|
Образовательная программа по дополнительному образованию «Российские узоры»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
ГМО«Утверждено»
зам. директора по ВР
Нарожная О. Г. _____________
Дата 03. 09. 2014 г.
Образовательная программа
по дополнительному образованию
«Российские узоры»
Срок реализации: 3 года
Возраст воспитанников: 10-16 лет
Автор-составитель:
Борчанинова Оксана Викторовна,
Учитель изобразительного искусства
и черчения
2 квалификационной категории
г. Когалым,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогические задачи – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Актуальность
и новизна программы
При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А актуальность заложена в реализации основной цели преподавания изобразительного искусства в школе; формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости , приобщение к ценностям и традициям народной культуры. Этому способствуют чередование видов деятельности; поисковая: конструктивно-практическая, познавательная.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
историю возникновения и развития народных промыслов;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
-
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
-
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы
и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 210, в том числе в 1-й год обучения – 70 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 70 часов в каждый год.
Возраст обучающихся: первого года обучения – 10-12 лет, второго года обучения – 12-13 лет, третьего года обучения – 14-17 лет.
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над заданной темой.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебной группы проводятся:
– в первый год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
– во второй и третий год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
Уметь:
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
Развитие общеучебных умении
и личностных качеств:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
Уметь:
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
Развитие общеучебных умении
и личностных качеств:
умение работать в группе;
умение уступать;
ответственность;
самокритичность;
самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
основные законы композиции;
основы цветоведения;
свойства различных художественных материалов;
основные центры и виды декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
-
работать в различных виды декоративно-прикладного искусства;
выделять главное в композиции;
передавать фигуру человека и животных в различных виды декоративно-прикладного искусства;
сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
Развитие общеучебных умении
и личностных качеств:
умение воспринимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели;
взаимопомощь.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Система оценивания:
1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.
Таблица оценок
|
Знания
|
Умения
|
1
|
Нет правильно выполненных заданий
|
Нет правильной организации рабочего места;
Не соблюдаются основные законы композиции;
Работа не закончена
|
2
|
Много ошибок и исправлений при выполнении заданий
|
Правильный выбор формата в зависимости от композиции;
Ошибки и исправления при выполнении рисунка;
Сложности при колористическом решении работы;
Работа не закончена
|
3
|
Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки
|
Правильная поэтапная работа над рисунком;
Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы;
Работа не закончена
|
4
|
Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно
|
В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы;
Работа полностью закончена
|
5
|
Задания выполнены правильно, без исправлений
|
Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы;
Применение основных законов композиции;
Верное колористическое решение ; передача объёма;
Работа полностью закончена
|
УЧЕБНО-Тематическое планирование
кружка «Русские узоры»
1 год обучения (5-6 классы)
№ урока
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Вид занятия
|
Примечания
|
Основы декоративной композиции
|
1
|
|
Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б.
|
4
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
2
|
|
Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.
|
10
|
Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.
|
|
3
|
|
Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.
|
16
|
Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.
|
|
4
|
|
Природные формы и их декоративная переработка. Стилизация.
|
10
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
5
|
|
Цвет в композиции. Изучение основных понятий о цвете.
|
10
|
Беседа. Выполнение упражнений. Практическая работа.
|
|
6
|
|
Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов.
|
20
|
Сбор иллюстрированного и природного материала.
Практическая работа.
|
|
2 год обучения (7-8 классы)
№ урока
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Вид занятия
|
Примечания
|
Народное творчество России.
|
1
|
|
Знакомство с основными центрами народных промыслов России.
|
4
|
Беседа. Сбор иллюстрированного материала. Практическая работа.
|
|
2
|
|
Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.
|
10
|
Беседа. Выполнение упражнений.
|
|
3
|
|
Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи.
|
16
|
Практическая работа.
|
|
4
|
|
Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.
|
4
|
Беседа. Выполнение упражнений.
|
|
5
|
|
Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи.
|
16
|
Практическая работа над композицией, цветом.
|
|
6
|
|
Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи.
