Главная страница

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*


Скачать 232.08 Kb.
Название *Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*
Дата 13.03.2016
Размер 232.08 Kb.
Тип Документы

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.


Практикующие психотерапевты используют в работе метод, который получил широкую известность благодаря своей эффективности. Он называется систематической десенситизацией - постепенное снижение чувствительности. Такая своеобразная закалка. Метод помогает человеку избавиться от страхов, мешающих ему жить. Предположим, некая девушка занимается вплотную биологией и ей предстоит сделать целый ряд лабораторных исследований. Давайте представим себе, что она терпеть не может грызунов и панически боится даже близко подойти к белым лабораторным мышам.

Если она не справится со своим страхом, ей можно оставить всякую надежду стать врачом. И вот она отправляется в медицинский центр своего студенческого городка, чтобы ей там чем-нибудь помогли. Психотерапевт сначала учит ее расслабляться. Она учится делать это до тех пор, пока не приобретает способность расслабляться за короткое время. Потом ей показывают карточку, на которой написано слово «мышь». И девушка сразу же вся напрягается. Ее просят проявить то умение расслабиться, которое уже было выработано ранее. Она пробует расслабиться, не опуская глаз со слова «мышь», до тех пор, пока у нее это получается. Потом ей показывают фотографию белой мыши. И снова она пытается достичь покоя при виде фотографии животного. Теперь ей приносят настоящую белую мышь, и тренировка продолжается до тех пор, пока ей удается сохранять спокойствие, держа в руках это животное, таким образом психологи помогают людям справиться со своими страхами. То, что раньше было неприемлемым для человека, теперь может приносить удовольствие или, по меньшей мере, оставаться терпимым.

Причина, делающая эту методику эффективной, очень проста, если разобраться, что человек не может быть одновременно и расслаблен и напряжен. Расслабление приходит на смену напряжению. То же происходит, когда девушка в расслабленном состоянии переходит от восприятия одного неприятного к другому, еще более неприятному объекту, стимулирующему отрицательную реакцию. Но она способна справиться со своим страхом, потому что готова к новым испытаниям, ибо на более низком уровне добилась хороших результатов в умении успокаиваться.

Какая взаимосвязь между десенситизацией и ценностной системой, которая должна быть привита ребенку? Огромная. Человеческий мозг имеет три вида электрических волн, важных для нашего обсуждения: альфа, бета и дельта. Альфа-волны излучаются мозгом, приведенным в такое состояние, когда начинается процесс мышления. Бета-волны исходят из возбужденного, думающего мозга, дельта-волны — из спящего. Альфа-волны исходят из мозга, находящегося в промежуточном состоянии покоя, не спящего, но и не думающего. То, что мы видим на экране телевизора — это быстрые линейные движения, происходящие с частотой 1200 колебаний за одну минуту. Такая видимая смена видимой информации, воздействуя через зрительный нерв,утомляет мозг и он стремится перейти в режим альфа-волновой работы; расслабленный мозг отказывается воспринимать что-либо критически.(Если не смотреть телевизор, а например, только слушать, тогда воздействие на зрительный нерв не происходит, и левое полушарие головного мозга не отключается).Изучение работы мозга во время просмотра телевизионных передач показало, что редко какой детский мозг мог адекватно воспринимать происходящее на экране дольше 30 секунд, после столь непродолжительного времени мозг ребенка переходит в состояние равнодушного покоя. Некоторые из взрослых способны полностью контролировать свое понимание происходящего на экране только в течение 10 минут, редко кто имел более высокие показатели.

Именно по той причине, что мы смотрим телевизионные программы и чаще всего даже не задумываемся над их содержанием, это состояние покоя может быть использовано для того, чтобы снизить нашу чувствительность и уровень неприятия всего, обычно воспринимаемого как отрицательное явление. Из-за такой природы телевизионного соображения большинство программ мы смотрим в расслабленном, некритическом состоянии, и в этом состоянии мы легко можем быть подвергнуты десенситизации. Наши ценности изменились, а мы и не подозреваем об этом! Особенно восприимчивы к такому губительному воздействию телевидения дети.

