|
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами моу даньковская оош разработана
Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
МОУ Даньковская ООШ
Разработана учителем географии и биологии, зам.директора по УВР
Ивановой Мариной Фёдоровной
Цели: - профилактика злоупотребления психоактивными веществами;
- изменение ценностного отношения детей и молодёжи к наркотикам, формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде;
- сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;
- объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение вышеперечисленных целей.
Задачи: - своевременное и целенаправленное формирование у подростков гигиенически адекватных навыков и привычек;
- выработка у подростков стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению наркотических веществ.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты:
приостановление роста злоупотребления наркотиками, токсикоманическими веществами, алкоголем, а в перспективе – поэтапное сокращение наркомании, токсикомании, алкоголизма;
снижение спроса и, следовательно, распространённости наркотиков среди детей и молодёжи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодёжи;
повышение антинаркотической ориентации обучающихся и их родителей.
Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими.
Марек Котаньский, польский психотерапевт.
Введение
В напряжённом ритме повседневных дел и забот мы вольно или невольно оставляем за пределами своих интересов глобальные проблемы окружающего мира, простодушно надеясь, что их тотальное влияние нас не коснётся. Эта самоуспокоенность дорого обходится нам, нашим детям, нашему будущему. В XXI в. наркомания становится третьей по счёту угрозой существованию человечества – после планетарной экологической катастрофы и ядерной войны. Настала пора остановиться, оглянуться вокруг и спросить себя: что я сделал, что смогу сделать в борьбе со страшным злом, обрушившимся на человечество.
Наркомания – болезнь древняя, имеет более чем тысячелетнюю историю, но никогда этот чудовищный молох не проявлял так цинично свою ненасытность. Жертвами наркомании становятся миллионы и миллионы людей во всех странах мира независимо от их государственного устройства и благосостояния.
До недавнего времени судьба берегла Россию от этой напасти. Но в конце 90-х годов прошлого века волна наркомании буквально захлестнула нашу страну, не встретив на своём пути никаких препятствий. Ни экономических, ни правовых, ни социальных, ни нравственных. Словно какое-то злое провидение специально распахнуло двери настежь. И самой беззащитной оказалась молодёжь, именно на неё обрушилась вся лавина наркотиков, вся агрессия мировых наркосиндикатов.
Приходится признать, что, несмотря на усилия, которые предпринимают педагоги, медики, юристы, законодатели, число детей, использующих психоактивные вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Проблема постепенно теряет традиционно «мальчишеский» характер. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, всё больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотикам реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема носит универсальный характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.
Что же мы можем и должны противопоставить монстру, пожирающему наших детей?
Школа и семья, занимаясь воспитанием подростка, нередко вступают в период жёсткого противоречия, ища причины девиантного поведения ребёнка. Родители требуют как можно быстрее «навести порядок» среди учащихся, испытывающих наркотическую или алкогольную зависимость. Школа обращается к семье с призывами «усилить контроль», «разобраться в проблемах», словом, обратить внимание на своего ребёнка. Однако ни те, ни другие по своему социальному и возрастному статусу не способны в полной мере включиться в молодёжную субкультуру. Здесь вступает в противоречие позиция взрослых и детей. С одной стороны, набившие оскомину простые истины: «пить – здоровью вредить», «наркотики – яд», «один грамм никотина убивает лошадь», а с другой – формирующаяся некая форма поведения у подростков: «это нужно пройти», «нельзя быть «незрелым» в этом вопросе» и т.п.
Все теории, объясняющие возникновение и развитие болезненных зависимостей, сводятся к дефициту социализации подростка – неблагоприятное окружение, усвоение социально неприемлемых образцов поведения, закрепление стандартов ущербной субкультуры и т.п. Специфика подросткового возраста такова, что им необходимо социальное одобрение в первую очередь сверстников, а не взрослых. Следовательно, необходим коллективный поиск выхода из проблемы: поддержка вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, проработка конфликта вместо его замалчивания. Только в этом случае совместная деятельность врача-нарколога, социального педагога, психолога, преподавателя, родителей и самих учащихся будет иметь гармоничную форму и будет сориентирована на создание и апробирование оригинальных технологий, новых подходов в антинаркотической профилактике, и, самое главное, эта деятельность будет иметь педагогически целесообразную завершённость.
