Главная страница

Образовательная программа по дополнительному образованию «Российские узоры»


Скачать 358.21 Kb.
Название Образовательная программа по дополнительному образованию «Российские узоры»
Дата 12.03.2016
Размер 358.21 Kb.
Тип Образовательная программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»
ГМО«Утверждено»

зам. директора по ВР

Нарожная О. Г. _____________

Дата 03. 09. 2014 г.


Образовательная программа

по дополнительному образованию

«Российские узоры»

Срок реализации: 3 года

Возраст воспитанников: 10-16 лет



Автор-составитель:

Борчанинова Оксана Викторовна,

Учитель изобразительного искусства

и черчения

2 квалификационной категории

г. Когалым,

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогические задачи разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Актуальность

и новизна программы

При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А актуальность заложена в реализации основной цели преподавания изобразительного искусства в школе; формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости , приобщение к ценностям и традициям народной культуры. Этому способствуют чередование видов деятельности; поисковая: конструктивно-практическая, познавательная.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

историю возникновения и развития народных промыслов;

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

        • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

        • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

        • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

        • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

        • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

      • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

      • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

      • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

      • воспитание аккуратности.


Сроки реализации программы

и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 210, в том числе в 1-й год обучения – 70 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 70 часов в каждый год.

Возраст обучающихся: первого года обучения – 10-12 лет, второго года обучения – 12-13 лет, третьего года обучения – 14-17 лет.

Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие по памяти проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие детям предлагается работать над заданной темой.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий

Занятия учебной группы проводятся:

– в первый год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;

– во второй и третий год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • контрасты форм;

  • свойства красок и графических материалов;

Уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно и в коллективе;

Развитие общеучебных умении

и личностных качеств:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

  • трудолюбие;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;

  • гармонию цвета;

  • азы композиции (статика, движение);

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

Уметь:

  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

  • работать в определённой гамме;

  • доводить работу от эскиза до композиции;

  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

Развитие общеучебных умении

и личностных качеств:

    • умение работать в группе;

    • умение уступать;

    • ответственность;

  • самокритичность;

  • самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

  • основные законы композиции;

  • основы цветоведения;

  • свойства различных художественных материалов;

  • основные центры и виды декоративно-прикладного искусства;

Уметь:

  • работать в различных виды декоративно-прикладного искусства;

  • выделять главное в композиции;

  • передавать фигуру человека и животных в различных виды декоративно-прикладного искусства;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;


Развитие общеучебных умении

и личностных качеств:

  • умение воспринимать конструктивную критику;

  • способность к адекватной самооценке;

  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

  • трудолюбие, упорство в достижении цели;

  • взаимопомощь.


Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

    2. через отчётные просмотры законченных работ.

Система оценивания:

  • 1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.

  • Таблица оценок




Знания

Умения

1

Нет правильно выполненных заданий

Нет правильной организации рабочего места;

Не соблюдаются основные законы композиции;

Работа не закончена



2

Много ошибок и исправлений при выполнении заданий

Правильный выбор формата в зависимости от композиции;

Ошибки и исправления при выполнении рисунка;

Сложности при колористическом решении работы;

Работа не закончена


3

Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки

Правильная поэтапная работа над рисунком;

Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы;

Работа не закончена

4

Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно

В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы;

Работа полностью закончена


5

Задания выполнены правильно, без исправлений

Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы;

Применение основных законов композиции;

Верное колористическое решение ; передача объёма;

Работа полностью закончена



УЧЕБНО-Тематическое планирование

кружка «Русские узоры»

1 год обучения (5-6 классы)


№ урока

Дата проведения

Тема занятия


Количество часов

Вид занятия

Примечания

Основы декоративной композиции


1




Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б.


4


Беседа. Практическая работа.




2




Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.

10

Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.




3




Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.

16

Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.




4




Природные формы и их декоративная переработка. Стилизация.


10

Беседа. Практическая работа.




5




Цвет в композиции. Изучение основных понятий о цвете.


10

Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.




6




Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов.

20

Сбор иллюстрированного и природного материала.

Практическая работа.













