Главная страница

Управление воспитательной системой осуществляется на основе информации


Скачать 153.72 Kb.
Название Управление воспитательной системой осуществляется на основе информации
Дата 20.02.2016
Размер 153.72 Kb.
Тип Анализ

Воспитательная работа в школе затрагивает в основном внеурочную деятельность учащихся. Поэтому воспитательный процесс в школе непосредственным образом связан с дополнительным образованием, развитием ученического самоуправления, включением семьи в педагогический процесс. Основное направление воспитательной работы в школе – обеспечить взаимодействие опытных профессионалов – педагогов и учеников. Цель данного взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим, создание основы социализации личности в форме сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками.

Управление воспитательной системой осуществляется на основе информации: материалы текущего и тематического анализа, внутришкольного контроля, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного на различных уровнях (в школе и первичных объединениях) по итогам конкретных дел и в целом учебного года.

Цикл управления воспитательной системой школы:

Анализ

Выявление проблемы

Проектирование и планирование
Контроль

Координация
Как я уже отмечала выше, что одним из источников сбора информации является контроль. Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. При планировании внутришкольного контроля по вопросам воспитательной работы, мы опять же в первую очередь исходим из анализа работы.
Целью анализа является оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной, методической работы, контроля.

При сборе информации для анализа мы используем разные способы: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование, оперативный разбор проведенного мероприятия, справки по итогам проверок в рамках внутришкольного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний МО классных руководителей, мониторинг участия школьников в общественной жизни школы, районных, областных конкурсах, мониторинги качества работы классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Широкий спектр возможностей школа предоставляет учащимся, объединив свойства четырех основных подсистем: дополнительного образования, детских организаций, ученического самоуправления, внеурочной деятельности. Интеграция вышеназванных сфер образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения школьников во внеурочную деятельность. Элементы системы, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга воздействуют на школьный социум, на личность каждого ребенка, предоставляя ему максимальные возможности для разностороннего развития. Все четыре подсистемы взаимосвязаны друг с другом, процессами обучения и управления. И имеют не только внутренние, но и внешние связи.

Массовое вовлечение обучающихся в подсистему “Внеурочная деятельность” осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, годовая циклограмма школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В школе сформирован календарь традиционных творческих дел, основанных на принципах, идеалах и взглядах воспитательной системы образовательного учреждения. Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса. Результатом функционирования системы массового вовлечения учащихся в активную социально значимую деятельность стало следующее процентное включение в деятельность школьников (% указан от общего количества учащихся на 2011-2012 учебный год):

в подсистеме ― массовая внеурочная деятельность – до 70% школьников;

в подсистеме ― ученическое самоуправление на общешкольном уровне – 18% (5-9 кл.; на внутриклассном уровне процент учащихся 5-9 классов активно участвующих в ученическом самоуправлении составил – 32%;

в подсистеме ― детские общественные организации активное участие принимают 17% школьников.

С помощью анализа работы была выделена проблема повышения качества проводимых мероприятий в школе и увеличение числа участия обучающихся в районных конкурсах. Для решения данной проблемы было принято решение оптимизировать работу системы дополнительного образования. Была сохранена ставка педагога дополнительного образования в школе, расширено сотрудничество с городскими центрами дополнительного образования, увеличилось количество объединений и часов дополнительного образования.

В настоящее время подсистема “Дополнительное образование” реализуется в школе путем создания внутренней сети кружков, секций, а также с городскими организациями дополнительного образования: МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», МОУ ДОД «Досуг», СДЮШ бадминтон, СДЮШ каратэ, СДЮШОР лёгкая атлетика. В нашей школе дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы, организует свободное время.

Дополнительное образование в школе объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие.

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает

• обеспечивать непрерывность образования;

• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

• осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;

• проводить профориентацию;

• развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.

Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.

Организуя дополнительное образование на базе школы, мы стремимся создать целостную систему с использованием культурологического подхода позволяющего объединить в детских коллективах дополнительного образования гуманитарное и естественнонаучное знание, предоставить возможность восприятия мира в полной мере.

Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу.

Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это позволяет им самоутверждаться и самореализовываться. Считаю целесообразным рассматривать дополнительное образование, прежде всего с точки зрения её направленности на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала, поскольку именно эти образовательные результаты наиболее сложно обеспечить в рамках классно-урочной организации учебного процесса.