Телевидение поучает наших детей, что счастье - это обладать чем-то, пища дается для того, чтобы доставлять бесконечное наслаждение телу и наращивать его мощь, а насилие, секс, магия или отдельные «выдающиеся» личности могут решить такие проблемы, которые не по силам обычному человеку. Дети также обнаруживают, что секс и супружеские обязательства могут существовать отдельно одно от другого, а религия, и это в лучшем случае, нечто бесполезное или, в худшем случае, наносящее ущерб реальной жизни. В результате опросов, проведенных в ходе акции за телевидение для детей, были получены следующие данные: 96% чистого телевизионного времени, посвященного показу секса, —это прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, проституция. Только 4% отображают секс между супругами, но и он обычно носит негативный характер. К тому же, телевидение приучает детей к пассивному восприятию всего, что происходит перед их глазами. Немедленное удовлетворение стало нормой. Употребление алкоголя благоприятствует десенситизации. Превозносятся наркотики. Кто-то сказал: «Телевидение — учитель», «теперь конкретный вопрос: «Чему дети могут научиться у такого учителя?» Те ли это ценности, которые жизненно необходимы нашим детям?

Кэйт Муди в своей книге «Воспитание детей и телевидение» предлагает ответить на несколько вопросов, прежде чем включить телевизор и разрешить детям посмотреть какую-то программу:

1. Как демонстрируется различие между действительностью и фантазией?

2. Как решаются проблемы?

3. Как используется музыка, спецэффекты, шумы, и не способствуют ли они затуманиванию сознания?

4. Какова задача основных действующих лиц?

5. Каким образом показан окружающий мир? Является ли он тем местом, которого нужно страшиться, или тайной, стимулирующей любознательность?

6. Какие юмористические приемы используются?

7. Какая реклама сопутствует программе?

8. Как могут дети прореагировать на эту программу? В какие игры они будут играть после просмотра программы? Какой тип поведения предлагается детям в качестве примера? Каким движениям они могут научиться? Что делает тело, глаза, руки?

К ее вопросам мы хотели бы добавить несколько специфических, отражающих нравственное мировоззрение;

Какой способ жизни описывается как привлекательный?

Стоит ли качество программы того времени, которое будет потрачено на ее просмотр?

Насколько полезна программа? Сможет ли она в лучшую сторону направить развитие характера ребенка? Возможно ли с ее помощью убедить ребенка отказаться от того плохого, что мешает формированию его характера? Что программа добавляет к жизни моего ребенка, что является необходимым

для совершенствования характера? Или что во время ее просмотра может быть изъято из жизни моего ребенка, а что станет благотворным для формирования характера?

По меньшей мере один или два раза в год я провожу несколько часов в каком-нибудь большом магазине игрушек. Проходя между рядами полок, сплошь заставленных игрушками, я пытаюсь выяснить, какую продукцию предлагает промышленность для удовлетворения потребностей семьи. О ценах я пока молчу, но у меня создалось следующее впечатление: минимум половина игрушек создана для того, чтобы выработать у ребенка ценности, которых не найти в Слове Божьем. Большинство игрушек — монстры, инопланетяне, «темные личности», связанные с оккультизмом или насилием. Очень много игрушек, которые пропагандируют жизнь, полную забот об удовлетворении своего эго, а также стремление к наслаждениям. Они заставляют ребенка думать, что красивая внешность - главное в жизни. Те ли это ценности, которые необходимы вашим детям? Дети чаще всего воспринимают игрушки как наглядный пример того, к чему нужно стремиться.

Что можно сделать для ослабления влияния средств светской информации. Первым важным шагом в вашем стремлении помочь своему ребенку противостоять миру должна стать попытка защитить его мышление уже тогда, когда он еще не отнят от груди. Берегите детей от мирского влияния. Растите их в атмосфере ценностей христианского образа жизни. Это потребует от вас постоянной бдительности и активного творчества, но в конечном счете вы не пожалеете, что решились на это. Дети, воспитывающиеся на христианских ценностях, имеют совершенно отличную от прочих базу, которая помогает им принять решение в момент противостояния миру. Если в самом нежном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив к любому влиянию, внутренний мир малыша был защищен, он с большей легкостью распознает саму суть греха. Дети, растущие в атмосфере зла, постепенно привыкают к нему, со временем воспринимая зло как само собой разумеющееся явление повседневности, и различие между добром и злом становится смутным — это в самом лучшем случае.

