Главная страница

Коррекционная работа с младшими школьниками


Скачать 63.81 Kb.
Название Коррекционная работа с младшими школьниками
Дата 09.02.2016
Размер 63.81 Kb.
Тип Документы

Коррекционная работа с младшими школьниками.


На вопрос, какая школа нам нужна, все отвечают примерно одинаково: школа нужна такая, которая учит и воспитывает детей. Но, как правило, воспитание становится непременным следствием хорошо поставленного обучения. Школьник на уроках должен понять: работая, он может достичь хороших результатов, быть в ладу с самим собой, нравиться себе и другим. Из учеников должны вырасти люди, положительно относящиеся к учебному труду как к таковому, тогда меньше будет неуспевающих, так как большая беда школы - безделье учеников.

Преподавание может быть организовано с использованием следующих приемов: знания детей контролируются и оцениваются по всем элементам программы, тем самым обеспечивается систематичность новых знаний; на уроках дети все время работают, а заданий на дом получают в минимальном количестве. Это соответствует рекомендациям медиков: ребенок не будет чувствовать усталости, если освободить его на уроке от безделья, обеспечить оптимальным объемом работы и по возможности освободить от большого количества упражнений в домашнем задании. Работа в классе должна быть организована таким образом, чтобы дети на уроках получали общеучебные навыки, развивались интеллектуальные способности учащихся.

В вопросе коррекции знаний учащихся большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Что же такое коррекция?

Коррекция – это умение:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Принцип коррекции

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Учитывая идеи развивающего обучения, при проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых самостоятельных работ;

в) дать возможность учащимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При развивающем обучении учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.

В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
• индивидуальный подход;
• игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса;
• доброжелательность в отношениях с детьми, недопустимость порицания за неуспех;
• поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как радость;
• развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Для управления деятельностью всего класса и каждого ученика учителя школы используют в своей работе сигнальные карточки и планшеты. С помощью такой работы можно проверить каждого ученика и выявить его пробелы. Работая с планшетами, учитель может подготовить ребят к восприятию нового материала, повторить ранее изученный материал и проверить, как они усвоили новую тему. Когда каждый ребенок активно работает на уроке, у него чаще всего не бывает пробелов, ребенок испытывает радость познания.

Систематическое проведение устных вычислений дисциплинирует учащихся, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру вычислительных навыков. После изучения каждой темы применяются тестовые задания, которые позволяют своевременно выявить трудности учащихся и предупредить типичные ошибки при усвоении программы.

На уроках учащимся предлагаются творческие задания при закреплении материала, на логическое мышление, различные дидактические игры, которые очень нравятся ребятам. Так как в классе есть ученики с разным уровнем знаний и одни работают быстрее, другие медленнее, к детям применяется дифференцированный подход. При объяснении нового материала учитель использует наглядные пособия в виде картинок, чертежей, геометрических фигур. Ребята с удовольствием выполняют различные творческие домашние задания.

Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, если у них проблемы, которые могут затруднить изучение нового материала. С этой целью проводятся самостоятельные работы повторительного коррекционного характера, задания которых включают такие упражнения, которые дадут детям понимание, что нужно знать для усвоения новой темы, а учитель сможет выяснить степень подготовленности учащихся её изучению. Основу обзорных работ составляют задание репродуктивного характера. Составленная таким образом самостоятельная работа даёт возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов всего раздела, необходимого для изучения нового материала.

Организация системы коррекционной работы на уроках даёт возможность осуществлять максимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей, развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыков самоорганизации, самоконтроля.

К высокой эффективности образовательного процесса ведут многие пути. Конкретные условия работы, опыт, личные качества учителя подсказывают ему разнообразные средства практического решения проблемы повышения эффективности обучения. Арсенал используемых учителями средств, методов и приемов открывает широкие возможности для дальнейшей педагогической деятельности. Ведь труд учителя – дело творческое.