Теплякова Наталья Михайловна город Касли
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Урок остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности решаются задачи развития, воображения, мышления и фантазии младшего школьника.
Уже несколько лет я работаю по УМК «Гармония» и хочу отметить ,что в данной образовательной системе очень четко прослеживается тенденция развития творческих способностей ребенка.
На уроках литературного чтения, по словам автора Кубасовой, много внимания уделяется творческой интерпретации читаемого произведения средствами интонационной выразительности. Начиная с первых уроков, обращаю внимания на интонацию, выразительность чтения, прочитай так, чтобы всем захотелось научиться читать (Р.Сеф «Учись читать» 1 класс)
Игра «Радиотеатр» остается любимой для учащихся до окончания начальной школы. Если в 1-2 классе детям нравится сам игровой процесс, то уже в 3, а особенно в 4 классе учащиеся представляют свои мини спектакли. Одни придумывают костюмы, другие приносят необходимые атрибуты, учат наизусть слова героев. Замечательно-то, что перемены превращаются репетиции по подготовке к выступлению, и каждый ребёнок находит себе занятия по своим возможностям, каждой проявляет свои творческие способности.
Творческое воображение детей активизируется при выполнение заданий на прогнозирование текста, например по названию и иллюстрации догадайся о чем пойдет речь; придумай продолжение, например разговора Пети и дедушки (Е.Пермяк «Для чего руки нужны 1кл); «Спор деревьев» К Ушинский «Фантазеры» Н.Носова 2 класс.
Немаловажную роль в развитии учащихся играют задания направленные на развитие словесного творчества, например уже в 1классе ребятам предлагается сочинить считалку, используя слова «Раз, два, три…, тебе водить. Вот, что получилось у моих первоклассников этом учебном году.
«Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу с тобой играть.
Раз, два, три, четыре, пять
Я иду тебя искать.» или
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе мы играть.
Надо нам определить,
Кто в игре будет голить»
Придумай и расскажи любую небывальщину (С.Маршак «Я видел» )
Придумай свою загадку. (Не человек, а ходит. Не мама, а по утрам будит)
Придумай свою историю о слонике (Горбовский «Розовый слон»)
Подготовь своё рассуждение на тему Что останется после людей? (Е Пермяк «Некрасивая ёлка»)
Очень нравятся детям задания проиллюстрировать прочитанное произведение, причем в 1 классе это графическое рисование, или поделки, то уже начиная со 2 класса словесное, или даже музыкальное по желанию учащихся. Например, после изучения колыбельных детям предлагается исполнить ,понравившуюся им колыбельную придумав свои мотив; после прочтения стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало, предлагаю детям прослушать 2 музыкальных произведения и выбрать, то которое подходит к этому стихотворению. Можно спросить «Какую бы музыку сочинил ты?»
Для развития эмоциональной сферы применяю прием « Живые картинки», предложенный Светловской Н.И и Джежелей. Представь себе, что ты главный герой, покажи, как ты обижен, удивлен, возмущен, обрадован.
В четвертом классе использую такой прием «Моё первое знакомство с творчеством...» , «Почему я люблю читать книги…» , «Каким я представляю себе …»
Вот выдержки из работ по теме «Каким я представляю себе А.С.Пушкина»
«Я представляю А.С Пушкина смелым, как Руслан, находчивым, ,как князь Гвидон, упорным, как королевич Елисей» ,«Я думаю, что Пушкин был человеком ранимым и не выносил оскорблений, ведь он погиб на дуэли, защищая честь своей жены».
Не меньшие возможности для развития творческих способностей имеют уроки русского языка. Авторы курса М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко предлагают «не обучению сочинений «вообще», а текстов определенного жанра, которые востребованы в коммуникативной речи учащихся». В конце первого класса учимся поздравлять друг друга, дети готовят поздравительную открытку другу, учителю, родителям, но самое главное у них накапливается первоначальный опыт оформление поздравлений.
Во втором классе учимся создавать словесную картинку «Вот так весна», причем исходя из уровня подготовленности класса, это может быть как индивидуальная, так и совместная работа. В 3 классе пишем словесные этюды, такие уроки стараюсь проводить параллельно с уроком изобразительного искусства, что позволяет учащимся проявить свои творческие способности как языком красок, а потом описать это словами.
Собирая вместе рисунки и словесные этюды, создаем рукописную книгу «Наблюдаем за облаками».
«Весенние облака, как корабли под белыми парусами. Надует их ветер, и понесутся они по бескрайнему синему небу» «Облако похоже на маленькое озеро. Из него выпрыгнули две рыбки, чтобы погреться на солнышке. Дунул ветерок ,и облако превратилось в большую белую птицу, которая спешит в свою сказочную страну»
Очень необычна для детей тема «учимся писать инструкции», но когда я предлагаю создать книгу кулинарных рецептов, причем каждый пишет не только рецепт приготовления блюда, но и является художником оформителем своей страницы, то дети с удовольствие включаются в эту работу. Каждый старается оформить свою страницу, как можно ярче и интереснее. И когда в школе проходила неделя русского языка, то наш класс представлял именно эту книгу, мы удивили жюри, и многие воспользовались нашими рецептами. В четвёртом классе осваиваем такие жанры как рассказ, сказка. Учимся вести записи в личном дневнике.
К концу 4 класса у каждого ребенка в его портфолио и в наших рукописных книгах собирается много творческих работ, и мы проводим аналогию с писателями и поэтами. Составляем свое «собрание сочинений», где представлены словесные этюды, кулинарные рецепты, рассказы, воспоминания и дневниковые записи.
Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.. А знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее ,внимательнее к друг другу.
На уроках окружающего мира развитие эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание следующих тем «Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная» «Путешествие по залам музеев» «Природные явления». В учебнике рассматриваем репродукции картин, фотографии, читаем стихи, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие их собственное восприятие окружающего мира.
Задания разного уровня сложности позволяют учащимся самим выбирать тип задания и форму его выполнения. «Если хочешь, выполни творческую работу..» например: « если хочешь, сделай из пластилина модель холма и оврага», «Если хочешь, сочини сказку о рыбаке и рыбке на новый лад» . «Если хочешь, подготовь свое сообщение о солнце от имени астронома, врача, поэта, художника.»
Например, в 1 классе «Урок народное творчество» провожу в форме экскурсии, превратив класс в музей прикладного искусства. Для этого урока собираем предметы быта, одежды изготовленные народными мастерами , которые есть в домах учеников. В роли экскурсоводов могут быть дети, которые вместе с родителями готовят небольшое сообщение о своем экспонате.
Во 2 классе очень интересно проходят уроки по теме «Моя семья» Дети приносят свои семейные реликвии, рассказывают о них. Готовят творческие презентации на тему «Наши семейные традиции» «Мои знаменитые родственники». Организуем выставку «Творчество нашей семьи».
Многие из этих работ служат началом проектной деятельности учащихся.
Для того, чтобы детям захотелось выполнять эти работы учитель должен постоянно поощрять и стимулировать желания ребенка, проявлять интерес к его твочеству.
|