Главная страница

Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии


Скачать 363.41 Kb.
Название Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии
страница 2/3
Дата 15.02.2016
Размер 363.41 Kb.
Тип Документы
1   2   3

БАШАШАШРВОВАНГВХЖИЖА

  • ЛГОДРМЛЩТЛАНЩИЬМ

  • ЛЖЁБДГПКЖОБПЕД




      1. Найти в каждой строчке по три названия млекопитающих, относящихся к отряду, выделенному в кружочке:

    • медведь, белка, еж, лиса, куница, бобр, бурозубка, дикобраз, крот

    • волк, хомяк, финвал, дельфин, полёвка, рысь, кашалот, сурок, ласка

    • горилла, гризли, лемур, игрунок, ирбис, пума, морж, тюлень, нерпа

    • шимпанзе, тигр, собака, орангутанг, гепард, макака, окапи, ушан

    ХИЩНИКИ

    ПРИМАТЫ

    ГРЫЗУНЫ

    ЛАСТОНОГИЕ

    КИТООБРАЗНЫЕ


      1. Представьте, что на черном квадрате в центре рисунка стоит шахматный конь, который, как известно, ходит буквой «Г». Делайте ходы конём, чтобы можно было прочитать моё пожелание всем вам:




    !

    О

    Д

    Й

    В

    Е

    Я

    И

    Х

    К

    Ж

    Х




    О

    Т

    Н

    Р

    Н

    И

    Р

    И

    Х

    А

    Е

    Т


    Ответ: Охраняйте редких животных!


      1. Найдите спрятанные названия птиц. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.

    • За лисой кабан никогда не охотится.

    • Свеча – это воск, опаляющий крылья мотыльков

    • В нашем регионе две крупные реки – Вятка и Волга.

    • Топор ёлке не друг, но труд одолеет всё!

    • Чай, калачи, бисквит, конфеты «Ласточка» продают в буфете!


    1.8.Сколько отрядов насекомых объединяют перечисленных членистоногих? Назовите эти отряды.

    Саранча, скорпион, кобылка, клещ собачий, аполлон, адмирал, мокрица, крушинница, голубянка, кузнечик, сенокосец, краб, крапивница, махаон, подалирий, чесоточный зудень, бражник, моль, крестовик, тарантул, оса.

    (Отряд Прямокрылые и Чешуекрылые, подчеркнутые виды к классу насекомых не относятся)
    1.9. Восприятие на слух загадок с обманной рифмой:
    ДЕРЕВЬЯ

    • лезет в нос летящий пух, весь июнь цветёт ……(тополь)

    • на краю растет обрыва, догадались? Это ……(ива)

    • крона от ягод вся уж красна, яркой зимою стала …(рябина)

    • хоть трещат зимой морозы, зеленеют в парках ….(ели)

    • белоствольна и красива украшает лес наш ….(берёза)

    • веник в бане пахнет вкусно, хороша для них ….(пихта)

    • в берёзу он давно влюблён, ну конечно , это …( клён)



    ЖИВОТНЫЕ

    • он зимой в берлоге спит, догадались, это – …..( медведь)

    • летят на юг по небу клином поздней осенью …(журавли)

    • он в малине знает толк, потому что это ….(медведь)

    • есть мух и комаров здорова, в болоте квакает …(лягушка)

    • серый и большой как шкаф – неповоротливый …(слон)

    • серый с хоботом добряк, неповоротливый …..(слон)




      1. Рядом с видовым названием напишите название рода животного:


    РАЗНОЦВЕТНАЯ РАДУГА

    • ………………..серая (ворона, крыса, куропатка, жаба, планария)

    • ………………..черная (крыса, гадюка, жужелица)

    • ………………..золотистая (бронзовка, щурка)

    • ……………….. зелёная (жаба, гидра, лютка)

    • ………………..сизый (голубь)

    • ………………..белая (трясогузка, катушка)

    • ………………..желтая (трясогузка)

    • ……………….серебристая (чайка)

    • ………………..красная (ленточница)

    • ……………….золотая (рыбка)

    • ……………….голубоватая (кобылка)

    • ……………….сиреневый (бражник)

    • ………………..рыжая (вечерница, полёвка)


    2. Упражнения для развития памяти
    2.1.Проверка и тренировка слуховой памяти.

