|
Учитель технологии Стекольщикова Любовь Николаевна
Учитель технологии
Стекольщикова Любовь Николаевна
МБОУ «КСОШ№1» г.Кингисепп
2014год
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности
Долгое время преподавание носило воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.
Школу делает школьный учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной и устной речи.
Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает – только это педагогические краски, этюды и приемы…
Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, это высокий уровень развития интеллектуальных способностей, предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения.
Моя методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :
развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Своей главной педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся.
Цель:
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи:
привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства,
формирование политехнических знаний и экологической культуры,
развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,
обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения,
воспитание трудолюбия и культуры труда,
развитие эстетического чувства.
Исходя из поставленных задач, считаю:
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:
развиваю творческую активность учащихся;
включаю учащихся в творческую деятельность;
вношу проблемность в учебный процесс;
развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:
принцип развития мотивации к творческой деятельности;
принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
принцип приоритета творческой деятельности;
принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;
Я поставили перед собой проблему,– какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью?
Многие советские ученые работали над этим вопросом
В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану:
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной или нескольких идей.
4. Изготовление изделия.
5.Испытание и оценка.
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.
Творческие проекты стали у нас неотъемлемой частью обучения и вызывают у учащихся живой интерес, так как помогают осознать практическую и социальную направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.
Мои ученики со своими работами принимают участие в различных конкурсах, где занимают призовые места.
В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности. . Нашими учащимися выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Создана картотека презентаций по темам и классам.
Защита проектов - не менее интересный этап, ведь для него ученицы используют и сами сочиняют стихи, песни, сценки, используют компьютерные презентации. Представление проектов - открытое для всей школы мероприятие, где может побывать каждый, послушать девочек, поучиться, задать вопросы. Не удивительно, что проекты наших учащихся . не раз были финалистами и занимали призовые места в городском конкурсе проектов.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития творческого потенциала учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей девочек, так как позволяет работать индивидуально с каждой из них. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
В школе я веду внеклассную работу по предмету: кружок « Юная хозяюшка», участвуем в конкурсах «Мастер и мастерица», в районом фестивале юных модельеров «Мода и мы», ежегодно принимаем участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ в области биологии и экологии , организую выставки с различной тематикой, организую индивидуальную работу с одаренными детьми.
В СВОЕЙ РАБОТЕ
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины
Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь
Мне очень важно пробудить у девочек желание "хочу узнать", "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделала!". Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
Уроки технологии- это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим.
В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». И если я смогу привить девочкам любовь к труду, научу создавать уют в доме, то я считаю, что этим самым я помогла укрепить будущую семью, т.к. от доброй хозяйки всегда исходит доброта, уважение и любовь к ближним, а это и есть основа основ любой семьи.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
» Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
|
|
|