|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского и юношеского творчества» Цивильского района
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования.
Андреева Лидия Федоровна
педагог дополнительного образования
Цивильского ЦДЮТ
2013 г.
Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса.
То есть предполагаются иное содержание, иной подход, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие педагога с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий. В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.
Разработано более пятидесяти современных образовательных технологий, Их можно классифицировать по пяти основным направлениям:
традиционное обучение,
модернизированные технологии,
альтернативные технологии,
технологии развивающего обучения,
технологии авторских школ.
Кроме традиционных методов я использую в своей работе разные методы обучения.
Работая по данной программе я, во-первых, использую технологию дифференцированного обучения, то есть профильного обучения. Точнее после девятого класса ученики выбирают определенное направление обучения в 10-11 классах. Это помогает им успешнее подготовится к поступлению в учебное заведение, куда они планируют пойти после окончания школы.
На теоретических занятиях я применяю такую современную технологию (один из видов программированного обучения) как модульное обучение – это такая организация процесса учения, при которой ученики работают с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Обучающим модулем называют часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель;
банк информации (учебный материл в виде обучающих программ);
-
методическое руководство по достижению целей;
практические занятия по формированию необходимых знаний;
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Уже давно использую еще один из технологий индивидуализированного обучения – метод проектов – этот комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.
1.Опеделение потребности и краткая формулировка задачи.
Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.
2.Набор первоначальных идей.
Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева и металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.
3.Проработка одной или нескольких идей.
Учащиеся должны оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с педагогом ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащиеся проводят эксперименты или начинают работать с материалами.
4.Изготовление изделия.
Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что школьникам приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам.
5.Испытание и оценка изделия.
Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.
Именно на этапе работы над проектом учащиеся используют новые информационные технологии – компьютерные технологии, где компьютер, который, выполняя функции рабочего инструмента, выступает как:
средство подготовки текстов, их хранения;
текстовый редактор;
графический редактор;
средство моделирования.
С презентацией проектных работ ученики выступают в конце учебного года, а также на научно – практических конференциях.
|
|
|