    1)Учащимся предлагается прослушать два раза текст:

    Откройте учебник на девятой странице и найдите второй абзац снизу. В этом абзаце в третьей строчке сверху найдите название животного из шести букв, в котором вместо удвоенной «с» написана одна буква «с».
    А теперь, не подглядывая в текст, поставьте знак «+» или «-» рядом со следующими утверждениями:


    • вам надо было открыть журнал на восьмой странице

    • вам предложили найти второй абзац снизу

    • абзац состоял как минимум из трех строчек

    • в найденном слове было 5 букв

    • если бы слово было написано правильно, то оно состояло бы из 7 букв

    • назовите предполагаемое слово



    2) Прослушайте один раз ряды слов, затем называется только первое слово ряда, а ученикам предлагается назвать второе и третье:


    • САДОВНИК – ИШНЯ – КОСТЯНКА

    • ТРАВА – КОРОВА – МОЛОКО

    • ДЯТЕЛ – ДЕРЕВО – КЛЮВ

    • КАПУСТА – РЕДЬКА – СТРУЧОК

    • КАРТОФЕЛЬ – ЯГОДА – ЯД

    • ГОРОХ – БОБ – БЕЛКИ

    • ЛИСТ – СВЕТ – ФОТОСИНТЕЗ

    • СТЕБЕЛЬ – КОРА – ДРЕВЕСИНА

    • ТОМАТ – АМЕРИКА – ПАСЛЁН


    2.2.Развитие зрительной памяти.

    1) Прочитайте три раза эти термины, попытайтесь их запомнить. Закройте написанное листом бумаги и письменно ответьте на вопросы:

    СЕМЯ ЭНДОСПЕРМ ЗАРОДЫШ СЕМЯДОЛЯ
    КОЖУРА РУБЧИК ПЕРИСПЕРМ


    • запишите второе слово от начала ряда?

    • сколько в предложенных словах было существительных женского рода?

    • вторым с конца было слово РУБЧИК?

    • выпишите слова, в которых одна и та же буква повторяется два раза?

    • все слова начинались с согласной буквы?

    • В каком разделе биологии используют эти термины?

    • Второй от начала термин означает запасное питательное вещество?


    2) Рассмотрите внимательно в течение 1 минуты рисунки, постарайтесь запомнить расположение, форму, детали. Затем закройте рисунки и постарайтесь ответить на вопросы





    • Сколько всего животных изображено на рисунках?

    • Кто изображен на рисунке №2?

    • Сколько классов позвоночных животных можно выделить на рисунках?

    • В какую сторону смотрит пресмыкающееся животное?

    • Какой орган дыхания изображен у животного на рисунке №1?

    • Чем образован покров у животного на рисунке №3?

    • У какого животного хорошо выражен половой диморфизм?

    • Есть ли у льва на рисунке хвост?

    • Кто из животных на рисунках является теплокровным?

    • Сколько камер в сердце у животных на рисунках №1 и №2?


    3)Прочитайте внимательно один раз 10 пар слов, попытайтесь их запомнить. Потом закройте слова и попробуйте по памяти воспроизвести эти пары:

    • ЗАЯЦ – КРОЛИК

    • ЛЕС-ЕЛЬ

    • ЛИСА – МЫШЬ

    • КОШКА – СОБАКА

    • ВОЛК – ХИЩНИК

    • ПТИЦА – КЛЮВ

    • ЛЯГУШКА – БОЛОТО

    • УЖ-ГАДЮКА

    • УТРО-ОДУВАНЧИК

    • ЯЙЦО-КУКУШКА

    Почему одни слова запомнились лучше, а другие труднее, проанализируйте, разработайте механизмы запоминания материала.

    2.3. Приемы составления опор

    Широкий простор для развития зрительной и ассоциативной памяти представляет прием составления различного рода опор, который призван помочь учащимся в усвоении учебного материала. Обучение составлению опор происходит следующим образом:

    1. Применение учителем на уроках различных опор.

    2. Ознакомление учащихся с правилами составления ЛОС (логически опорная схема).

