№ п/п |
Тема урока |
Содержание программного материала |
Основные понятия темы, персоналии |
Практические работы |
Домашнее задание |
|
|
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час) |
|
|
|
|
|
Тема 1. Мировая суша (1 час) |
|
|
|
1 |
Суша в Мировом океане |
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
|
Материк, океан, часть света, остров, архипелаг, атолл. |
|
§ 1, вопр. стр.13-14, табл. 1, рис. 2-3, прил. с.265 |
|
|
Тема 2. Поверхность Земли (литосфера) (6 часов) |
|
|
|
2 |
Геологическое время |
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. |
Геологическое время, геологические эры и периоды, ледниковый период. |
|
§ 2, вопр. с.24, рис.10 |
3 |
Строение земной коры |
Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. |
Океаническая и материковая земная кора, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты. Альфред Вегенер. |
|
§ 3, вопр. с.30-31, рис.20 |
4 |
Литосферные плиты и современный рельеф |
Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Сейсмические и вулканические пояса планеты. |
Рифты, глубоководный желоб, Огненное кольцо. |
№1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. |
§ 4, вопр. с.39, рис.26 |
5 |
Платформы и равнины |
Платформы и равнины (аккумулятивные и эрозионные). |
Платформы, равнины, тектоника, тектоническая карта. |
|
§ 5, вопр. с.43-44 |
6 |
Складчатые пояса и горы |
Складчатые пояса и горы (складчатые, глыбовые (горсты), вулканы), эпохи горообразования. |
Складчатые пояса, горы, грабены, лакколиты. |
|
§ 6, вопр. с.50 |
7 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Поверхность Земли" |
|
|
|
Тесты с.50-52 |
|
|
Тема 3. Атмосфера (4 часа) |
|
|
|
8 |
Широтные пояса планеты |
Широтные пояса планеты: тепловые, увлажнения и атмосферного давления, система движения воздуха в районе экватора и тропиков |
Широтные пояса. |
|
§ 7, вопр. с.60, рис. 36, 38-39 |
9 |
Воздушные массы и климатические пояса |
Климатические пояса (основные и преходные). Карта климатических поясов. Виды воздушных масс. |
Климатический пояс, воздушная масса, климатограмма. |
|
§ 8, вопр. с.68, табл.2, рис.40-41 |
10 |
Климатообразу-ющие факторы |
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
|
Климат, климатообразующий фактор,постоянный ветер, пассат, муссон, континентальность климата, тип климата. |
№2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира и климатограммам. |
§ 9, вопр. с.75-76, рис.42-45, форзац №2. |
11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Атмосфера" |
|
|
|
Тесты с.76-77 |
|
|
Тема 4. Мировой океан (4 часа) |
|
|
|
12 |
Мировой океан и его части |
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. |
Море, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана. |
№3. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. |
§ 10, вопр. с.85 |
13 |
Движение вод Мирового океана |
Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Свойства воды. |
Волны, цунами, ветровые и стоковые течения. |
|
§ 11, вопр. с.91-92, рис.53-54 |
14 |
Органический мир океана |
Органический мир морей и океанов. Распределение жизни в океане. |
Планктон, нектон, бентос. |
|
§ 12, вопр. с.98-99 |
15 |
Особенности природы отдельных океанов Земли |
Особенности природы отдельных океанов Земли. Типовой план характеристики географического положения океана. |
Бермудский треугольник. Огюст Пикар. |
|
§ 13, вопр. с.106-107, рис.63, план с.274, тесты с.107-108 |
|
|
Тема 5. Геосфера (2 часа) |
|
|
|
16 |
Географическая оболочка |
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Природные комплексы и человек. Свойства географической оболочки. |
Природный комплекс, ландшафт, географическая оболочка (геосфера), целостность, ритмичность, зональность. В.В. Докучаев. |
№4. Анализ схем круговорота вещества и энергии. |
§ 14, вопр. с.108-109 |
17 |
Зональность географической оболочки |
Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилея. |
Закон географической зональности, географические пояса, природная зона, высотная поясность. |
№5. Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами. |
§ 15, вопр. с.121-122 |
|
|
Тема 6. Человек (4 часа) |
|
|
|
18 |
Освоение земли человеком и охрана природы |
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Охрана природы. Всемирное природное наследие. |
Присваивающее и производящее хозяйство, Международная Красная книга, особо охраняемые природные территории, заповедник, национальный парк, всемирное наследие.
