|
Путешествие в страну прилагательных. (Прилагательные полные и краткие)
Открытый урок по русскому языку на тему:
«Путешествие в страну прилагательных.
(Прилагательные полные и краткие)»
в 5 классе
в рамках обобщения педагогического опыта среди педагогов школы и города
Выполнила: учитель русского языка и
литературы
Яковлева О.Н..
Цели урока:
Обучающие:
Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Развивающие:
Воспитывающие:
Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся. (Слайд №2)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- медиапроектор,
- презентация «Прилагательные полные и краткие»
- на карточках задания для групповой работы
- у каждого ученика на парте лежат все необходимые принадлежности к уроку
- у каждого гостя на столе лежит книга-программа с перечислением всех этапов урока
Технологии:
информационно-коммуникационная технология
технология личностно-ориентированная
групповая технология
технология игрового обучения
технология интегрированного обучения
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь!
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по «Стране прилагательных», а во время путешествия, совершим несколько остановок для изучения всех интересных мест в этой замечательной стране. И первая наша остановка называется «Полные и краткие прилагательные».
А что такое путешествие? Приведите примеры.
Повторение пройденного материала
Ребята, а для начала мы с вами вспомним, что же такое прилагательное?
(ответы)
Для чего нам нужны имена прилагательные?
(ответы)
Вспомните, пожалуйста, стихотворения, которые мы с вами изучали на уроках литературы и назовите мне несколько прилагательных, которые автор использовал в соей лирике?
(Ответы).
Молодцы, ребята! А теперь мы с вами посмотрим, как вы умеете различать имена прилагательные от других частей речи!
(На доске слова, которые относятся к различным частям речи, нужно правильно их распределить по столбикам. Ученики по одному выходят к доске, выполняют работу и объясняют свой выбор).
-Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием!
IV. Объяснение нового материала.
А теперь обратите внимание на доску. (Слайд №3).
Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в первом стихотворении имена прилагательные. Как вы их определили? Что они обозначают? Для чего автор использовал их в своем тексте?
(ответы, запись в тетрадях)
Молодцы, ребята! А вы знаете, как называются такие прилагательные?
(Такие прилагательные называются полными)
Посмотрите внимательнее на второе стихотворение. Что интересного вы увидели или нашли в этом стихотворении?
(дети называют слова, записывают в тетрадях)
Как вы думаете, к какой части речи будут относиться данные слова?
(имена прилагательные)
Как вы это определили?
(Они обозначают признак предмета)
Верно, ребята! А как вы думаете, чем отличаются прилагательные первого стихотворения от прилагательных второго стихотворения? Такие прилагательные называются краткими.
Следующую нашу остановку назовем «Вопросы, на которые отвечают краткие и полные прилагательные» (Слайд №4)
-Ребята, подумайте, какой вопрос мы зададим полным прилагательным?
(Какой?, Какая?, Какое?, Какие?).
Как они изменяются?
(ответы)
А теперь подумайте, какой вопрос мы можем задать кратким прилагательным?
(Каков? Какова? Каково? Каковы?)
Отлично, ребята!
Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам и по родам.
(Слайд №5)
Какие окончания имеют краткие прилагательные? Посмотрите на них внимательнее. (Слайд №6)
(Выделяют в тетрадях)
(м.р.(нулевое окончание), ж.р.(-а, -я), ср.р. (-о, -е)
Ребята, следующая остановка называется «Синтаксическая роль в предложении)
(на доске запись)
(запись в тетрадях)
Воздух легок и чист.
(Воздух-подлежащее, легок и чист - сказуемые)
-Попробуем разобрать по членам. Краткие прилагательные в предложении всегда являются сказуемыми. А какие это сказуемые?
(однородные)
Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.
(Слайд №7, 8)
1) Для умелой руки все работы легки.
2) Корень учения горек, да плод сладок.
3)Сам стар, да душа молода.
Работа с карточками.
(работа по группам)
Ребята, на карточках, которые вы получили, дан ряд полных прилагательных. Ваша задача образовать от полных прилагательных краткие, а рядом подобрать антонимы к кратким прилагательным.
Что такое антонимы?(ответ)
Та группа, которая первая справится с этим заданием, получает отметку «отлично»
Запишите краткие формы прилагательных.
Узкий - узок, узко, узка;
Резкий- резок, резко, резка;
Мягкий - мягок, мягко, мягка;
Бледный – бледен, бледно, бледна;
Горький – горек, горько, горька;
Страшный – страшен, страшно, страшна.
Подберите антонимы.
Узкий – широкий – широк
Мягкий – твердый – тверд
Горький – сладкий – сладок
Бледный – яркий – ярок.
Физминутка
(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки).
Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.
Напишите краткие прилагательные колюч и могуч.
(Без мягкого знака на конце)
У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется.
(Слайд №9)
(Запись в тетрадях)
А следующая наша остановка - игра «Ромашка»
Ребята, на доске вы видите три одинаковые детали наших ромашек.
Какие это детали?
(Серединки)
Верно! Это серединки красивого цветка. Интересно, что на них располагаются?
(Имена существительные).
Верно, ребята. Но чего не хватает у наших ромашек?
(Лепесточков)
Конечно, ребята, без лепесточков мы не сможем понять, какой это цветок! Ребята, а что вы знаете о ромашке?
(Лекарственное растение)
Имена существительные являются центральным звеном нашей ромашки. А на недостающих лепестках, которые я вам раздам, вы придумаете прилагательные, которые дадут характеристику нашим существительным. Затем озвучим полученные результаты и заполним ими наши ромашки.
Молодцы, вы замечательно справились с этой непростой задачей!
Обратимся к учебнику. Найдите упражнение №…, прочитайте задание и выполните его в тетрадях.
(Работа на доске)
Подведение итогов.
Ребята, вот, наконец, мы прибыли на нашу конечную станцию, которая называется «Что нового я узнал в чудесной стране прилагательных».
Давайте постараемся ответить на вопрос: «Что нового я узнал сегодня уроке?».
(ответы).
Как мы сможем различить краткие прилагательные от полных?
Для чего нам нужны краткие имена прилагательные?
Как изменяются краткие прилагательные?
Какую синтаксическую роль играют краткие имена прилагательные?
(ответы)
Молодцы ребята! Давайте теперь мы с вами попробуем оценить свою работу на уроке. У каждого из вас есть таблички с цифрами от 3 до 5, я назвала их «оценками». Поднимите, пожалуйста, ту оценку, на которую вы себя оцениваете за сегодняшний урок.
Молодцы!
(объявление оценок)
Домашнее задание.
Знать, какие прилагательные называются краткими, выучить параграф. Письменно сделайте упражнение …, …
Рефлексия.
Ребята, я сейчас раздам вам смайлики, на которых вы напишите свое впечатление об уроке. Понравился вам урок или нет.
Урок окончен! До свидания!
|
|
|