Ваш следующий шаг — добейтесь четкого понимания различия между добром и злом. Дети рождаются без понимания того, что есть добро, а что — зло. Они узнают об этом в своих семьях, в церкви, от учителей (если дети посещают христианскую школу). В дошкольное время, когда дети только познают мир, родители должны дать им точные знания о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «правильно» и что такое «неправильно». Родители — основной источник подобной информации для своих детей. Даже очень маленьким детям нужно, чтобы им объясняли, почему одно является плохим, а другое — хорошим. Естественно, причины, которые вы приводите дошкольникам, должны быть доступны их пониманию, По мере взросления ребенка доводы будут усложняться, и тогда уже можно будет переходить к формированию принципов поведения человека на всю оставшуюся жизнь. Но до того, как малыши пойдут в школу, они от вас должны получить знания о той черте, которая четко разделяет добро и зло. В начальной школе с помощью учителя, а также в семье дети расширяют свои познания о явлениях, лежащих по обе стороны от грани между добром и злом; начнется работа их ума, с помощью взрослых они начнут вырабатывать основные принципы поведения, которые позже, в пору отрочества, будут отшлифованы ими на практике. Если такую работу не проделать вовремя, подросток вступит в опасную пору отрочества лишенным духовных и этических принципов, которые смогли бы ему помочь противостоять мирским соблазнам приближающейся взрослой жизни.

Пришло время сделать следующий шаг — помогите вашему ребенку приобрести достоинство и уверенность в своих силах. Ребенок, уважающий себя, меньше всего способен попасть под влияние своих сверстников, У него, после какого-то периода раздумий и взвешивания аргументов за и против, хватает уверенности в своих силах, чтобы отказаться от чего-то плохого. К тому же у него достанет смелости предложить альтернативное решение проблемы, и он сможет отстаивать свой выбор в пользу добра, если будет уверен в своей правоте. Чувство самоуважения и уверенности в своих силах- самый лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку.

Сейчас много говорят о самосознании и о том, как важно каждому иметь «положительное» самосознание. Стремление к самооценке можно обнаружить во всем - и в том, как ведутся тетради, и как решаются задачи, и к каким уловкам прибегает человек во время игры. Стремление к самооценке — не пустяк. Самооценка является неотъемлемой, основополагающей частью личности и процесса формирования ее характера. Изменить самосознание гораздо труднее, чем это утверждают авторы великого числа самоучителей, продающихся на каждом углу. Самосознание, самооценками самоуважение — термины, очень близкие по смыслу, они имеют много общего с тем, что человек думает о себе самом. По моему мнению, «самоуважение» больше всего подходит к тому, что необходимо иметь нашим детям для активного противостояния миру. В одном из словарей дается следующее определение самооценке: «должная оценка и уважение к достоинствам собственного характера». Заметьте, каким образом связаны достоинство и характер. Самоуважение подразумевает следующее; вы настолько уважаете себя, что просто неспособны на поступок, который ниже вашего достоинства. Эта особенность характера развивается у ребенка постепенно, в течение всего периода детства и отрочества.

И как это часто случается, стоит несколько раз не к месту одернуть ребенка, выругать его, бросить неодобрительный взгляд или вздохнуть с укором, и постепенно такая «помощь» мамы, папы, няни или другого близкого для малыша человека формирует его мнение о себе, которое он понесет туда, где его не знают и не так любят, как дома. Ребенок не рождается с уже готовым чувством самосознания или самоуважения. Оно скорее всего появится у него как ответная реакция на то чувство достоинства, которое прослеживается во взаимоотношениях его родителей, а также на их уважительное отношение к собственному ребенку и всему что связано с жизнью семьи. В силу того, что дети еще не способны правильно оценивать действия взрослых, они воспринимают все, что делают близкие им люди, как само собой разумеющуюся истину. И, таким образом, каждым своим действием, взглядом, словом мы рисуем портрет будущей личности, как художник дополняет картину мазок за мазком.

Специалисты в области психологии, занимающиеся проблемами самоуважения и самооценки, предложили четыре компонента понятий, наличие которых приводит к появлению у человека способности к самооценке: 1) компетентность, 2) смысл (значимость), 3) сила, 4) целомуцрие. Если вы поможете своим детям приобрести эти качества, у них появится большие возможности выйти в мир с должным чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Значимость, с точки зрения ребенка, означает следующее: «Мне нужно чувствовать, что меня любят и поддерживают те, кто мне особо дорог» Родители — самые важные для ребенка люди. Чувствует ли ваш ребенок, что вы любите его и в любую минуту можете его поддержать? Или вам кажется, да и у него вечно такой вид, что он уже потерял всякую надежду сделать как следует какую-нибудь работу? Понимает ли ребенок, насколько он важен для вас, или он занимает второе или даже третье место в таблице ценностей вашей жизни? Или он вообще может рассчитывать только на крохи вашего внимания? Без ощущения любви и поддержки со стороны родителей ребенок не сможет сформировать должного самоуважения.

