|
Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии
Н.В. Черенева
Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.
Описанный в данной статье опыт позволяет учителю достичь на своих уроках необходимого уровня индивидуализации учебного процесса при работе с одаренными учащимися. В статье можно найти ответы на вопросы, волнующие современного учителя. Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекут разнообразные учебные приёмы и задания, направленные на развитие психофизиологических процессов учащихся.
Детский возраст — это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса определяет динамику развития одаренности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Диагностика учащихся показала, что при ориентации на формирование эмпирического, репродуктивного мышления, многие ученики, хорошо знающие школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, в основном опираются на свою память, испытывают затруднения при ответах на проблемные вопросы.
При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному, возникает потребность перестроить работу учителя таким образом, чтобы она была построена на критериях «от ученика». А для этого нужно знать – какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ познания и восприятия учебного материала.
Как учитель-естественник, я отмечаю, что с одной стороны предмет «биология» обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Для того, чтобы эти два «разнообразия» ( учеников и учебных форм работы) целенаправленно шли в одном направлении, в своей работе я использую личностно ориентированную технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, применение которой позволяет создать и определить пространство учебного успеха ученика.
Поэтому целью моей работы с одаренными учащимися является поэтапное, целенаправленное и управляемое со стороны учителя, определение и развитие параметров учебного успеха на уроках биологии с помощью специальной системы познавательных заданий, создание благоприятных условий для каждого ученика, выявление и активное использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учащихся.
Свою задачу педагога я вижу в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, формы и виды учебной работы, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, вооружить учащихся способам познания окружающего мира, приёмам приобретения новых знаний, умений и навыков, создать условия для наиболее полного раскрытия способностей и дарований каждого ребенка.
Исходя из опыта работы, и на основании изученного теоретического материала по данному вопросу, для создания пространства учебного успеха ученика, я использую следующие параметры:
мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков
формирование у учащихся системы знаний;
формирование у учащихся системы умений и навыков;
развитие познавательной сферы ученика через развитие психофизиологических свойств личности ( внимание, логическое мышление, память и др.).
На основании данных параметров были разработаны составляющие и структура учебного успеха ученика:
Ресурсы учебного успеха ученика
Ресурсы учебного успеха
|
Параметры индивидуального стиля учебной деятельности
|
Система измерения параметра
|
«ЗНАЮ»
|
Обученность
|
Оценка по предмету
|
«МОГУ»
|
Внимание
|
Уровни проявления:
недопустимый
критический
недостаточный
|
|
Память
|
|
|
Модальность
|
Аудиал, визуал, кинестетик
|
|
Доминирование полушарий
|
Правое, левое, равное
|
«УМЕЮ»
|
Интеллектуальные навыки
|
Уровни сформированности:
недопустимый
критический
достаточный
|
|
Информационные навыки
|
|
|
Коммуникативные навыки
|
|
|
Организационные навыки
|
|
«ХОЧУ»
|
Уровень развития мотивации
|
Эмоциональный
Познавательный
Социальный
Социально-духовный
|
Если развивается и работает любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.
Для эффективного использования технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности с целью развития психофизиологических процессов учащихся на уроках биологии свою работу я строю следующим образом:
педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика;
«сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ (определение параметров недостаточного и критического уровня;)
создание, накопление и систематика учебных приемов, видов и форм учебных заданий для использования в технологии ;
выбор форм работы и заданий на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для развития данного ученика;
оформление индивидуальной карты учебного успеха ученика, определение программы развития;
использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся;
подготовка и организация творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;
оценка, анализ и корректировка деятельности учителя и учащихся на основе данных диагностики и выводов о ее результативности.
Работа с учащимися строится в соответствии со следующими принципамив педагогической деятельности:
личностно-деятельный подход ( признание индивидуальности личности ученика, ее уникальности и своеобразия, организация деятельности с учетом личностных качеств каждого ученика);
-
создание атмосферы творческого самовыражения детей, управление формированием свойств личности;
гуманизация личностных и межличностных взаимоотношений между учителем и учеником, уважительное отношение к мнению учащихся, создание условий для развития творческих способностей;
формирование творческого мышления и нацеленность учебной деятельности на создание творческого продукта;
активизация интересов школьников к самостоятельной творческой деятельности;
оптимальное сочетание разных форм и видов учебной работы для организации познавательной деятельности учащихся
I. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика
Чтобы человека обучать и воспитывать его надо знать во всех отношениях. Учитель, как отмечал А.М.Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Для того, чтобы проектирование было целенаправленным и осознанным, нужно, прежде всего, ясно представлять конечную цель (что я хочу формировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?).