Первичная профилактика употреблении ПАВ заключается в:
приоритете первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании;
-
признании медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реабилитации наркозависимых, улучшении криминогенной обстановки в обществе, снижении общей заболеваемости;
комплексном (межведомственном) подходе к решению проблем профилактики наркозависимости.
Вторичная профилактика употребления ПАВ заключается в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодёжи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приёме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения.
Активные профилактические мероприятия должны опираться:
на формировании у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
на формирование у детей и молодёжи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
на реабилитацию детей и молодёжи, возвращающихся из среды наркотизации в нормальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Наркотическая ситуация
В конце XX в. злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, суммарной количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек (на 2000 год).
В последние два десятилетия и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков составляет 12,5 лет, среди девочек – 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам у мальчиков составляет 14,2 года, у девочек 14,6 лет.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объёма негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 10-12 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 % наркоманов, в Европе – 70 %), инфекционных гепатитов (в России более 90 % наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулёза и других заболеваний. ВИЧ-инфекция зарегистрированы не только у детей и подростков в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией.
Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ.
Основные факторы, определяющие негативную динамику проблемы:
- социально-экономические;
- социально-идеологические;
- биомедицинские.
В последнее время Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане страна оказалась на пути мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним их основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих страна СНГ появились опасные наркозоны – Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространённость наркотиков в масштабах всей страны.
Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность ПАВ.
Следующим фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.
Ситуация усугубляется тем, что в недалёком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Именно дети из таких семей преимущественно формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определённым стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, являются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врождённые аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением.
Низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ, также вносит свой вклад в распространение наркомании.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением.
Свой негативный вклад вносит и низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.
Современные представления о профилактике наркомании
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приёма наркотических или иных психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье;
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодёжи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
-
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определённых психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
По категориям ущерба можно выделить три группы факторов – медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования.
Потери системы образования включают:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодёжи.
Как итог этих потерь:
незаконченное среднее и высшее образование (в том числе зачастую – незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает не только весь шлейф последствий наркомании – гепатит, СПИД, заболевания полученные половым путём, и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всём негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в том числе снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).
Первичная, вторичная и третичная профилактика
зависимости от психоактивных веществ
Целями первичной профилактики являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодёжи к наркотикам, формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде;
- сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни, формированию антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;
- объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение вышеперечисленных целей.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Её цель – максимально сократить продолжительность ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей Пав, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексе обследования, лечении и реабилитации.
Профилактика, лечение и реабилитация – взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Работа с родителями
Тематика лекций для родителей младших школьников
1. Медико-социальные аспекты токсикомании, алкоголизма.
2. Что такое наркомания.
3. Причины формирования у детей младшего школьного возраста установки на употребление одурманивающих веществ.
4. Употребление алкоголя, наркотических и токсикоманических препаратов в семье и здоровье ребёнка.
5. Гигиенические принципы профилактики ранней наркотизации детей.
6. Роль родителей в формировании у детей установки на трезвость. Значение здорового образа жизни.
7. «Признаки надвигающейся беды» - ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.
8. «Всему своё время» - что должен знать младший школьник о наркотиках.
9. Психологическое тестирование «Кто сильнее: вы или ребёнок?» Анализ результатов.
10. Общение в конфликте.
11. Что такое созависимость и как с неё бороться?
12. «Наркотики: как от них уберечься?» - родительское собрание.
13. «Чего им не хватает, или Почему дети употребляют наркотики» - родительское собрание.
14. Что удерживает детей от наркотиков.
15. Шаг за шагом от наркотиков.