Мы могли бы передать суть компетентность следующей фразой ребёнка: «Мне необходимо правильно делать все то, что от меня требуется». Трехлетний гражданин, учась самостоятельно надевать носочки и обуваться, получает определенную долю такого качества, как компетентность. Стоит набраться терпения и не прерывать неуклюжих попыток дочери справиться с супом при помощи «огромной» ложки, которая никак не хочет помещаться в ручонке вашей крохи, — игра стоит свеч, ребенок таким образом приобретает компетентность. Время, потраченное на то, чтобы научить восьмилетнего сына игре в бейсбол, также служит формированию компетентность. Одобрение каждого шага к достижению мастерства в каком-либо деле развивает компетентность. Не делайте ничего за своего ребенка, если он сам может это исполнить. Предоставьте детям самим овладеть мастерством и обереги компетентность.

Сила означает: «Мне нужно уметь влиять не только на свою жизнь, но и на жизнь других людей». Детям необходимо научиться делать сознательный выбор в повседневной жизни. Они должны быть уверены, что их мнение учитывается при решении семейных проблем. Такое положение ребенка в семье обеспечивает его самоуважению добавочную поддержку, даже если в какой-то конкретной ситуации его совету не последовали. А вы предоставляете своему ребенку возможность выбора в наиболее важных ситуациях его повседневной жизни? Уважаете ли вы его мнение, или его искренность в высказывании своего мнения вызывает у вас желание указать ребенку его место? Когда дети чувствуют бессилие в решении своих проблем и невозможность контролировать все то, что происходит в их жизни, все это может снизить их способность противостояния миру. Из-за чувства беспомощности дети могут слепо следовать примеру большинства. Девушка-подросток, только из-за того, что не верит в свои возможности справиться с определенными трудностями, может пойти на поводу у своего дружка, которому приспичило удовлетворить греховные желания, и все это может случиться, несмотря на понимание истинной сути происходящего.

С добродетельностью все просто: «Мне очень нужно поступать правильно, чтобы иметь право уважать себя». Дети должны четко знать и понимать, что такое хорошо и что такое плохо. У многих этого нет, потому что как семья, так и общество исказили все понятия о добре и зле, смешали их. Когда дети с уверенностью говорят, что их поступок не противоречит общему пониманию о добре, они счастливы, чувствуя свою значимость. Таким образом мы способствуем формированию самоуважения у детей.

Мы должны помогать детям ставить перед собой реальные цели. Нерешенные задачи только нарушают их самооценку. Вместо того, чтобы уверять ребенка, будто на следующей контрольной он не сделает ни одной орфографической ошибки, выразите уверенность, что их будет на две-три меньше. Это реальная, достижимая задача, которая, при успешном ее выполнении, укрепит уверенность ребенка в своих силах.

Оказывайте всемерную поддержку детям, когда ситуация требует от них исправления собственных ошибок и отступничества. Показывайте им пример того, как человек может посмеяться над собой, взять себя в руки и продолжать действовать так, чтобы ему не было стыдно за себя. Дети, ужасно боящиеся сделать что-то не так, редко испытывают себя в каком-нибудь новом виде деятельности; такое отношение к перспективам может только снизить уровень самооценки, сделать ее отрицательной. Помогайте детям развивать таланты и способности, доставшиеся им от природы, включая в этот ряд дар приятной внешности. Учите их тому, как оставаться привлекательным и здоровым, учите детей владеть своим телом. Сделайте все, чтобы они признали наличие у себя определенного дара, таланта, и поощряйте их развивать и совершенствовать эти подарки, полученные от Бога. Пусть дети узнают о своих слабых местах и научатся компенсировать их влияние за счет демонстрации сильных положительных качеств. Приветствуйте их стремление приобрести определенные черты характера к какому-то периоду их жизни или избавиться от плохих привычек за такое же время.

Вам совсем не обязательно иметь сборник упражнений, чтобы помочь своему ребенку сформировать истинное самоуважение. Основа этой работы — Божья любовь, компетентность, значимость, сила и целомудрие; сконцентрируйте на них все свое внимание, и тогда самоуважение и уверенность появятся как бы сами собой. И хотя детство — самый благоприятный период для развития в детях этих качеств, помните — никогда не поздно изменить того, кто смотрит на вас в зеркале.