    • Внимательно прочитайте текст учебника и разбейте его на логические части

    • В каждой составной части найдите опорные слова (главные понятия)

    • Выпишите основные слова в тетрадь и выявите как они взаимосвязаны между собой

    • Дополнительную информацию учебника оформите в виде рисунков или других условных обозначений

    • Цветом выделите главное в содержании учебной статьи

    • После составления ЛОС выпишите условные знаки


    Пример:

    ЦВЕТОК

    НЕКТАР

    + ПИЩА НАСЕКОМЫЕ
    ПЫЛЬЦА



    1. Составление ЛОС на доске под руководством учителя.

    2. Самостоятельное составление ЛОС учащимися, обсуждение в парах итогов работы.

    3. В старших классах учащиеся переходят от составления ЛОС к составлению ОК (опорных конспектов) в которых кодируется основное содержание текста.

    4. Учитель знакомит учащихся с алгоритмом составления ОК:

    • Внимательно прочитайте текст учебника

    • Запишите в тетради тему конспекта

    • Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы

    • Выделите взаимосвязи

    • Законспектируйте в виде кодированной информации содержание каждого смыслового компонента

    • Еще раз прочтите текст и проверьте полноту выписанных идей

    • Сформулируйте вопросы разных уровней сложности к данному ОК, запишите их в тетрадь



    Составление учащимися опор помогает научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребёнка, учит школьников вычленять главное, анализировать и систематизировать учебный материал, развивает мышление, зрительное восприятие, позволяет каждому учащемуся работать в индивидуальном темпе, самореализоваться.
    Овладение умением работать с книгой помогает более рационально использовать время на уроке и дома, систематическая работа с учебником оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний, уровня интеллектуального развития. Использование заданий для самостоятельной работы с учебником способствуют развитию психических механизмов памяти, которые являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

    3. Упражнения для развития логического мышления
    В целях развития логического мышления учащихся предлагается им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения .

      1. Дать общее название группе слов.

    Вены, артерии, капилляры ……………………………(сосуды)

    Корень, стебель, лист………………………………….(органы)

    Рак, паук, насекомое…………………………(членистоногие)


      1. Вставить пропущенные гласные буквы, чтобы прочитать название органоидов клетки


    * Б * Л * Ч К * Л * З * С * М *

    (оболочка) (лизосома)
    3.3.Прочитать блок предложений, если согласны с утверждением ставим знак «1» , а если нет – «0».


    • Пауки – это бескрылые насекомые

    • У пауков, как правило, 10 ног

    • Тело пауков покрыто хитином

    • Все пауки плетут паутину

    • У пауков никогда не бывает усиков

    • Скорпион –это тоже паук

    • Укус тарантула смертелен

    • Клещи – это паукообразные

    • Клещ – возбудитель энцефалита

    3.4.Объединить слова в пары, объясняя принцип подбора.
    Ёж, ехидна, ушан, белка, кит, выхухоль, утконос, тигр, лиса, вечерница, дельфин, суслик, кабан, слон.
    3.5.Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его, а оставшиеся в строке слова объедините одним общим названием.
    * Орел, страус, гриф, сокол……………….(хищные птицы)

    * Кобра, саламандра, змея , ящерица…. (пресмыкающиеся)

    * Альбатрос, рогатка, чайка, буревестник………..(птицы)

    * Воронок, стриж, касатка, береговушка…….(ласточки)

    * Бесполое, разнополое, половое…………..(размножение)

      1. Проанализировать связь между словами одной из частей равенства и найти недостающее слово.

    :

    * Машина – мотор = Человек – ? (Сердце)

    * Думать – голова = Шевелить – ? (Рука)

    * Дерево – короед = Человек – ? (Чесоточный клещ)

      1. Ребус – своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур и знаков.

    Л + 100 ПАД , НУЯЯЯ , А

    40 А , Н А С
    3.8. Вычеркивая буквы одного слова , прочитайте второе.


    • Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное

    П О О ПГ А Н Е Н О КК А

    (поганка – опёнок)


    • Убери горькое – получишь хрустящее

    КЛ А У ПУ С Т АК

    (лук – капуста)


    • Вычеркни зелёный – получишь фиолетовый

    ОБАГКУЛАРЖЕАНЦ

    (огурец – баклажан)

    3.9 Проанализировать смысловой ряд и вписать необходимые слова.


    • У рыбы сердце …………….., а у …………четырехкамерное

    • ……………дышит жабрами, а ящерица …………………..

    • У рыбы тело покрыто…………., а у ……………..перьями

    • Карл …………….., …………………..Дарвин.