Итого 70






2 год обучения (7-8 классы)

№ урока

Дата проведения

Тема занятия


Количество часов

Вид занятия

Примечания

Народное творчество России.


1




Знакомство с основными центрами народных промыслов России.

4

Беседа. Сбор иллюстрированного материала. Практическая работа.




2




Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.


10

Беседа. Выполнение упражнений.




3




Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи.

16

Практическая работа.




4




Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.


4

Беседа. Выполнение упражнений.




5




Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи.


16

Практическая работа над композицией, цветом.




6




Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи.

10

Беседа. Выполнение упражнений.




7




Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.


10

Поиск композиций. Работа в цвете.






Итого 70





3 год обучения (9-10 классы)


№ урока

Дата проведения

Тема занятия


Количество часов

Вид занятия

Примечания

Художественная обработка различных материалов.


1




Бумагопластика. Виды работ с бумагой.

4


Беседа. Выполнение упражнений.




2




Выполнение творческого задания по теме «Русские храмы» в технике «бумагопластика».


10

Практическая работа над композицией.




3




Мозаика. История возникновения, развития. Виды мозаики.


6

Беседа. Практическая работа.




4




Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозаикой.


10

Практическая работа над композицией.




5




Флористика. Заготовка и применение природных материалов.


4

Беседа. Практическая работа.




6




Выполнение декоративной работы по теме «Букет для мамы».


6

Беседа. Практическая работа.




7




Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения.


4

Беседа. Практическая работа.




8




Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы».


10

Практическая работа.




9




Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж».


10

Беседа. Практическая работа.




10




Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры».


2

Выставка работ. Обсуждение итогов года.












Итого 70








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы декоративной композиции

Первый год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б.

Теория: знакомство с планом кружка. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Органичное единство функционального и эстетического назначение вещи в интерьере крестьянского жилища.

Практика: выполнение набросков предметов быта.

  1. Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.

Теория: беседа о равновесий в композиции. Обсуждение работ мастеров. Орнамент как широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента (геометрические и природные формы, изображения растений, животных, людей).

Практика: выполнение упражнений на получение декоративной композиции. Составление геометрического орнамента. Составление растительного орнамента.

  1. Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.

Теория: знакомство учащихся с главным отличием от других видов художественного изображения, подчинённость расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Понятие моно композиции.

Практика: выполнение упражнений на получение декоративной композиции.

  1. Составление обобщённых композиции на основе стилизации природных форм.

Теория: беседа о разнообразии по форме и цвету мотивов растительного и зооморфного мира. Варианты обобщения (стилизации) природных форм.

Практика: составление композиции из мотивов растительного и зооморфного мира.

5. Цвет в композиции. Изучение основных понятии о цвете.

Теория: беседа о цветовом круге. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Гармония цветовых отношений в природе. Основные свойства цвета: светлота, насыщенность, тон. Группы сочетаний цветов: родственные, контрастные, дополнительные и родственно-контрастные.

Практика: Упражнения на цветовые сочетания. Составление декоративного натюрморта, портрета в различных колористических решениях.

6. Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов.

Теория: беседа о переработке пейзажных мотивов в декоративную композицию.

Практика: Составление обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей среды.
Народное творчество России.

Второй год обучения

  1. Знакомство с основными центрами народных промыслов России.

Теория: беседа народных промыслах России: Хохлома, Городец, Гжель, Жостово. Место народного мастера в системе культуры. Общие мотивы, техники письма присущи народным промыслам.

Практика: Сочинение декоративной композиции на основе народных традиции. Работа выполняется гуашью, темперой с разработкой предварительного эскиза.

  1. Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.

Теория: знакомство с историей возникновение хохломской росписи. Виды росписи: «верховое письмо», «фоновое». Изучаем и выполняем основные мотивы травного орнамента: стебель (криуль), кустик, травинка, завиток, завиток с травинкой.

Практика: выполнение упражнении травного орнамента.

  1. Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи.

Теория: продолжаем знакомство с хохломской росписью. Виды компоновки в круге, квадрате, на объёмных поверхностях.

Практика: Роспись предмета хохломской росписью.

  1. Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.