Теперь о следующем шаге вашей помощи детям в противостоянии миру. Учите детей принимать решения.

Предложите ребенку сконцентрировать его внимание на ситуации, когда есть необходимость в реальном выборе какой-то одной из двух взаимоисключающих, но одинаково приемлемых идей. Именно так вы сможете научить его принимать решение.

Вам нужно ограничить число вариантов выбора. Затем выбор ребенка должен быть одобрен. И пусть он пожинает плоды своего выбора, пусть пока набирается опыта, позже вы увидите, что ребенок стал увереннее в ситуациях, требующих его выбора.

Вашим следующим шагом в оказании ребенку поддержки в его противостоянии миру должна быть ваша решимость стать для него тем человеком, общество которого он в любом случае предпочел бы общению со сверстниками. Влияние сверстников начинает проявляться в дошкольные годы и постоянно усиливается по мере того, как ребенок взрослеет. Хотя даже взрослые не всегда могут избегать этого, но все же к моменту вступления молодого человека во взрослую жизнь мнение сверстников уже не имеет для него такого большого значения, как прежде. Понятие «влияние сверстников» не пришло к нам вместе с прочими достояниями XX века. Шэрон Скот, известный в Штатах социолог автор книги «Изменение влияния сверстников», сделала предположение, что этому способствуют социальные условия современной жизни. Уменьшились качественные и количественные показатели отношений между взрослыми и детьми. Другими словами, дети и взрослые теперь не проводят так много времени вместе, как это бывало раньше!

Семьи сейчас более мобильны, и понимание соседства не носит такого большого значения, как прежде. В былые времена соседи присматривали за детьми тех, кто жил рядом. Большая семья, члены которой продолжают жить все вместе под одной крышей или хотя бы в одном городе, сейчас редкость! А когда-то все, дедушки и бабушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры заботились друг о друге. Ребенку труднее оступиться, когда столько глаз следят за ним. Увеличение числа неполных семей и все большая занятость родителей на работе резко сократили время общения взрослых с детьми.

Мамы и папы сегодня слишком заняты и физически не способны уделять своим детям столько времени, сколько нужно. И немудрено, что дети предоставлены самим себе. Нехватка времени на решение как своих личных проблем, так и проблем близких людей стала сегодня самой главной заботой для семьи. Лихорадочная занятость просто не оставляет сил на семью. Средства массовой информации также вносят свою долю в отрицательный эффект чужеродного влияния на наших детей. Образ тех детей и подростков, которых показывают по телевидению, трудно назвать достойным подражания, А ведь наши с вами живые, настоящие дети так стремятся походить на них во всем! Звезды экрана, эстрады и спорта также редко являются достойным примером для подражания. Алчность и необузданный секс стали нормой. Даже такой предмет из числа бытовой электротехники, как посудомоечная машина, не говоря уже о компьютере, видеоиграх, телевизоре и плейере, — все это не способствует укреплению семейных отношений. Каждый живет в своем собственном мире, не взаимодействуя с другими членами семьи. Легкодоступный алкоголь и прочие наркотики тоже можно считать чем-то похожим на членов одной агрессивной, все-лодавляющей банды преступников.

Снижение отрицательного влияния социальных явлений должно стать одной из задач тех, кто озабочен способностью детей сопротивляться давлению мнения сверстников. Как уменьшить тлетворное влияние чужеродного окружения на наших детей? Можете ли вы изменить режим своей жизни таким образом, чтобы в нем осталось достаточно времени для детей? Это в свою очередь, сократит то время, в течение которого на них влияют сверстники. По мнению Шэрон Скот, именно в таком решении — выход.

Часто первое же общение вашего ребенка с миром, которому он вознамерился противостоять, заканчивается плачевно — он сдается, и этому виной — влияние сверстников. Чтобы ничего похожего не случилось, необходимо иметь четкий план работы, которая сделает ребенка невосприимчивым к пагубному внешнему влиянию. Как можно раньше приучайте ребенка к мысли, что не всегда нужно следовать тому, что делает большинство. Объясните ребенку, что слепо следовать за толпой нельзя, поскольку не всегда то, что делает большинство - хорошо. Каждый из нас отвечает только за себя.

