Главная страница

Протокол № Согласовано Зам директора по ур: /Базлова Л. Н./ Утверждаю Директор школы


Скачать 0.83 Mb.
Название Протокол № Согласовано Зам директора по ур: /Базлова Л. Н./ Утверждаю Директор школы
страница 1/7
Дата 29.02.2016
Размер 0.83 Mb.
Тип Протокол
  1   2   3   4   5   6   7

Ленинградская область

Волосовский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бегуницкая средняя общеобразовательная школа»

Обсуждено
Руководитель МО учителей русского языка и литературы

_________/_Основина М.М/

Протокол № ______


Согласовано

Зам. директора по УР:

________ /Базлова Л.Н./


Утверждаю
Директор школы

__________/Бугорская Г.В./

Приказ №



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ФГОС)

6 класс

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Кормашова Надежда Сергеевна


д. Бегуницы

2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 год №19644) , Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень) \ автор-составитель М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина.-Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой(М., Просвещение, 2012).

Настоящая программа рассчитана на 6 часов в неделю (204 часа в год ) и является программой базового уровня обучения. В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, обучение русскому языку в 6 классе выстроено на высоком, но доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

Для пробуждения познавательной активности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений и их взаимосвязь.

Материал в программе подаётся с учётом возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику курса, место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане, личностные, метапредметные, предметные результаты, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Для достижения данных целей необходимо выполнение ряда задач:
• Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение

словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основными формами и видами контроля знаний, умений, навыков являются:

входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, свободных, творческих диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, работа в формате государственного экзамена (тестовые задания группы А и В + творческое задание по тексту).
1.Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Вариант I) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 6 классе — 204 часа.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность учебных действий, контролировать и т.п.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность приобретения речеведческих навыков.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Вариант I) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.

В том числе на изучение предмета в 6 классе отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

2. Требования к результатам обучения и освоения содержания.
Личностные результаты:

- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

- стремление обогащать свой словарный запас и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение оценить собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей;

Регулятивные:

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- организация своего рабочего места под руководством учителя;

- определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные:

- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- формулирование ответов на вопросы учителя.

- нахождение нужной информации в учебнике.

- подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- участвовать в работе пары, группы; учиться отвечать за свои результаты и результаты команды.

Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь; речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, я зык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетаний и предложений, многоаспектного анализа текста (с точки зрения его основных признаков и структуры, использования выразительных средств языка и др.)

- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответсвие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии: соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
3. Содержание программы.
Язык. Речь. Общение.

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи. Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе.

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа. (Далее К.Р.) Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

Текст.

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи.

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант №2 с лексическим заданием.

Фразеология. Культура речи.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р.Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас – кос -. Буквы а и о в корне –гор – гар - . Буквы а о в корне - зор – зар -. Буквы и и ы после приставок. Гласные в приставках пре – и при-.

Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку.

Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
  1   2   3   4   5   6   7