|
10
|
Беседа. Выполнение упражнений.
|
|
7
|
|
Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.
|
10
|
Поиск композиций. Работа в цвете.
|
|
|
Итого 70
|
|
3 год обучения (9-10 классы)
№ урока
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Вид занятия
|
Примечания
|
Художественная обработка различных материалов.
|
1
|
|
Бумагопластика. Виды работ с бумагой.
|
4
|
Беседа. Выполнение упражнений.
|
|
2
|
|
Выполнение творческого задания по теме «Русские храмы» в технике «бумагопластика».
|
10
|
Практическая работа над композицией.
|
|
3
|
|
Мозаика. История возникновения, развития. Виды мозаики.
|
6
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
4
|
|
Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозаикой.
|
10
|
Практическая работа над композицией.
|
|
5
|
|
Флористика. Заготовка и применение природных материалов.
|
4
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
6
|
|
Выполнение декоративной работы по теме «Букет для мамы».
|
6
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
7
|
|
Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения.
|
4
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
8
|
|
Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы».
|
10
|
Практическая работа.
|
|
9
|
|
Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж».
|
10
|
Беседа. Практическая работа.
|
|
10
|
|
Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры».
|
2
|
Выставка работ. Обсуждение итогов года.
|
|
|
|
|
Итого 70
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы декоративной композиции
Первый год обучения
Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Т.Б.
Теория: знакомство с планом кружка. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях кружка. Знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. Органичное единство функционального и эстетического назначение вещи в интерьере крестьянского жилища.
Практика: выполнение набросков предметов быта.
Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.
Теория: беседа о равновесий в композиции. Обсуждение работ мастеров. Орнамент как широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента (геометрические и природные формы, изображения растений, животных, людей).
Практика: выполнение упражнений на получение декоративной композиции. Составление геометрического орнамента. Составление растительного орнамента.
Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.
Теория: знакомство учащихся с главным отличием от других видов художественного изображения, подчинённость расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Понятие моно композиции.
Практика: выполнение упражнений на получение декоративной композиции.
Составление обобщённых композиции на основе стилизации природных форм.
Теория: беседа о разнообразии по форме и цвету мотивов растительного и зооморфного мира. Варианты обобщения (стилизации) природных форм.
Практика: составление композиции из мотивов растительного и зооморфного мира.
5. Цвет в композиции. Изучение основных понятии о цвете.
Теория: беседа о цветовом круге. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Гармония цветовых отношений в природе. Основные свойства цвета: светлота, насыщенность, тон. Группы сочетаний цветов: родственные, контрастные, дополнительные и родственно-контрастные.
Практика: Упражнения на цветовые сочетания. Составление декоративного натюрморта, портрета в различных колористических решениях.
6. Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов.
Теория: беседа о переработке пейзажных мотивов в декоративную композицию.
Практика: Составление обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей среды.
Народное творчество России.
Второй год обучения
Знакомство с основными центрами народных промыслов России.
Теория: беседа народных промыслах России: Хохлома, Городец, Гжель, Жостово. Место народного мастера в системе культуры. Общие мотивы, техники письма присущи народным промыслам.
Практика: Сочинение декоративной композиции на основе народных традиции. Работа выполняется гуашью, темперой с разработкой предварительного эскиза.
Знакомство с Хохломской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.
Теория: знакомство с историей возникновение хохломской росписи. Виды росписи: «верховое письмо», «фоновое». Изучаем и выполняем основные мотивы травного орнамента: стебель (криуль), кустик, травинка, завиток, завиток с травинкой.
Практика: выполнение упражнении травного орнамента.
Создание творческой композиции по мотивам хохломской росписи.
Теория: продолжаем знакомство с хохломской росписью. Виды компоновки в круге, квадрате, на объёмных поверхностях.
Практика: Роспись предмета хохломской росписью.
Знакомство с Городской росписью. История возникновения, виды письма, мотивы.