Своими объяснениями опережайте события! Рассказывайте ребенку о жизни подростков еще до того, как он сам достигнет этого возраста. Пусть ребенок знает о ваших требованиях к его поведению в будущем. Обсуждайте с ним проблему влияния на него сверстников, не забывая упомянуть о том, чем это обычно заканчивается. Рассказывайте ему обо всем. Поговорите с ним о друзьях и подружках, одежде и машинах, свиданиях и прочем задолго до того, как у него появится потребность и возможность попробовать все это на себе. Объясните ему принципы отбора развлечений. Остановитесь на том, как выбирать друзей. Учите ребенка плавать до того, как он войдет в воду! Учите, учите и еще раз учите!

Сделайте все, чтобы вашему ребенку больше нравилось быть с семьей, чем в компании сверстников. Исследования ученых свидетельствуют, что молодые люди с «семейной» ориентацией менее склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, они менее восприимчивы к пагубному влиянию окружения. Чем сильнее связь ребенка с семьей, тем более действенными оказываются ее ценности.

Займите ребенка полезным делом. Занимаясь внеклассной работой в школе, выпуская школьную газету, играя в оркестре и принимая участие в выездных кампаниях церкви, ваш ребенок именно там сможет найти себе друзей-соратников. Эти дети обычно хорошо влияют на других. Если ваш ребенок учится в выпускном классе, помогите ему приобрести такие навыки, которые пригодятся в высшей школе. Они помогут ребенку не только обрести новый статус, достичь какого-то удовлетворения, но и дадут ему возможность в дальнейшем заниматься чем-то стоящим в кругу сверстников и найти среди них настоящих, хороших друзей. Умелого человека уважают и обычно считаются с его решениями и не только в той области, в которой он — специалист. То, чем ребенок занимается дома после школы: косит газон, нянчит детей, убирает мусор, — приучает его к ответственности и вырабатывает уверенность в своих силах.

Прививайте ребенку умение одеваться со вкусом и научите его соответствующим образом вести себя в обществе. Ребенок, чувствующий себя уверенно в любой социальной ситуации, вряд ли поддастся влиянию сверстников. Он всегда знает, что делает. Уважаемый другими детьми, он знает свое место и цену себе, даже если и не соглашается с мнением толпы.

Давайте ребенку четкие распоряжения по поводу его предполагаемого поведения. «Папа не разрешает» — хорошая поддержка его правильного выбора. Мамы и папы, учителя все зависит от нас с вами!

Учите вашего ребенка тому, как распознавать и реагировать на «вторжение извне». Шэрон Скот в своей книге «Изменение влияния сверстников» утверждает следующее: после того, как ребенок почувствовал, что кто-то давит на него извне, пусть даже из среды его ровесников, у него остается в запасе всего 30 секунд, чтобы выйти из-под этого влияния при помощи одного из известных ему способов. Если он не уложится в это время, то обязательно покорится ситуации. Именно это время— 30 секунд — диктует нам условия. И тут ребенок должен действовать автоматически, почти не думая. Именно поэтому важно заранее вырабатывать у него такую реакцию.

Примерно в возрасте семи-восьми лет ваш ребенок уже должен уметь распознавать, каким образом друзья могут заставить его делать то, что запрещено. Просите его прислушиваться и присматриваться к происходящему на детской площадке или в других местах, где бывают дети, и понаблюдать за ситуациями, которые показывают явное стремление одних детей оказать давление на других. Может ли он это сделать? Попросите его повторить те фразы, при помощи которых он сам пытается убедить кого-то поступить так или иначе. Потом научите его, как надо реагировать на такую тактику нажима. Доведите его реакцию до автоматизма на «практике», моделируя различные проблемные ситуации. Реакция вашего ребенка должна соответствовать его личностным особенностям. Некоторые дети могут разрядить опасную ситуацию при помощи шутки, но другие ударят лицом в грязь, если вздумают разрешить проблему с позиции юмора. Вы знаете своего ребенка как никто другой, и вам виднее, каким образом ему лучше всего подойти к решению проблемы. Но в любом случае ему необходимо иметь как минимум четыре-пять оптимальных вариантов выхода из критических положений. Неуклонно повторяйте с ним один из вариантов, к примеру: получил неприемлемое предложение, повернись и сразу же уходи без каких-то комментариев или возражений. Удались с достоинством и займись чем-нибудь другим. Если тянуть время, это может быть воспринято как согласие. Постоянно напоминайте ребенку о «законе 30 секунд». Ему дается всего 30 секунд, чтобы решить, остаться или уйти от конфликта.