В ходе диагностики я изучаю следующее:
Особенности внимания (объем, распределение, концентрация и устойчивость); Данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – это важнейшая информация для способов проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Лучше всего использовать данные о развитии внимания учащихся, полученные психологами, но опытный учитель-предметник также может оценить развитие психофизиологического параметра внимание через наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определённого типа ( Приложение 1)
Свойства памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, и эмоциональная); Эта информация для учителя важна как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала, в форме , удобной для запоминания именно этому ученику. Одновременно нужно обратить внимание на развитие тех видов памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь путём внимательного наблюдения за деятельностью ученика учитель может определить «западающий» вид памяти (Приложение 2)
-
Модальность ( предпочитаемый канал приема информации: визуальный, аудиальный, кинестетический); Для учителя это очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика.. Важно бывает определить модальность как входа так и выхода (способ «выдачи» информации). Важная роль здесь так же отводится педагогическому наблюдению и педагогическому эксперименту (Приложение 3 и 4)
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга
- изучается в связи с тем, что в каждом классе до 25% учащихся – так называемые «левши», которые требуют особого подхода в обучении. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование полушарий ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация помогает учителю понять в каком виде ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие (Приложение 5).
II. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ
На основании данных диагностики учителем заполняется индивидуальная карта учебного успеха ученика.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА
Фамилия Имя
|
|
оптимальный
|
критический
|
недостаточн.
|
ВНИМАНИЕ
|
Объем
|
|
|
|
|
Распределение
|
|
|
|
|
Концентрация
|
|
|
|
|
Устойчивость
|
|
|
|
ПАМЯТЬ
|
Словесно-логическая
|
|
|
|
|
Наглядно-образная
|
|
|
|
|
Эмоциональная
|
|
|
|
МОДАЛЬНОСТЬ
|
|
визуальный
|
аудиальный
|
кинестетич.
|
ПОЛУШАРИЕ
|
|
равно
|
левое
|
правое
|
Создание, накопление и систематизация учебных приемов, видов и форм учебных заданий
Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и выбора оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса, определенные особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика подкрепляются достаточным количеством разнообразного дидактического материала.
Это можно сделать с помощью таких приёмов учебной работы:
«Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, карту, диаграмму;
Проанализировать информацию , представленную в виде таблицы, схемы, карты, диаграммы, сделать вывод;
Придумать название короткому тексту по изучаемой теме;
Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;
Восстановить текст из перепутанных фрагментов;
Корректурная проба
-
Извлечь устно всю информацию из представленного объекта;
Решить смысловую пропорцию;
Решить развивающий канон;
Решить кроссворд, сканворд по теме;
Составить развивающий канон;
Составить синквейн;
Составить кроссворд, сканворд по теме;
Разделить на группы организмы, процессы, понятия;
Классификация по карточкам, если принцип классификации неизвестен;
Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием );
Найти «лишнее слово»;
Произвести соответствие понятий и фактов;
Составить несколько предложений с одним и тем же фактом, термином;
Сравнить понятия по смыслу;
Сравнить модели, рисунки, карточки, найти общие признаки;
Найти ошибки в тексте;
Глядя на картинку, найти описание этого объекта, процесса, в учебнике;
Числовой диктант;
Буквенный диктант;
Тест (выбор одного ответа из нескольких предложенных);
Самостоятельное изучение нового материала на уроке с использованием персонального путеводителя по уроку;
Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы;
Просмотр видеофрагмента с заданиями «до» и «после» просмотра»;
Практическая групповая работа на единую цель;
«Мозговой штурм»;
Восстановить подписи к «немой» схеме процесса, явления, объекта;
Решить задачу с биологическим содержанием;
Определение неизвестного живого объекта по определителям или в электронном формате;
Выдвижение гипотез и их защита;
Собрать модель процесса из подручных материалов;
Составить опорный конспект по теме;
Упростить научно-популярный текст без потери смысла;
-
Изобразить свернутую информацию в виде загадки для соседа по парте;
Сопоставление текста с рисунком. Что не описано в тексте?
Собрать, оформить и описать коллекцию;
Нарисовать иллюстрацию к изучаемой теме;
Найти информацию по проблемному вопросу через ИНТЕРНЕТ, оформить в виде карточки со ссылками;
Составить развернутый план текста параграфа;
Написать сочинение от имени биологического объекта;
Прочитать и пересказать текст параграфа учебника;
Подобрать примеры из жизни, иллюстрирующие законы и правила;
Придумать и записать вопросы по тексту параграфа;
Составить меню на один день из растений, произрастающих в разных центрах происхождения;
Подготовить публичное выступление по теме;
Написать реферат по теме;
Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты, провести защиту;
-
Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с биологией
Провести самостоятельно исследование по заданному алгоритму;
Создать слайдовую презентацию по изучаемой теме;
Провести анкетирование с целью изучения мнения по данной проблеме.