Теория: знакомство с историей возникновение городецкой росписи. Основные мотивы: цветочные, зооморфные, сюжетные. Последовательность выполнения росписи
Практика: выполнение упражнении городецкой росписи.
Создание творческой композиции по мотивам городецкой росписи.
Теория: продолжаем знакомство с городецкой росписи. Северо-Двинской сюжетные композиции, в которых изображают барышень, кавалеров, всадников.
Практика: Составление композиции по мотивам городецкой росписи.
Знакомство с Северо-Двинской росписью. Основные мотивы, особенности росписи.
Теория: знакомство с историей возникновение Северо-Двинской росписи. Основные мотивы: цветочные, зооморфные, сюжетные. Последовательность выполнения росписи
Практика: выполнение упражнений цветочного орнамента
Роспись панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.
Теория: продолжаем знакомство с Северо-Двинской росписью. Рассматриваем зооморфные мотивы изображающие птиц, коней.
Практика: выполнение росписи панно по теме «Птица» по мотивам Северо-Двинской росписи.
Художественная обработка различных материалов.
Третий год обучения
Бумагопластика. Виды работ с бумагой.
Теория: беседа о принципах работы с бумагой. Превращение плоского листа в объёмный. Ребро жоскости, просечка, надсечка. Виды и варианты просечек и надсечек для придания образности и формы листу бумаги.
Практика: выполнение несложных по форме образов животных.
Декоративная композиция на тему «Русские храмы».
Теория: продолжаем знакомство с бумагопластикой. Повторение и обобщение знаний умений, и навыков работы в технике бумагопластика.
Практика: выполнение творческого задания по теме «Русские храмы».
Мозаика. История возникновения, развития. Виды мозаики.
Теория: беседа о истории возникновения и развития мозаики. Виды мозаики: наборная, флорентийская, пластинчатая. Цветопередача и живописные возможности мозаики.
Практика: выполнение несложных композиций в технике мозаики из цветной бумаги.
4. Выполнение декоративной композиции по теме «Славянские образы» мозаикой.
Теория: продолжаем знакомство с видами мозаики. Увеличение цветовой палитры бумаги за счёт использования цветных фотографий из журналов. Знакомство со славянской мифологией.
Практика: выполнение коллективной декоративной композиции по теме «Славянские образы».
Флористика. Заготовка и применение природных материалов.
Теория: беседа о эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Способы заготовки природных материалов. Технологические приёмы сохранения объёмности цветов, консервирование при помощи глицерина веток, цветов для создания декоративных цветочных композиций.
Практика: Обработка собранного материала.
Выполнение декоративной композиции из цветов по теме «Букет для мамы».
Теория: продолжаем знакомство с традициями составления флористических композиции. Эстетика японской экибаны.
Практика: выполнение декоративной композиции из цветов по теме «Букет для мамы».
Витраж. История возникновения, развития. Техника выполнения.
Теория: беседа о истории возникновения и развития витража. Техника выполнения.
Практика: выполнение имитации витража геометрического орнамента.
Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы».
Теория: продолжаем знакомство с историей витража. Поиск композиции.
Практика: выполнение имитации витража по теме «Растительные мотивы».
9. Коллаж. Составление эскиза и выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж».
Теория: Беседа о технике выполнение коллажа. Материалы используемые в этой технике.
Практика: выполнение коллективной работы по теме «Пейзаж»
10. Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся. Вручение свидетельств об окончании курса кружка «Русские узоры».
Экскурсии
Посещение художественного и краеведческого музея, а также памятников истории, культуры, архитектуры. Специальные экскурсии могут быть приняты с работой над пейзажем.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, так как дети принимаются в кружок с разной степенью одаренности. Поэтому важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха.
Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества и занятий коллективной творческой деятельности. Совместная творческая работа учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы презентации.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса учеников и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до созданий собственных работ.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют интерес учеников к изучению искусства.