|
|
§ 16-17, вопр. с.129, 135-136, рис.76 |
19 |
Население Земли |
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. |
Миграция, раса, этнос, религия, цивилизация. |
|
§ 18, вопр. с.142-143, рис.85 |
20 |
Страны мира |
Политическая карта мира. |
Страна, монархия, республика. |
№6. Сопоставление политической карты мира с картой человеческих рас. |
§ 19, вопр. с.147-150 |
21 |
Итоговое повторение по разделу «Планета, на которой мы живем» |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов) |
|
|
|
|
|
Тема 1. Африка (10 часов) |
|
|
|
22 |
Географическое положение и история исследования Африки |
Типовой план характеристики географического положения материка. История открытия, изучения и освоения. |
Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик, Н. Вавилов. |
№7. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. |
§ 20, вопр. с.160, план с.274 |
23 |
Геологическое строение и рельеф Африки |
Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. |
Восточно-Африканский разлом. |
№8. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
§ 21, вопр. с.164, план с.274 |
24 |
Климат Африки |
Самый жаркий материк. Климатообразующие факторы и типы климата Африки. |
|
|
§ 22, вопр. с.171, рис.107-110, план с.274 |
25 |
Гидрография Африки |
Реки и озера. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Оазисы. Значение рек и озер в жизни людей |
Гидрография, оазисы. |
|
§ 23, вопр. с.179, рис.107-111, план с.274 |
26 |
Разнообразие природы Африки |
Двойной набор природных зон. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Величайшая пустыня мира – Сахара. Субтропические жестколистные вечнозеленые леса и кустарники. |
Саванна, Сахара. |
|
§ 24, вопр. с.191, план с.274 |
27 |
Население Африки |
Народы Африки. Неравномерность размещения населения, его быстрый рост.Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Национальные парки Африки. |
Берберы, туареги, нилоты, юанту, зулусы, бушмены, готтентоты, национальный парк. |
|
§ 25, вопр. с.197 |
28 |
Регионы Африки. Северная и Западная Африка
|
Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. |
Регион, Сахель, Магриб. |
|
§ 26, вопр. с.204-205, рис. 146 |
29 |
Регионы Африки. Центральная, Восточная и Южная Африка |
Восточная Африка - прародина человека. |
|
|
§ 27, вопр. с.212, рис. 146 |
30 |
Туристическое путешествие по африканкому континенту |
Регионы Африки. |
|
№9. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. |
Тесты с.213-216 |
|
|
Тема 2. Австралия (5 часов) |
|
|
|
31 |
Географическое положение и история исследования Австралии |
История открытия, изучения и освоения. |
А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур |
№10. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. |
§ 28, вопр. с.223-224 |
32 |
Природа Австралии |
Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. |
Эндемик, крики |
|
§ 29-30 вопр. с.232, 238-239, рис. 172-177 |
33 |
Австралийский Союз |
Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. |
Лакколит, аборигены |
|
§ 31, вопр. с.253-253 |
34 |
Океания |
Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. |
Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал. |
|
§ 32, вопр. с.253-254, рис. 197 |
35 |
Повторительно-обобщающий урок по темам "Африка", "Австралия" |
Австралия - маленький великан. |
|
|
Тесты с.254-256 |
|
|
Тема 3. Антарктида (2 часа) |
|
|
|
36 |
Географическое положение и история исследования Антарктиды |
Особенности географического положения Антерктиды. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. |
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Джеймс Росс, Р. Скотт. |
|
§ 33, вопр. с.12, рис. 217 |
37 |
Особенности природы Антарктиды |
Особенности геологического строения рельефа, климата, внутренних вод Антарктиды. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения. Антарктида - холодное сердце.
|
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. |
|
§ 34, вопр. с.21-24, рис. 222 |
|
|
Тема 4. Южная Америка (9 часов) |
|
|
|
38 |
Географическое положение и история исследования Южной Америки |
История открытия, изучения и освоения Южной Америки. |
А. Гумбольдт, Х. Колумб. |
№11. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. |
§ 35, вопр. с.31-32 |
39 |
Рельеф и геологическое строение Южной Америки |
Основные черты природы. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. |
|
|
§ 36, вопр. с.37-38 |
40 |
Климат Южной Америки |
Самый влажный материк. |
|
|
§ 37, вопр. с.43, рис. 241-244, 245, 247, 249 |
41 |
Гидрография Южной Америки |
Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. |
|
|
§ 38, вопр. с.49-50 |
42 |
Разнообразие природы Южной Америки |
Основные черты природы. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. |
Сельва, пампа. |
№12. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. |
§ 39, вопр. с.61, рис.257 |
43 |
Население Южной Америки |
Население Южной Америки. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. |
Метис, мулат, самбо. |
№13. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки. |
§ 40, вопр. с.67 |
44 |
Регионы Южной Америки |
Регионы Южной Америки. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу. |
Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка. |
|
§ 41, вопр. с.78 |
45 |
Путешествие по странам Южной Америки |
Население и регионы Южной Америки. |
|
|
Тесты с.78-82 |
46 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Южная Америка" |
Южная Америка – материк чудес. |
|
|
|
|
|
Тема 5. Северная Америка (9 часов) |
|
|
|
47 |
Географическое положение и история исследования Северной Америки |
История открытия, изучения и освоения. |
Лейф Эйриксон, Джон Кабот, Г. Гудзон, М. Гвоздев, И. Федоров, В. Беринг, г. Шелихов, А. Чириков, А. Макензи, Н. Вавилов, |
|
§ 42, вопр. с.91 |
48 |
Рельеф и геологическое строение Северной Америки
|
Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. |
Каньон. |
|
§ 43, вопр. с.99-100, рис.302 |
49 |
Климат Северной Америки |
Разнообразие типов климата. |
|
№14. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. |