Исследования способов убеждения свидетельствуют о том, что бывает легче в чем-то убедить группу людей, если с самого начала встречи с ними вы поставите их в известность о своих убеждениях. Если вы будете доброжелательно и убедительно высказываться о том, что вам дорого, вы сможете с легкостью убедить остальных принять вашу точку зрения. Научите этому ребенка. Подскажите ему, чем конкретно он может увлечь своих сверстников. Если вы должным образом вышколите вашего ребенка дома, он сможет быстро находить выход из тех экстремальных ситуаций, в которые его попробуют вовлечь неблагополучные сверстники. Пусть ребенок знает, где и как он сможет вас найти, если вы ему понадобитесь. А фраза по телефону: «Приезжай, забери меня!» должна заставить вас без лишних слов поспешить на помощь ребенку.

Учим детей принимать решения

1. Как можно раньше начинайте приучать детей делать выбор из числа двух противоположных, но одинаково приемлемых вариантов решения одной проблемы.

2. Перед тем, как перейти к решению более сложных проблем, пусть дети как можно дольше практикуются в принятии простых решений.

3. Соглашайтесь с выбором ребенка, если он не представляет опасность для его жизни. Не осуждайте ребенка за его выбор.

4. Будьте всегда готовы оказать ребенку поддержку, когда он пожинает плоды своего выбора.

5. Постепенно расширяйте количество вариантов возможного выбора. Следите за тем, насколько ясно ребенок понимает условия и последствия своего решения.

6. Не вмешивайтесь в естественный ход событий, которые последуют за моментом принятия ребенком определенного решения, если оно не угрожает его жизни.

7. Помогайте им взвешивать все «за» и «против»:

  • нанеси на бумагу все «за» и «против»,

  • постарайся предугадать последствия,

  • спроси, есть ли какие-то табу в том решении, которое ты считаешь возможным.

  • спроси, так ли важно твое решение,

  • спроси, как твое решение отразится на других людях,

  • спроси, есть ли другой выход из создавшегося положения.

8. Если ребенку по силам исполнить принятое решение, предоставьте ему полную свободу выбора. Не принимайте решения вместо него!

9. Выказывайте уверенность в его способности принять решение

и ответить за него.

10. Помогите ребенку умом и сердцем понять, что вы не останетесь равнодушными ко всему что происходит в его жизни, и будете рядом, несмотря на тот выбор, который ребенок сделает.

Прививка установки

Один из способов защиты установок — это дать людям возможность учесть все доводы за и против, прежде чем кто-то будет атаковать их с целью изменения этих установок. Чем тщательнее люди заранее продумают аргументы за и против, тем лучше они могут оградиться от попыток изменить их мнение при помощи логики. Если люди не особенно задумывались на эту тему, то они особенно легко поддадутся убеждению, когда их установки пытаются атаковать при помощи логических методов. Уильям Мак-Гуайр (1964) продемонстрировал это явление и применил для борьбы с ним прививку установок. Это процесс, когда людей делают невосприимчивыми к попыткам изменения их установок, вводя небольшую дозу аргументов, противодействующих их позиции. Человек, заранее обдумав доводы, становится относительно защищенным, это похоже на противовирусную вакцинацию, когда человек получает ослабленную культуру вируса, чтобы выработать антитела и в дальнейшем уже не заболеть.

Прививка установки — процесс, при котором человеку вводят небольшие дозы аргументов против его позиции и таким образом делают его невосприимчивым к попыткам других изменить его установки.

В одном из исследований Мак-Гуайр делал людям «прививку» когда выдвигал короткие аргументы против культурных трюизмов или мнений, которые в нашем обществе по больше части воспринимаются некритически, вроде идеи о том, что надо чистить зубы после каждой еды. Через два дня люди приходили снова и читали еще более резкое высказывание против этого трюизма, одно из них содержало серию логических доводов о том, почему вредно чистить зубы слишком часто. Испытуемые, которым делали «прививку» от этих доводов, гораздо реже меняли свои установки, чем члены контрольной группы. Почему? Те люди, которые получили прививки — более слабые доводы, — имели возможность обдумать их необоснованность и поэтому находились в более выгодной позиции и были в состоянии отразить сравнительно сильную атаку, с которой они сталкивались два дня спустя. Контрольную группу, не задумывавшуюся раньше, почему людям надо или не надо часто чистить зубы, с помощью сильной аргументации было достаточно легко убедить, что этого делать не следует.