Тематика лекций для родителей школьников среднего звена
1. Медико-социальные аспекты токсиконаркоманий, алкоголизма.
2. Причины приобщения детей к употреблению одурманивающих веществ и связь причин с особенностями переходного (пубертатного) возраста.
3. Работа родителей по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью (умение организовать свой досуг, отрицательное отношение к вредным привычкам, развитие навыков здорового образа жизни).
4. Употребление алкоголя, наркотических и токсикоманических препаратов в семье и здоровье ребёнка.
5. Гигиенические принципы профилактики ранней наркотизации детей.
6. «Красные сигналы опасности» - ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.
7. «Дорога в 14 шагов» (Общение с ребёнком, употребляющим наркотики).
8. «Подростковый бунт» - правила эффективного общения.
9. «Всему своё время» - что должен знать ребёнок о наркотиках.
10. « SOS! Действия в экстренной ситуации, когда на карту поставлена жизнь ребёнка».
11. О «саморазрушающем» поведении и инстинкте самосохранения.
12. Наркомания: правовой аспект проблемы.
13. Влияние подростковых антиобщественных группировок на ребёнка.
14. Подростковая среда и наркотики.
Тематика лекций для родителей старших школьников
1. Медико-социальные аспекты полинаркоманий, алкоголизма.
2. Причины и условия формирования у старших школьников болезненного пристрастия к употреблению одурманивающих веществ.
3. Влияние употребления одурманивающих веществ на поведение, успеваемость, овладение профессией.
4. Наркотики и потомство. Наркотики и материнство.
5. Особенности формирования подростковых токсиконаркоманий.
6. Гигиенические принципы профилактики наркотизации.
7. Ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.
8. «Всему своё время» - что должен знать подросток о наркотиках.
9. Эмоции и чувства: помощники или ?.. Управление эмоциями.
Консультативная работа с педагогами
1. Рекомендации по выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков.
Анкета для определения подростковой наркомании,
в баллах (разработана учёными из Иркутска)
I. Обнаружили ли вы у ребёнка:
|
1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.
|
50
|
2. Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.
|
50
|
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям.
|
50
|
4. Частую, непредсказуемую смену настроения.
|
50
|
5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.
|
50
|
6. Частые простудные заболевания.
|
50
|
7. Потерю аппетита, похудание.
|
50
|
8. Частое выпрашивание у вас или родственников денег.
|
50
|
9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.
|
50
|
10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.
|
50
|
11. Скрытность, задумчивость, уединённость, длительное прослушивание магнитофонных записей.
|
50
|
12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.
|
50
|
13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.
|
50
|
14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.
|
100
|
15. Резкое снижение успеваемости.
|
100
|
16. Татуировки, следы ожога сигаретой, порезы на предплечьях.
|
100
|
17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.
|
100
|
18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.
|
100
|
19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.
|
100
|
20. Нарастающую лживость.
|
100
|
21.Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.
|
200
|
22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.
|
300
|
23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.
|
300
|
24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.
|
300
|
25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопчённой посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.
|
300
|
26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.
|
300
|
27. Состояние опьянения без запаха спиртного.
|
300
|
28. Покраснение глазных яблок, коричневый налёт на языке, следы от уколов.
|
300
|
II. Слышали ли вы от ребёнка:
|
1. Высказывания о бессмысленности жизни.
|
50
|
2. Разговоры о наркотиках.
|
100
|
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.
|
200
|
III. Сталкивались ли вы со следующим:
|
1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.
|
100
|
2. Пропажей их дома денег, ценностей, книг, одежды и т.п.
|
100
|
IV. Случалось ли с вашим ребёнком:
|
1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.п.
|
100
|
2. Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения.
|
100
|
3. Совершение кражи.
|
100
|
4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.
|
300
|
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного).
|
100
|
Оценка результатов
Если вы нашли для констатации более 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, вам необходимо обратиться за консультацией к психиатру-наркологу.
(Анкета опубликована в газете «Губернские новости» (Иркутск) от 26 июня 1998 г.)
|
|
|