|
Трудовое воспитание и трудолюбие детей. Основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, приготовлять к труду жизни»
Трудовое воспитание и трудолюбие детей.
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, приготовлять к труду жизни». Воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Тот, кто серьезно относится к труду, скучает без него. Привыкший трудиться легко переходит от одного вида деятельности к другому, везде ищет труд и всегда его находит.
Задачи трудового воспитания настолько широки и разнообразны, что для их успешного решения необходимо самое тесное взаимодействие семьи и школы, семьи и общества.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. Впервые пришедший в ясельную группу малыш уже многое умеет: пить самостоятельно из кружечки, есть ложкой, раздеваться, помогает взрослому, который его одевает. И это он делает охотно, с удовольствием, претендуя на все большую самостоятельность. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста многие ребята начинают лениться. Главная причина этого явления в том, что естественная беспомощность малыша, который не все может сделать сам, как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, инфальтизм, эгоизм и лень.
Главная задача семьи в трудовом воспитании – так организовать весь уклад жизни семьи, школы, деятельность ребенка в семье и в школе, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Чтобы трудовое воспитание детей в семье и в школе протекало успешно, нужно приобщать их к труду через самообслуживание. Сначала труд для себя, потом помощь близким, взрослым. Чем старше ребенок, тем естественнее требовать от него добросовестного отношения к любому необходимому труду. Важно день ото дня расширить круг обязанностей ребенка, наращивая их сложность. Чтобы уберечь ребенка от разочарования, нужно заранее спокойно и неторопливо объяснить ему, как он должен выполнять ту или иную работу, стараясь в то же время вселить в него уверенность в том, что он сумеет выполнить хорошо.
Распределяя в семье обязанности, лучше всего учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка: старательному и неторопливому лучше всего поручить дело, требующее именно таких качеств, а быстрому, подвижному подобрать дело, требующее энергии и скорости. Поощрения требует не только прилежность, проявленная ребенком, но и инициатива, самостоятельность. Так ребенок быстрее привыкнет замечать, кокда, кому и в чем нужна его помощь. Постепенно нужно внушать ребенку, что, хотя среди домашних дел и есть неинтересные и не слишком приятные, все они необходимы, а поэтому важно научиться выполнять их быстро и тщательно.
В трудовом воспитании младших детей важно учитывать их повышенную эмоциональность, доверчивость, впечатлительность, постоянную готовность к действию: они очень любят помогать старшим, но при этом больше хотят, чем умеют; азартны в работе, особенно когда трудятся в коллективе. Однако они плохо справляются самостоятельным планированием работы, не умеют распределять и рассчитывать свои силы, правильно оценивать результаты труда.
Общеизвестно, что к домашнему труду нужно с детства привлекать и мальчиков. При этом нельзя не учитывать, что особенно успешно проходит подготовка к самостоятельной жизни тех мальчиков, чьи отцы принимают активное участие в повседневном домашнем труде и заботятся о близких. Целесообразно принимать во внимание данные многочисленных социологических исследований, отмечающих, что отсутствие привычки к систематическому домашнему труду – одна из наиболее часто встречающихся причин распада молодых семей: вступившие в самостоятельную жизнь люди оказываются не в состоянии разумно распорядиться собственным заработком, наладить быт.
В подростковом возрасте ребята, привыкшие под руководством родителей к любой работе, чувствуют себя в коллективе сверстников легко и уверенно, пользуются уважением и доверием именно за то, что на них можно во всем положиться. Неумеха, «маменькин сынок» в необычной ситуации туристического похода, общешкольного субботника становится обузой для товарищей, портит, как правило, настроение своим нытьем.
Успехи трудового воспитания в семье во многом зависят от того, как взрослые члены семьи относятся к труду друг друга, к труду окружающих. Уважительная оценка, доброе слово, просто сочувственная улыбка – все это может пробудить в душе ребенка внимательное и благодарное отношение к человеческому труду. Необходимо уважительно относиться и к труду ребенка – даже в том случае. Если этот труд кажется забавой.
Намного успешнее протекает трудовое воспитание, где у каждого есть постоянные обязанности по дому, по классу. Эпизодические поручения менее успешно формируют ответственность и трудолюбие.
Если нет уверенности в том, что работа ребенку посильна, лучше ему это не поручать: труд должен увенчаться положительным результатом. Нельзя жалеть времени на то, чтобы обучить ребенка приемам выполнения той или иной. С точки зрения взрослого, совершенно простой работы, показать ребенку эстетику труда, которая складывается из целесообразности действий, разумности и технологичности операций. Целесообразно поощрять попытки ребенка достичь цели своим путем, даже если он лишь кажется более близким. Убедившись в собственном промахе, ребенок, как правило, возвращается к тому пути, который ему указали взрослые. А впредь относится к советам более опытных людей с большим доверием.