§ 44, вопр. с.107, рис.308-309, 311, 313-319 |
50 |
Гидрография Северной Америки |
Миссисипи, Великие Американские озера. |
|
|
§ 45, вопр. с.116, рис.320 |
51 |
Разнообразие природы Северной Америки |
Меридиальное простирание природных зон.Богатство растительного и животного мира. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. |
Прерии. |
|
§ 46, вопр. с.126 |
52 |
Население Северной Америки |
Население Северной Америки. |
Берингия. |
|
§ 47, вопр. с.134, рис.346 |
53 |
Регионы Северной Америки |
Регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо. |
Англо-Америка. |
|
§ 48, вопр. с.142, рис.354 |
54 |
Путешествие по странам Северной Америки |
Население и регионы Северной Америки. |
|
№15. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
Тесты с.142-146 |
55 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Северная Америка" |
Северная Америка – знакомый незнакомец. |
|
|
|
|
|
Тема 6. Евразия (11 часов) |
|
|
|
56 |
Географическое положение и история исследования Евразии |
Самый большой материк. Европа и Азия. История изучения и освоения. |
Марко Поло, А. Никитин, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, Вс. Роборовский, В.А. Обраучев, В. Арсеньев, Н. Вавилов |
|
§ 49, вопр. с.153, рис.362 |
57 |
Рельеф и геологическое строение Евразии |
Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. |
|
|
§ 50, вопр. с.160 |
58 |
Климат Евразии |
Все типы климатов Северного полушария. |
|
№16. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. |
§ 51, вопр. с.168, рис.373-374, 375-383, 385 |
59 |
Гидрография Евразии |
Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. |
|
|
§ 52, вопр. с.174-175 |
60 |
Разнообразие природы Евразии |
Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. |
|
№17. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. |
§ 53, вопр. с.183 |
61 |
Население Евразии |
Население Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. |
|
|
§ 54, вопр. с.188-189 |
62 |
Регионы Европы |
Регионы Евразии. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Главные объекты природного и культурного наследия. |
|
|
§ 55, вопр. с.200, рис.412 |
63 |
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия |
Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Главные объекты природного и культурного наследия. |
|
|
§ 56, вопр. с.209-210, рис.426 |
64 |
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия
|
Южная Азия – самый населенный регион планеты. Главные объекты природного и культурного наследия. |
|
|
§ 57, вопр. с.216-217, рис.427 |
65 |
Путешествие по странам Евразии |
Население и регионы Евразии. |
|
№18. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. |
Тесты с.217-220 |
66 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Евразия" |
Евразия – музей планеты Земля. |
|
|
|
|
|
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа) |
|
|
|
67 |
Природа и общество |
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений. |
Геоэкология, природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема. Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский. |
|
§ 58, вопр. с.229, рис.452 |
68 |
Природные комплексы своей местности |
Взаимодействие природы и человека в своей местности. |
|
№19. Выявление связей между компонентами природного комплекса. |
|
|
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА |
|
|
|
69 |
Итоговое повторение по разделу «Материки планеты Земля» |
Основные понятия курса "Материки и океаны": амплитуда температуры годовая и суточная, антарктические оазисы, антропогенные ландшафты, артезианский бассейн, атолл, вади, внутреннее море, водопад, возвышенность, воздушная масса, выветривание, высокогорье, высотная поясность, гейзер, геохронология, глубоководные желоба, глыбовые, складчато-глыбовые горы, горст, горы, грабен, дельта, заказник, закон географической зональности, западный перенос воздушных масс, заповедник, каньон, климатические пояса, климатообразующие факторы, континентальность климата, континентальный климат, лакколит, материковый склон, месторождения, многолетняя мерзлота, море, морена, морской климат, муссоны, наветренный склон, нагорье, национальный парк, низкогорье, низменность, озеро, окраинное море, остров, островные дуги, пассаты, период в геологии, платформа, плоскогорье, подвижные складчатые пояса, покровные ледники, полезные ископаемые, полуостров, порог, природная зона, присваивающий тип хозяйства, производящий тип хозяйства, равнина, редколесье, рельеф, рифт, складка, срединно-океанические хребты, среднегорье, сток, стоковые ветры, тектоническая карта, тектонические движения, фёны, фиорд, формы рельефа, шельф, эндемики, эпохи горообразования, эпохи оледенения, эра, эрозия, эустарий, этнос.
|
с. 257-263 (I часть) или с. 230-238 (II часть) |
70 |
Географическая номенклатура курса "Материки и океаны" |
Тема «Африка»: Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро; Нил, Конго, Нигер, Замбези; Виктория, Танганьика, Чад; Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность; - Муррей, Эйр; Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»: Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля; горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Плат-ская низменности; Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо; Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»: Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы; Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаунд-ленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова; горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисип-ская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба; Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое; Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»: Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея; Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; Финский, Ботанический, Персидский заливы; проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан; горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
|