    • ……………….. Вавилов , Климент ……………………….

    • ……………………летает , а страус ………………………

    • Рыжик ………………….., а …………ядовитый

    .

      1. Заменить слова в скобках, чтобы равенство было верным.

    :

    ( нота ) + ( конечность) = рыба……..

    ( 16 кг ) + ( новогоднее дерево ) = собака…..

    ( кислород) + ( хвойное дерево) = антилопа…..


      1. Из букв приведенных слов составить названия животных и растений.


    ПИКА +РИС = ?( кипарис)

    ПЕНА +ЛИК = ?( пеликан)


      1. Решить анаграммы и исключить лишнее слово.




    • МАЗПЛАЦИОТ (цитоплазма)

    • ДРОЯ (ядро)

    • ХОРЛОТЫСПАЛ (хлоропласты)

    • КОБОЛОЧА (оболочка)

    • БОРИСЫМО (рибосомы)

    • МОЗОЛИСА (лизосома)

    • ХРОМТИНДИЯ (митохондрия)

    • ОКУЛЬВА (вакуоль)

    • ШКОДРЫЯ (ядрышко)

    • СПИТЛЫДА (пластиды)


    3.13. Метаграммы


    • Со звуком «С» я не вкусна,

    Но в пищу каждому нужна.

    С «М» берегись меня , а то

    Я съем и платье и пальто.

    СОЛЬ – МОЛЬ )


    • С «Л» я слезы вызываю

    • С «Ж» по воздуху летаю

    (ЛУК – ЖУК )



    • С буквой «К» полезен очень,

    С буквой «Н» приду к вам ночью.

    (СОК – СОН)


      1. Развивающий канон – упражнение, состоящее из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими связями.




    Рыбы

    2

    ?

    Жабры

    Земноводные

    ?

    ?

    ?

    Птицы

    4

    Перья

    ?



    Тюльпан

    6

    Коробочка

    Капуста

    4+2

    ?

    Картофель

    ?

    ?

    Горох

    9+?

    Боб

    Земляника

    ?

    ?



    Гипофиз

    ?

    ?

    ?

    Инсулин

    Сахарный диабет

    Щитовидная

    ?

    ?

    ?

    Адреналин

    ?


    Применение современных педагогических технологий позволяет достигать достаточно высоких результатов в обучении и воспитании одаренных школьников. Знание и учет внутренних законов развития личности, умение диагностировать, прогнозировать, корректировать развитие ученика, вместе с ним искать и находить новые способы решения проблемных вопросов , подготовки и проведения внеурочных дел, создавать оригинальные продукты интеллектуального и духовного труда – вот , что играет ведущую роль в формировании творческой личности.

    Литература:

    1. Акимов И, Клименко В. О природе таланта. – М.: Педагогика,1995.

    2. Андреев В.И. Проверь себя. – М.: Народное образование, 1994.

    3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности – М.: Мысль,1976. – 43с.

    4. Безруких М.М., Ефимова С.Г. Знаете ли вы своего ученика ? –М.: Просвещение, 1991.

    5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребность к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.

    6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе # Вопросы психологии – 1979 , №4.

    7. Брэдвей Л. Как научить вашего ребенка учиться.- М.: юнвес,1997.

    8. Васильева З.И., Ахаян Т.В. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.

    9. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999ю – 368с.: ил.

    10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:Просвещение,1991.

    11. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика,1991.

    12. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии – М.: 5 за знание, 2006. – 144 с

    13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М.: Педагогика,1991.

    14. Зимняя И.А. Педагогическая психология – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

    15. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении – М.: Просвещение,1988.

    16. Кон И.С. Психология ранней юности – М.:Просвещение,1989.

    17. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя – М.: Просвещение,1992.

    18. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения – Киров,1996.

    19. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить – М.: Просвещение, 1987.

    20. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта – М.: Педагогика,1998

    21. Рогов Е.И. Психология познания – М.: Владос, 1998.

    22. Рябцева С.Л. Диалог за партой – М.: Просвещение,1989.

    23. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя – М.: Просвещение,

    24. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1988.

    25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М.: Педагогика, 1982.

    26. Юсупов В.З Педагогические инновации в сельских школах – Киров, 1996.

    27. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.: Педагогика, 1979.
1   2   3