Сопротивление давлению

сверстников

Как мы уже видели, зачастую, когда делаются попытки изменить наши установки, то такие атаки эмоциональны, а не обоснованы логически. Можно ли защититься от эмоционального воздействия, так же как мы защищались от рациональных доводов? Это очень важная проблема, потому что многие значительные изменения в установках и поведении возникают не в ответ на логические доводы, а как реакция на эмоциональное_воздействие. Так, например, многие молодые юноши и девушки начинают курить, выпивать или принимать наркотики. Часто их поступки — реакция на давление сверстников, причем возникает это давление в таком возрасте, когда молодые люди особенно легко поддаются влиянию. Как показывает одно исследование, лучше всего можно определить, курит ли подросток марихуану, если узнать, не злоупотребляет ли наркотиками его друг или подруга.

Теперь представьте, как это происходит. Подростки не станут приводить никаких аргументов («Эй,Женя, — а ты знаешь, недавние исследования показывают, что выпивка в меру может быть даже полезна для здоровья?). Напротив, давление сверстников непосредственно связано с ценностями и эмоциями людей, игре на их страхе быть отвергнут другими и их стремлении к свободе и автономии? В юности ровесники — это важный источник социального одобрения может быть, самый важный источник. Мнение других подростков для молодого, человека или девушки — это достаточная награда за следование определенным установкам. Необходима такая техника, которая бы помогла молодым людям сопротивляться давлению сверстников, чтобы они не рисковали своим здоровьем.

Давление сверстников может быть очень убедительным потому что оно направлено на эмоции — на желание нравиться и быть одобренным группой. Молодые люди могут научиться сопротивляться такому убеждению, если получат прививку от него.

Можно, например, применить метод прививок установок Мак-Гуайра (1964) и для борьбы с техникой эмоционального убеждения, в частности для сопротивления прессингу сверстников. То есть мы можем не только «ввести дозу» логических аргументов, которые человек может услышать, но и представить образцы эмоционального воздействия, с которыми человек может столкнуться. Вот 13-летний подросток, шатающийся со своими приятелями. Среди них много тех, кто курит сигареты. Его одноклассники начинают посмеиваться над ним, потому что он не курит, называют его занудой и маменькиным сынком. Один из них даже закуривает и протягивает сигарету ему и дразнит, что тому «слабо» затянуться. Столкнувшись с таким давлением, многие 13-летние подростки поддаются ему, А теперь предположим, что мы «иммунизировали» подростка, показав ему более мягкие формы давления и объяснив, как можно сопротивляться, Мы могли бы попросить его разыграть ситуацию, когда его друг называет его желторотым юнцом, потому что он не курит сигареты и научить его отвечать например так; «Я буду еще больше похож на желторотого юнца, если закурю, чтобы произвести на тебя впечатление». Поможет ли подростку такой метод и сможет ли он впоследствии защититься от давления сверстников? *Слово тварища - вот что всегда убеждает*- Гомер.

Когда попытки убедить вызывают обратную реакцию: теория реактивности.

Очень важно не использовать слишком сильного давления, когда мы пытаемся предохранить человека от нападок на его установки. Предположим, вы хотите быть уверенным, что ваш ребенок никогда не будет курить. «Я совершу ошибку, если ребенок увидит всю эту вредную рекламу», — вероятно, подумаете вы и совсем запретите ребенку даже смотреть на пачку сигарет. «Хуже не будет, — решите вы. — По крайней мере, мой ребенок поймет, насколько серьезна эта проблема».

В действительности строгий запрет опасен — чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Согласно теории реактивности, людям вообще не нравится чувствовать, будто что-то угрожает их свободе делать или думать то, что они хотят. Когда люди понимают, что их свобода под угрозой, у них возникает неприятное состояние реактивности, и избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

Теория реактивности — идея о том, что когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности; люди ослабляют реактивность, совершая запрещенное действие.

Был проведен следующий эксперимент: на дверях душевых в кампусе повесили два объявления, пытаясь заставить людей перестать писать на стенах. Одно объявление гласило «Ни в коем случае не пишите на этих стенах». В другом объявлении запрет был выражен более мягко: «Пожалуйста, не пишите на этих стенах». Через две недели исследователи вернулись и посмотрели, сколько новых граффити появилось с тех пор, как повесили объявления. Как и предсказывали психологи, гораздо больше надписей оказалось из стенах душевых с объявлением «Не пишите», чем там, где было объявление, начинающееся со слов «Пожалуйста, не пишите». Точно так же, когда люди, которым запрещали курить, употреблять наркотики или носить серьгу в носу, гораздо чаще именно так и поступали, чтобы восстановить чувство личной свободы и возможности выбора.