Одним из главных условий реализации данной программы является обеспечение занятий материально-методической базой. В которую входят учебники, иллюстративные альбомы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, аудио-, видео-средства, раздаточный материал, таблицы и схемы последовательности выполнения работы, предметы народного творчества. Материально-техническое обеспечение находится в кабинете изобразительного искусства, аттестованного на высшую категорию. В этом кабинете и проходят занятия кружка, что благоприятно сказывается на решении педагогических задач.
Библиография
Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования (программно-методическое пособие). Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа. Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования». Ханты-Мансийск 2004 г.
Вохрицева С. В. Демонстрационный материал по видам росписи. Альбомы 10 штук. «Галактика» Екатеринбург 2005 г.
Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.
Шпикалова Т. .Я. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
Библиография
для родителей воспитанников
Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
.Горяева Н. А., Островская О. В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник по изобразительному искусству 5 класс. Под редакцией Неменского Б. М. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2003 г.
Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.
Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
Орлова Л. В. «Хохломская роспись». Основы народного и декоративного искусства. Москва «Мозайка-Синтез» 2002 г.
Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
«Художественные промыслы земли Нижегородской. Нижний Новгород». Альбом 2001 г.
Глоссарий
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация— вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани...
Бумагопластика-вид декоративно-прикладного искусства. Работа с бумагой.
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, отлат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение.
Гармоничное сочетание цветов - группы цветовых сочетаний, создающие чувство цветовой гармонии в композиции.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Икэбана традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum —(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Моно композиция — это такая организация изобразительного ряда, в которой отсутствуют повторяемость и закономерное метрическое чередование мотивов. Она имеет свои закономерности и четкие принципы.
Натюрмо́рт (фр. Nature morte «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии)
Ритм – чередование одинаковых элементов в орнаменте по форме, виду, размерам, цвету.
Стилизация – упрощение сложной формы в простую.
Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.
Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.
Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.
Приложение
Требование техники безопасности в кабинете ИЗО
Требования безопасности перед началом работы.
1. Необходимо быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно и неукоснительно выполнять все указания учителя.
2. Соблюдать порядок на рабочем месте. Запрещается держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
3. Колющие и режущие инструменты (ножницы, кнопки, заточенные карандаши) держите в специальном футляре и используйте их только по назначению.
Требования безопасности во время работы.
1. Во время работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов.
2. Сумки необходимо убрать в отведенное учителем место, не оставлять их в проходах между рядами столов.
3. При выполнении работы следите за осанкой: сидите прямо, не горбитесь, голову и плечи держите ровно, не прислоняйтесь грудью к столу.
4. Следите чтобы расстояние между глазами и поверхностью стола составляло 30-40 см.
5. При использовании колющих и режущих инструментов берите их только за ручки, не направляйте заостренной поверхностью на себя или на окружающих.
6. Во время выполнения работ не разбрасывайте инструменты.
7. Используйте в качестве емкости с водой посуду их небьющихся материалов, объемом не более 200 мл. Наполняйте емкость водой не более чем на 2\3 от ее объема.
8. При перемещении по классу с наполненной водой емкостью не бегите, придерживайте емкость за дно.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При возникновении аварийной ситуации учащиеся организованно, без суеты и паники покидают помещение, где возникла аварийная обстановка и под руководством учителя собираются в указанном им месте, ожидая дальнейших распоряжений. При непредвиденных обстоятельствах учащиеся обязаны следовать только указаниям взрослых, проявляя выдержку, спокойствие.
2. В случае возникновения пожара во время занятий следует подчиняться только указаниям учителя. Основная задача для всех учащихся - организованно покинуть место, откуда угрожает опасность.
3. Залогом отсутствия травматизма остается высокая дисциплина на занятиях, поддержка порядка на рабочем месте.
4. Нужно обратить внимание на своего соседа: если он работает с отступлением от правил по технике безопасности, указать ему на необходимость строгого соблюдения всех мер предосторожности.
Требования безопасности по окончании работы.
1. По окончании урока приведите рабочее место в порядок.
2 Выход из кабинета - только по разрешению учителя.
|
|
|