|
Трудовое воспитание в семье
Трудовое воспитание в семье.
Учитель начальных классов Кирсанова В.Л.
МБОУ школы – интерната №8 г. Саяногорска
"Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приговорить его к труду жизни".
К.Д. Ушинский
Постоянная занятость ребенка, увлечённость его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети такие трудолюбивые». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.
Задачей трудовой деятельности ребёнка в семье является развитие в нём нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребёнка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности и старании. Труд - одно из средств самоутверждения личности. Заниматься спортом – это тоже труд, и просто физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию. Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребёнка. Труд развивает умственные способности, его сообразительность, творческую смекалку.
Одним из важных условий трудового воспитания в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребёнка дома. Она будет способствовать развитию в нём самом, такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нём трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, и как следствие, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Макаренко А.С. о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы для того, чтобы они длительное время несли ответственность за порученную им работу, а как они это будут делать – предоставьте решать и отвечать за решение им самим. Этим вы поставите перед детьми задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Например: можно на долгое время поручить ребёнку следить за чистотой в определённой комнате, поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи и совместная деятельность. Во время труда происходит интенсивное общение, дети становятся откровеннее, а это помогает родителям лучше понять и помочь им. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приёмы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями. Нет совместной деятельности – нет ни повода, ни возможности для общения.
Родители должны помнить, что ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, особенно, с раннего детства, когда ребёнка приучают убирать свои игрушки, вещи, книжки; прививают навыки самообслуживания, ведь это тоже труд. Всё нужно делать с удовольствием, правильно относиться к труду и получать радость от него – это тоже зависит от родителей. Любой труд способствует нравственному и духовному воспитанию.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии (сюжетно-ролевые игры, наблюдения за работой врача, продавца, кондуктора и т.д.). В процессе трудового воспитания, познаёт окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится в будущем более прилежным в учёбе, которая тоже является трудом.
Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребёнку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребёнка нравственно значимым.
Очень важна подготовка ребёнка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Таким образом, трудовое воспитание ребёнка в семье должно быть правильно и педагогически целесообразно организовано.
А.С. Макаренко. «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т.,т.4.
А.С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984, 200с
А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. Знание 1984. 400с.
Л.А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.
|
|
|