Теория: знакомство с историей возникновение городецкой росписи. Основные мотивы: цветочные, зооморфные, сюжетные. Последовательность выполнения росписи

Практика: выполнение упражнении городецкой росписи.

  1. Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи.

Теория: продолжаем знакомство с городецкой росписи. Северо-Двинской сюжетные композиции, в которых изображают барышень, кавалеров, всадников.

Практика: Составление композиции по мотивам городецкой росписи.

  1. Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи.

Теория: знакомство с историей возникновение Северо-Двинской росписи. Основные мотивы: цветочные, зооморфные, сюжетные. Последовательность выполнения росписи

Практика: выполнение упражнений цветочного орнамента

  1. Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.

Теория: продолжаем знакомство с Северо-Двинской росписью. Рассматриваем зооморфные мотивы изображающие птиц, коней.

  1. Практика: выполнение росписи панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.


Художественная обработка различных материалов.

Третий год обучения

  1. Бумагопластика. Виды работ с бумагой.

Теория: беседа о принципах работы с бумагой. Превращение плоского листа в объёмный. Ребро жоскости, просечка, надсечка. Виды и варианты просечек и надсечек для придания образности и формы листу бумаги.

Практика: выполнение несложных по форме образов животных.

  1. Декоративная композиция на тему «Русские храмы».

Теория: продолжаем знакомство с бумагопластикой. Повторение и обобщение знаний умений, и навыков работы в технике бумагопластика.

Практика: выполнение творческого задания по теме «Русские храмы».

  1. Мозаика. История возникновения, развития. Виды мозаики.

Теория: беседа о истории возникновения и развития мозаики. Виды мозаики: наборная, флорентийская, пластинчатая. Цветопередача и живописные возможности мозаики.

Практика: выполнение несложных композиций в технике мозаики из цветной бумаги.

4. Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозаикой.

Теория: продолжаем знакомство с видами мозаики. Увеличение цветовой палитры бумаги за счёт использования цветных фотографий из журналов. Знакомство со славянской мифологией.

Практика: выполнение коллективной декоративной композиции по теме «Славянские образы».

  1. Флористика. Заготовка и применение природных материалов.

Теория: беседа о эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Способы заготовки природных материалов. Технологические приёмы сохранения объёмности цветов, консервирование при помощи глицерина веток, цветов для создания декоративных цветочных композиций.

Практика: Обработка собранного материала.

  1. Выполнение декоративной композиции из цветов по теме «Букет для мамы».

Теория: продолжаем знакомство с традициями составления флористических композиции. Эстетика японской экибаны.

Практика: выполнение декоративной композиции из цветов по теме «Букет для мамы».

  1. Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения.

Теория: беседа о истории возникновения и развития витража. Техника выполнения.

Практика: выполнение имитации витража геометрического орнамента.

  1. Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы».

Теория: продолжаем знакомство с историей витража. Поиск композиции.

Практика: выполнение имитации витража по теме «Растительные мотивы».

9. Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж».

Теория: Беседа о технике выполнение коллажа. Материалы используемые в этой технике.

Практика: выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж»

10. Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры».
Экскурсии

Посещение художественного и краеведческого музея, а также памятников истории, культуры, архитектуры. Специальные экскурсии могут быть приняты с работой над пейзажем.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, так как дети принимаются в кружок с разной степенью одаренности. Поэтому важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха.

Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества и занятий коллективной творческой деятельности. Совместная творческая работа учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы презентации.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса учеников и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до созданий собственных работ.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют интерес учеников к изучению искусства.

Одним из главных условий реализации данной программы является обеспечение занятий материально-методической базой. В которую входят учебники, иллюстративные альбомы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, аудио-, видео-средства, раздаточный материал, таблицы и схемы последовательности выполнения работы, предметы народного творчества. Материально-техническое обеспечение находится в кабинете изобразительного искусства, аттестованного на высшую категорию. В этом кабинете и проходят занятия кружка, что благоприятно сказывается на решении педагогических задач.

Библиография

  1. Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования (программно-методическое пособие). Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа. Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования». Ханты-Мансийск 2004 г.