Деятельность в системе дополнительного образования организована по следующим направлениям:

  • совершенствование содержания и педагогических технологий организации деятельности школьников в системе дополнительного образования;

  • приоритетное развитие объединений дополнительного образования, поддерживающих профильное обучение школьников;

  • воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления всем обучающимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих способностей и интеллектуального потенциала.

Помимо этого, перед объединениями дополнительного образования ставятся разные задачи на разных ступенях обучения.


1-ая ступень

Начальная школа

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования.

2-ая ступень

Основная школа

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

3-ая ступень

Средняя школа

Достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Структура дополнительного образования.

Дополнительное образование учащихся в 2011-12 учебном году было сформировано с учетом их интересов и осуществлялось:

1) в 11-ти школьных бесплатных объединениях,

2) в 5-х секциях и кружках от ЦВР,

3) в 1-ом от МОУ ДОД «Досуг»,

4) в 3-х секциях СДЮШОР, работающих на базе школы,

5) в 20 объединениях в рамках внеурочной деятельности ФГОС в 1 и 2 классе.

Система дополнительного образования в школе включает следующие направления: художественное творчество, культурологическое, спортивное, туристско-краеведческие, социальное, учебно-познавательное.

Занятость учащихся в системе дополнительного образования в МОУ «СОШ № 9»


Охват учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования в школьных объединениях – 191 учащихся (66%)

Охват учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования в объединениях на базе школы от МОУ ДОД – 165 учащихся (57%)

Охват учащихся в системе дополнительного образования вне школы -14 %

Охват учащихся 1 класса внеурочной деятельностью – 100% из них:

- 90% посещали все кружки,

- 10% посещали 5-6 кружков в школе и занятия в учреждениях дополнительного образования вне школы (бассейн «Дельфин», кружки ДК Химик» и ДК «Юбилейный»).

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта внеурочная деятельность в 1 классе была организована по направлениям развития личности:



Направление внеучебной деятельности

Наименование кружка

Количество часов

1.

Спортивно-оздоровительное

Физическая культура

1

«Будь здоров!

1

2.

Духовно-нравственное

«Русский фольклор»

1

3.

Общекультурное

«Почемучка»

2

4.

Социальное

«Умка»

2

«Добрая дорога детства»

1

5.

Художественно-эстетическое

«Ритмы музыки»

1

«Умелые руки»

1

6.

Итого

330


Сравнительная таблица

занятости дополнительным образованием учащихся

за период 2008-2012 годов.

Охват учащихся дополнительным образованием

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Охват учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования в школьных объединениях

53%

52%

64%

66%

Охват учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования от ЦВР и СДЮШ на базе школы

29%

18%

56%

57%

Всего охват учащихся занимающихся в системе дополнительного образования в школе

73%

69%

75%

75%

Охват учащихся в системе дополнительного образования вне школы

9%

17%

12%

14%

Итого охват учащихся дополнительным образованием

82%

86%

87%

89%


Вывод: В целом охват учащихся стабильно высок и не снижается.

Формы организации детских объединений: кружки, секции. Занятия в кружках и секциях дополнительного образования могут проводиться в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, походов в театр, прогулок, индивидуальных консультаций или бесед.

Программы дополнительного образования в школе компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не представлены в школьных программах, а с другой стороны, дают возможность приобрести конкретный практический опыт.

Педагоги дополнительного образования работают по программам разработанным самими педагогами с учетом специфики нашей школы, авторскими программами. Все программы рассматриваются и допускаются к работе на августовском педсовете.

Содержание дополнительных образовательных программ соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов,

  • соответствующему уровню образования (начальному, основному общему, среднему полному общему образованию),

  • направленностям дополнительных образовательных программ,

  • современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях и т.д.); методах контроля и управления образовательного процесса (анализ результатов деятельности детей.)

  В нашей школе мы используем структуру дополнительной образовательной программы разработанную МОУ ДОД «Центр внешкольной работы».
Контроль реализации  образовательных программ дополнительного образования детей.

Внутришкольный контроль в школе предполагает педагогический анализ результатов труда педагогов дополнительного образования. Контроль является хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей работы и повышения профессионального мастерства. Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии дополнительного образовательного школы.