Провести комплексное экологическое исследование местности с описанием, фотографиями, написать отчет;
Написать и оформить отчет об экскурсии с использованием ПК, фотокамеры;
Составить задание для викторины или интеллектуальной игры;
Провести экскурсию в природе для младших школьников;
Составить буклет по природным ресурсам местности с фотографиями;
Собрать пословицы и поговорки о представителях какого-либо класса животных или семейств растений, оформить тематический сборник.
Определить растения по запаху, вкусу;
Определить животное по издаваемым звукам, по следам
Предсказать погоду по поведению животных и растений;
Выбрать из букета лекарственные травы
Принять участие в ролевой игре, подготовить вопросы другой команде;
Подготовить ролевую игру.
Подготовить и провести урок биологии.
IV. Выбор форм работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для данного ученика
После создания, накопления и систематизации форм работы определяются типы заданий, для формирования тех или иных параметров каждого ученика.
Например: 4. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;
Данный прием можно использовать для формирования тех параметров, клеточки которых заштрихованы.
Параметры
|
|
Формирование с помощью данного приёма
|
ВНИМАНИЕ
|
Объем
|
|
Распределение
|
|
Концентрация
|
|
Устойчивость
|
|
ПАМЯТЬ
|
Словесно-логическая
|
|
Наглядно-образная
|
|
Эмоциональная
|
|
МОДАЛЬНОСТЬ
|
Визуальная
|
|
Аудиальная
|
|
Кинестетическая
|
|
ПОЛУШАРИЯ
|
|
|
В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КАРТУ УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА заносятся номера тех приемов, которые позволяют формировать у него необходимые знания, умения, навыки и составляю индивидуальную программу развития ученика средствами учебного предмета биологии.
V. Использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся
1. Упражнения для развития внимания
1.1 Учитель задает вопросы, учащиеся воспринимают их на слух, мысленно отвечают, записывают в строчку первые буквы слов-отгадок. При правильном написании можно прочитать слово или целое предложение.
* Героиня сказки К. Чуковского…….. (Муха)
* Бабочка и морской офицер …………(Адмирал)
* Вещество в покровах насекомых … (Хитин)
* Бабочка и древнегреческий бог …… (Аполлон)
* Перенос пыльцы насекомыми…… (Опыление)
* Жук и непарнокопытное ……………(Носорог)
1.2 Учитель предлагает внимательно прочитать текст, рассмотреть рисунок, схему, таблицу, учебник один раз, закрыть его и ответить на вопросы учителя.
Пример: Знакомство с учебником биологии «Живой организме» 6 кл.
Назовите авторов вашего учебника
Прочитайте оглавление учебника и назовите его разделы
Сколько всего параграфов в учебнике?
Каким цветом выделены названия: ВТОРОГО РАЗДЕЛА
Какое животное изображено на странице 175?
Какое растение изображено на странице 170? Является ли оно лекарственным? Почему?
Что означают следующие знаки, встречающиеся в учебнике:
а) рыбка б) звездочка в) черный кружок
Какую практическую работу предлагает учебник
а) по изучению семени
б) по изучению химического состава клетки
в) по изучению бесполого размножения
Что изображено на форзаце учебника?
«Лови ошибку»! Учитель читает текст, намеренно допуская ошибки, которые должны найти учащиеся. Для визуалов можно предложить самостоятельное прочтение текста.
Воскресенье в лесу
…Веселой музыкой мы оповестили лес о том, что прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, рыжики, волнушки и сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал с корнем. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай с листьями ивы, поели и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы их все равно разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые в крапинку яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лугу мы нашли маленького ежика, он ел зелёную травку. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали, но попив воды из чистой лесной лужи стали бодрыми и весёлыми. В лесу всегда довольно много муравейников. Вася решил нам показать, как добывают муравьиный сок. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
…С охапками лесных цветов – лютиков, ромашек и колокольчиков мы пошли к станции. Весело прошел день!
Как можно быстрее из каждой строчки нужно выбрать лишь те буквы, которые не повторяются, составив из них названия внутренних органов человека и ответить на вопрос «Какую систему образуют эти органы?»:
|
|
|