  2. Вохрицева С. В. Демонстрационный материал по видам росписи. Альбомы 10 штук. «Галактика» Екатеринбург 2005 г.

  3. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.

  4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.

  5. Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.

  6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.

  7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.

  8. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.

  9. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.

  10. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

  11. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.

  12. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с. 

  13. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.

  14. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.

  15. Шпикалова Т. .Я. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла [текст] - М.: «Просвещение», 1992.

Библиография

для родителей воспитанников

  1. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011

  2. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.

  3. .Горяева Н. А., Островская О. В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник по изобразительному искусству 5 класс. Под редакцией Неменского Б. М. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2003 г.

  4. Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.

  5. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999

  6. Орлова Л. В. «Хохломская роспись». Основы народного и декоративного искусства. Москва «Мозайка-Синтез» 2002 г.

  7. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001

  8. «Художественные промыслы земли Нижегородской. Нижний Новгород». Альбом 2001 г.

Глоссарий

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация— вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани...

Бумагопластика-вид декоративно-прикладного искусства. Работа с бумагой.

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, отлат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение.

Гармоничное сочетание цветов - группы цветовых сочетаний, создающие чувство цветовой гармонии в композиции.

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Гуа́шь (фр. Gouacheитал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизовкартонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Икэбана традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Моза́ика (фр. mosaïqueитал. mosaico от лат. (opus) musivum —(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Моно композиция — это такая организация изобразительного ряда, в которой отсутствуют повторяемость и закономерное метрическое чередование мотивов. Она имеет свои закономерности и четкие принципы.

Натюрмо́рт (фр. Nature morte  «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварьорудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельскийгородской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописиграфикигравюрыскульптурыфотографии, полиграфии)

Ритм – чередование одинаковых элементов в орнаменте по форме, виду, размерам, цвету.

Стилизация – упрощение сложной формы в простую.

Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Приложение
Требование техники безопасности в кабинете ИЗО
Требования безопасности перед началом работы.

1. Необходимо быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно и неукоснительно выполнять все указания учителя.

2. Соблюдать порядок на рабочем месте. Запрещается держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

3. Колющие и режущие инструменты (ножницы, кнопки, заточенные карандаши) держите в специальном футляре и используйте их только по назначению.

Требования безопасности во время работы.

1. Во время работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов. 

2. Сумки необходимо убрать в отведенное учителем место, не оставлять их в проходах между рядами столов.

3. При выполнении работы следите за осанкой: сидите прямо, не горбитесь, голову и плечи держите ровно, не прислоняйтесь грудью к столу.

4. Следите чтобы расстояние между глазами и поверхностью стола составляло 30-40 см.

5. При использовании колющих и режущих инструментов берите их только за ручки, не направляйте заостренной поверхностью на себя или на окружающих.

6. Во время выполнения работ не разбрасывайте инструменты.

7. Используйте в качестве емкости с водой посуду их небьющихся материалов, объемом не более 200 мл. Наполняйте емкость водой не более чем на 2\3 от ее объема.

8. При перемещении по классу с наполненной водой емкостью не бегите, придерживайте емкость за дно.

 Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. При возникновении аварийной ситуации учащиеся организованно, без суеты и паники покидают помещение, где возникла аварийная обстановка и под руководством учителя собираются в указанном им месте, ожидая дальнейших распоряжений. При непредвиденных обстоятельствах учащиеся обязаны следовать только указаниям взрослых, проявляя выдержку, спокойствие.

2. В случае возникновения пожара во время занятий следует подчиняться только указаниям учителя. Основная задача для всех учащихся - организованно покинуть место, откуда угрожает опасность.

3. Залогом отсутствия травматизма остается высокая дисциплина на занятиях, поддержка порядка на рабочем месте.

4. Нужно обратить внимание на своего соседа: если он работает с отступлением от правил по технике безопасности, указать ему на необходимость строгого соблюдения всех мер предосторожности.

Требования безопасности по окончании работы.

1. По окончании урока приведите рабочее место в порядок.
2 Выход из кабинета - только по разрешению учителя.