Положительные и негативные стороны создания ситуации успеха на уроке.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции помогут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности, раскрывает внутренние силы и помогает школьнику стать полноценной личностью. Поэтому я сознательно не буду останавливаться на раскрытии значимости данной формы активизации обучения, я хочу напомнить об основных приемах создании ситуации успеха.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Итак, какие приемы используются для создания ситуации успеха?
1. Эмоциональное поглаживание. Эмоциональное поглаживание само по себе не является созданием условий для успеха, но оно является важным фактором в установлении теплой атмосферы между учителем и учениками, снимает напряжение и агрессию, т.е. является предпосылкой для создания условий успешности ребенка в школе.
К эмоционально поглаживанию относится:
Обращение к ребенку по имени, недолгий тактильный контакт (легкие касания к ребенку), недолгий, но осознаваемый взгляд в глаза в ребенку, и конечно немногословные, но подбадривающие реплики.
2. Похвала
Похвала, это как раз тот прием, который учитель использует меньше всего. Чаще всего мы ограничиваемся лишь эмоциональным поглаживанием, принимая это за похвалу. Похвала – это уже не реплика в виде «Молодца», а четкий аргументированный комментарий к Поступку ребенка, а не его личности!
3. Шпаргалка от учителя
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Проводит проверку знаний, разрешая подглядывать в тетрадь, учебник, на первый взгляд этот метод может показаться не эффективен в качестве проверки знаний, но зато этот метод эффективен в усвоении знаний. Т.е дети находятся в ситуации стресса от предстоящего контроля, но в тоже время у них возникает надежда на успех, потому что есть условия для успеха. Как правило, дети активно включаются в работу, а знания добытые собственным трудом остаются в памяти, подольше (насчет навсегда, утверждать не могу)
4. «Холодный душ»
Этот метод полезнее всего применять к школьникам, которые учатся на «5». У этих учеников можно наблюдать, как периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». У этих детей наблюдается быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен. Это как раз другая сторона медали, когда постижением неуспеха постигается глубина успеха. Конечно, может возникнуть встречный вопрос о этичности применения манипуляций над ребенком, ответ будет таким – психологи не возбраняют правильное применение манипуляций, приносящих пользу человеку
5. Авансирование
Этот прием тоже не часто используется учителями, чаще всего он применяется с точностью наоборот, в качестве запугивания «Вы ничего не напишите, вы не справитесь, напишите на «2» и т.д. Возможно у нас у учителейесть вполне объективные причины произносить детям подобные фразы, но в качестве эксперимента попробовать можно, что касается меня лично, то за эти 2 недели пока я готовилась к этому выступлению, использовать этот метод в полном объеме, внушая детям, что вы обязательно все напишите хорошо, у меня не представилось. Но фразу, что «работа не сложная, и у вас есть шанс получить хорошую оценку у вас есть» я все-тки произносила.
Раскрытие приемов создания ситуации успеха на этом я хочу закрыть, но хочу отметить, что то, что я рассказала явл- ся первой ступенью к приучению детей к успеху, на слайде вы видите всю эту лестницу, время не позволяет раскрывать 2 и 3-ью.
Закончить свое выступление я хочу тем, с чего эта ситуация успеха должна начинаться…Вся эта лестница, по которой мы учим ходить детей вверх, должна иметь две очень устойчивые опоры, без которых все эти методы становятся просто не эффективны, 1-ая опора это дисциплина на уроке (методы ее достижения не входит в задачу моего выступления), а вторая опора - это создание ситуации успеха у самого учителя. Т.е. все методы, о которых я говорила, мы должны применять и для себя самих:
*эмоционально поглаживать (я умничка, я красивая, у меня хорошее настроение и мне его не испортит даже 9б)
*хвалить за конкретные поступки
*брать шпаргалку у учителей
* бодро принимать холодный душ от коллег и администрации
*авансировать себя
И здесь я снова хочу напомнить, что эти приемы приносят радость от личного успеха, мудро к нему приучась, мы начинаем переходить на вторую ступень лестницы – это радость от успеха других, радость от сотрудничества, стремление к сотрудничеству, и наконец, достигаем вершины, когда испытываем радость от познания и преподавания
Общая радость Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
- прием “Следуй за нами”.
- прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
- прием “Обмен ролями”
- прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
- прием “Эврика”.
- прием “Линия горизонта”.
|