-знакомство.
|
Чтение, обсуждение и анализ стихов.
|
Экскурсии
|
7.
|
Экскурсия по селу Чушевицы.
|
Урок-экскурсия.
|
Экскурсия по селу Чушевицы и создание видеоролика о малой родине чушевицких поэтов.
|
8.
|
Экскурсия в с. Плосково.
|
Урок-путешествие.
|
Сочинение – описание по впечатлениям.
|
9.
|
Экскурсия в редакцию районной газеты «Верховажский вестник».
|
Урок-экскурсия.
|
Устный отзыв об экскурсии.
|
Встречи с поэтами и их родными.
|
10.
|
Вечер встречи с В.Бечиной.
|
Литературная гостиная.
|
Чтение наизусть, беседа с поэтом.
|
11.
|
Интервью с В.В. Кирьяновым: «Лучше гор могут быть только горы».
|
Круглый стол.
|
Составление вопросов для интервью.
|
12.
|
Интервью с Л.А. Трапезниковой и М.П. Бечиной. Семья – начало всех начал.
|
Урок - семинар
|
Составление вопросов для интервью.
|
13.
|
Интервью с Г.Н. Киприяновой – сестрой А.Н.Климовского.
|
Беседа.
|
Составление вопросов для интервью.
|
Систематизация накопленных материалов
|
14-15.
|
Подготовка вечера поэзии.
|
Интегрированное занятие
|
Отбор стихов, состав-ление сценария, рас-пределение ролей, репетиция.
|
16.
|
Вечер поэзии.
|
Интегрированное занятие.
|
Чтение наизусть, анализ стихотворений, представление собственных творческих работ.
|
17.
|
Творческий отчет о проделанной работе.
|
Круглый стол.
|
Защита творческих работ.
|
Итоговое занятие
|
18.
|
Итоги курса.
|
Зачет.
|
Отбор творческих работ для участия в различных конкурсах.
|
Содержание программы
5 класс
Введение. Цели и задачи курса «Литературное наследие малой родины». Изучение сборника стихов поэтов Верховажского района «Любви негромкие слова». Знакомство с произведениями поэтов Верховажского района. Творческий проект как форма работы по литературному краеведению. – 2 часа.
Сбор и систематизация материалов, связанных с творчеством чушевицких поэтов. Стихи А.Н. Климовского. Стихи В.В. Кирьянова. Стихи В.Бечиной. Стихи Е.Трапезниковой. – 4 часа.
Экскурсии. Экскурсия по селу Чушевицы и создание видеоролика о малой родине чушевицких поэтов. Экскурсия в с. Плосково. Экскурсия в редакцию районной газеты «Верховажский вестник» – 3 часа.
Встречи с поэтами и их родными. Вечер встречи с В.Бечиной. Интервью с В.В. Кирьяновым. Интервью с родными чушевицких поэтов. – 4 часа.
Систематизация накопленных материалов. Подготовка и проведение вечера поэзии поэтов нашего села. Творческий отчет о проделанной работе. – 4 часа.
Итоговое занятие. Итоги курса. -1 час.
Оборудование и наглядные пособия:
мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций;
аудиоаппаратура для музыкального оформления поэтического вечера;
видеокамера для создания видеоролика о малой родине;
школьный автобус для экскурсии в с. Верховажье;
сборники стихов поэтов Верховажского района;
номера газеты «Верховажский вестник» с поэтической страничкой.
Литература
Для учителя:
1. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987.
2. Литература Вологодского края. Программа и тематическое планирование. Авторы-составители С. Ю. Баранов, И. В. Мовнар / Науч. ред. С. Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М. Центр педагогического образования, 2007.
4. Янко М.Д. Работа со школьниками по литературному краеведению
(методические рекомендации) - М.: Просвещение, 1972.
Для обучающихся:
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007.
«Верховажский вестник», газета Верховажского района.
«Любви негромкие слова…» Стихи и проза. – с. Верховажье, 2002.
Михалева К.Б. «Верховажский перекресток», сборник стихотворений. – Вельск: ГУП «Вельская типография», 2006.
«Первые шаги», сборник стихов учеников Верховажской средней школы. - с. Верховажье, 1999.
Формы контроля достижений учащихся
В процессе обучения элективному курсу используются следующие методы текущего и итогового контроля:
индивидуальные собеседования;
анализ выступлений обучающихся;
итоговая творческая работа обучающегося;
публичная презентация итоговой творческой работы.
Приложения (см. папку «Приложения»):
Конспект занятия № 3.
Памятка краеведу.
Список основных теоретических понятий.
Перечень индивидуальных творческих работ.
Первые достижения.
Примеры творческих работ обучающихся.
|
|
|