Большое внимание уделяю организации общественно полезного труда в классе. Ставлю своей целью ознакомить учеников с основами современного производства, формировать у каждого ученика в процессе общественно полезного труда соответствующие практические умения и навыки, побудить его к сознательному выбору профессии. На протяжении учебного года ученики работают на пришкольном участке, на уборке картофеля, на закрепленных участках в школе, каждый день проводят влажную уборку в кабинете.
Ни в коем случае нельзя ограждать ребят от такого труда, прибегая при этом к помощи знакомых врачей, придумывая несуществующие причины, за которыми чаще всего стоит нежелание ребенка трудиться, возникшие под влиянием ошибок трудового воспитания. Тем самым наносится непоправимый вред. С юности человек привыкает кривить душой, обманывать, ставить превыше всего собственные эгоистические побуждения. Родители должны проявлять интерес к общественно полезному труду детей в школе, с пониманием относиться к возможным недостаткам в его организации, стараться по возможности помочь педагогам. Следует помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармоничного развития детей и подростков.
У каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности. Но чтобы эта потребность приобрела характер трудовой активности, переросла в трудолюбие, требуются немалые воспитательные усилия. Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание красоты и общественной полезности своей деятельности формируются постепенно и при одном обязательном условии – ребенок должен быть непременным участником общих дел. Дел своей семьи, коллектива, в котором он воспитывается, общества, в котором он живет.
Родители, воспитатели часто задаем себе вопрос: с какого возраста надо приобщать детей к труду? На этот вопрос возможен только один ответ – с первого года жизни. Уже в самых первых играх ребенка есть элементы труда. Их следует всяческий поощрять и поддерживать.
Играя, все дети трудятся на доступном их возрасту уровне, воспроизводя непроизвольно все основные операции человеческой работы, причем, как правило, делают это с огромным удовольствием. Такая игра – первая школа трудолюбия, приобретения подлинных трудовых умений и навыков, на которых основывается их дальнейшее совершенствование. По мере своего взросления ребенок начинает приобщаться к настоящему труду. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети относятся к труду в основном положительно. Младшие школьники с большой охотой ухаживают за цветами, собирают макулатуру, добросовестно и аккуратно выполняют любое поручение старших. Но по мере взросления привлекательность такого труда для них снижается. И это естественно. Каждому возрасту должна соответствовать своя мера трудовой нагрузки и особый характер деятельности, наиболее полно отвечающий психофизиологическим возможностям и социальным устремлениям детей данного возраста.
Наиболее сложный период в воспитании трудолюбия – подростковый возраст. Поведение мальчиков и девочек на этом этапе развития настолько противоречиво, что трудно со всей определенностью выявить их трудовые предпочтения. Да и у разных детей они могут существенно различаться. То они решительно берутся за самое, казалось бы, неинтересное дело, то вообще отказываются что-либо делать. Но это отнюдь не означает, что трудовое воспитание в целом и формирование трудолюбия в частности приостанавливаются. Как никакой другой возраст, подростковый период благоприятен для выработки положительного отношения к труду. Важно сделать труд эмоционально привлекательным для детей, увлекающим их своей новизной, отсутствием монотонности, для которой они пока не созрели.
И только в старшем школьном возрасте отношение к труду стабилизируется, четко разграничиваются две группы ребят: любящие и не любящие труд, стремящиеся любым путем уклониться от него. Соотношение этих групп связано со многими причинами, но главная среди них – правильность воспитания трудолюбия в предшествующие годы, продуманность действий школы и семьи в этом направлении. Наиболее характерной ошибкой воспитателей является стремление привить любовь к труду убеждением, а не побуждением к нему. Детям постоянно внушается мысль о необходимости ответственно относиться к каждому делу, о ценности труда для общества, о большом уважении к людям труда. Но ребятам не хватает самостоятельно осмысленного труда, настоящей полезной и разумной деятельности, связанной с подлинной ответственностью и серьезным напряжением. Среди взрослых силен скепсис: «Да что могут дети? Они ведь еще малы!» Но сами школьники так не думают. И многократно доказывают это делом.
Жизнь на чужой счет, паразитизм, безделье всегда считались отвратительным пороком. Обязанность трудиться – норма любого уважающего себя человека. Поразительно, но в биографиях людей, привлеченных к уголовной ответственности за тунеядство, есть одна общая черта – никто из них не трудился в детстве, в семье, в школе. Уже в родительском доме закладывается фундамент будущей безответственности.
К сожалению, недостатки в работе по воспитанию подрастающего поколения привели к распространению тунеядства среди значительной части молодежи.
В последние годы возникло уродливое явление, граничащее с тунеядством. После окончания школы юноши и девушки ощущают себя путниками на развилке дорог: налево – случайный вуз, направо – первое попавшее предприятие. Появляются хронические абитуриенты – они годами нигде не работают, якобы готовясь к очередным вступительным экзаменам. Это очень тревожный симптом. Статистика свидетельствует, что праздные молодые люди в 20раз чаще совершают преступления, нежели их сверстники, которые учатся или трудятся. Так что родителям, которые оберегают своих детей от труда, есть о чем задуматься.
|
|
|