Задачи контроля дополнительного образования:
1. Обновление содержания предлагаемой учащимся деятельности, которое осуществляется за счет изменения и усовершенствования существующих программ.
2. Систематически контролировать качество преподавания, соответствие тематики планирования с темой занятия.
3. Соблюдение педагогами дополнительного образования научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.
4. Разнообразить формы и методы, обеспечивающие образовательный, досуговые, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности.
5. Проводить диагностику профессиональной подготовленности педагогов дополнительного образования, изучение их:
 научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета)
 методической подготовки (владение методами и приёмами обучения )
 психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.)
 применение педагогических технологий в системе дополнительного образования;
 применение здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования.
6. Изучать опыт работы педагогов дополнительного образования и обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.
7. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов дополнительного образования.

9. Осуществлять периодический контроль над состоянием и ведением школьной документации системы дополнительного образования.
10. Осуществлять контроль над проведением экскурсий.
Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, которая является важнейшим источником информации для всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Осуществление контроля проводится по следующим направлениям:

• контроль распределения нагрузки по дополнительному образованию;
• контроль наличия списков и заявлений кружков, секций для каждого класса;
• комплектование кружков и секций;

• контроль разработки, реализации программ и календарно-тематического планирования для дополнительного образования;
• контроль ведения журналов учета в системе дополнительного образования;
• контроль работы кружков и секций;

• контроль занятости во внеурочное время обучающихся состоящих на внутришкольном учете, ОДН, КДН;

• контроль участие объединений дополнительного образования в общешкольных и районных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях;

• контроль выполнения санитарно – гигиенических требований.

Направления внутришкольного контроля дополнительного образования осуществляются в течение всего учебного года. Предлагаю из опыта своей работы циклограмму внутришкольного контроля дополнительного образования. (пример в приложении №1)

  Используется следующая система представления результатов воспитанников:

  • участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального уровней;

  • итоговые выставки творческих работ;

  • презентации итогов работы объединений;

  • создание агитационных газет, листовок.

Особое внимание в работе МО и администрации уделяется проверке соответствия программ дополнительного образования и комплектованию кружков, секций.
Комплектование объединений дополнительного образования проводится согласно заявлениям, написанными родителями учащихся. Регулярно осуществляется контроль посещаемости учащихся занятий в системе дополнительного образования.


Контроль совершенствования форм и методов организации занятий осуществляется в виде собеседований с педагогами и посещения занятий.
Основными целями посещения уроков и занятий являются:
1. Выполнение требований техники безопасности
2. Выполнение графика работы в соответствии с нагрузкой.
3. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
4. Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, применяемые на уроках и занятиях.
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования.


Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, роста профессионального мастерства учителей.

Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

В своей работе я использую мониторинг «Качество работы педагогов дополнительного образования» (пример в приложении №2).
Итоги внутришкольного контроля дополнительного образования обсуждаются на совещаниях при заместителе директора по ВР или ШМО классных руководителей.

Развитие системы дополнительного образования.

Развитие системы дополнительного образования осуществляется через:

  1. исследование потребностей родителей и детей в направлениях дополнительного образования (апрель каждого года).

  2. создание комплекса диагностики детей и консультирование родителей по выбору направлений развития детей (октябрь - ноябрь каждого года).

  3. открытие новых направлений дополнительного образования (сентябрь).

По результатам исследования потребностей родителей и детей с 2010-11 уч. г. на базе школы работает секция каратэ, увеличено количество часов для кружка «Английский для начинающих».

Результаты работы дополнительного образования.

Ребята ИЗОстудии «Радуга» побеждают в районных конкурсах и участвуют в областных. Высокие спортивные достижения – 2 место в районной Спартакиаде. Отряд ЮИД «Перекрёсток» неоднократно являлся призёром районного конкурса агитбригад. Воспитанники туристического клуба «Первопроходцы» активно принимали участие в районном турслёте, и показывали хорошие результаты в отдельных видах состязаний. Учащиеся учебно-познавательных объединений успешно сдают ГИА, повышают качество знаний по предметам. Достижения учащихся объединений творческого направления демонстрируются на школьных выставках, концертах, конкурсах, родительских собраниях.