|
Роль мкоу дод «Центр детского творчества» в воспитании жизнеспособной личности
Роль МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
в воспитании жизнеспособной личности
Система дополнительного образования является одним из ведущих факторов воспитания и социализации подрастающего поколения. ЦДТ считает проблему совершенствования воспитания и развития личности в обновляющейся системе дополнительного образования одной из ведущих.
Определяющим в реализации учебно-воспитательного процесса является личностно-ориентированный подход.
Реализация этого подхода предполагает выбор следующих принципов:
принцип субъективности;
принцип творчества и успеха;
принцип выбора;
принцип самореализации.
Целью организации воспитательного процесса в Центре является развитие и воспитание растущей личности, её ценностных ориентиров, раскрытие потенциала и индивидуальности.
Содержание воспитания строится с учетом баланса запросов и интересов детей и родителей.
Конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива Центра является идеальная модель выпускника – он готов к самоопределению, профессиональной самореализации, он раскрывается в творчестве, обладает нравственными, познавательными и коммуникативными качествами.
Механизмом ЦДТ, как воспитательной системы, является совместная деятельность детей и взрослых, которая имеет свою специфику, в соответствии с возрастными особенностями, задатками и способностями воспитанников. Воспитанием занимаемся не только в ходе специально-организованных занятий по определенной программе, но и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.
Важной особенностью функционирования ЦДТ является наличие разновозрастных коллективов воспитанников: это театр-студия «Провинция», фольклорный коллектив «Радуга», вокальный коллектив «Непоседы», коллектив «Мечта» и др.
Кроме этого открыты объединения экологической направленности «Экологическая тропинка», экологический клуб, «Юные экологи и исследователи окружающей среды», а также детские объединения юных краеведов.
Особенности разновозрастного общения, групповой и коллективной деятельности содействуют личностному росту воспитанников. А отношения в драматическом, вокальном, фольклорном кружках (там, где от одного человека зависит общее дело) наглядно убеждает в том, что коллективное творчество всегда приносит радость людям.
В Центре широко используются традиционные формы воспитательной деятельности. Среди воспитанников большой популярностью пользуются спектакли, театрализованные представления, конкурсы, смотры, фестивали, утренники, выставки, голубые огоньки, семейные гостиные, концерты. Организационно-массовый отдел предлагает новые формы работы, которые наиболее актуальны и эффективны.
Для решения целей и задач программы развития ЦДТ в объединениях и коллективах проводились мероприятия различной направленности:
встреча с ветеранами ВОВ,
встреча с афганцами «Эхо Афгана будет долгим укором звучать»,
конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей»,
районный и областной конкурсы патриотической песни.
духовно-нравственной:
участие в научно-практической конференции «Православное Прииртышье»,
«Рождественские посиделки» - кружок этнографов.
«Праздник Пасхи».
игровая театрализованная программа для детей с ограниченными возможностями «В гостях у Золушки».
участие в областной выставке «Народные ремесла Сибири».
досугово-развлекательной:
конкурсные программы: «Веселая радуга», «Там на неведомых дорожках», «Супер-мама», «Эпидемия любви», новогодние представления, «Сокровища царицы Осени».
В кружках «Мягкая игрушка», ателье «Аленушка», «Мастерица» и других проводятся праздники именинников, которые позволяют членам детского коллектива красиво дарить радость именинникам, а дети, чей это праздник, чувствуют себя значимыми, важными, любимыми.
С целью выявления и поддержки одаренных детей, духовного и патриотического становления личности, развития творческих способностей, Центр детского творчества участвует в областных массовых мероприятиях.
Участие воспитанников и педагогов в областных конкурсах дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллектива, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе. Ежегодно призовые места занимают команда юных автомоделистов в областных соревнованиях «Пионерские автогонки», становятся лауреатами конкурса «Цветочная мозаика» воспитанники кружка флористов, юные вокалисты побеждают в конкурсах патриотической песни, юные исследователи становятся лауреатами областных научно-практических конференций.
Через приобщение к истокам воспитывается чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. Работают этнографический и фольклорный кружки. На основе регионального компонента обновляется творческий репертуар за счет экспедиций, собирательной работы. С целью приобщения детей к народной культуре родного края силами педагогов Центра создан мини-музей «Уголок русской избы», собраны предметы русского быта (лопаты, ухваты, гончарные изделия, прялки и т.д.), снят фильм, обобщающий работу педагога дополнительного образования – руководителя фольклорного коллектива «Рушничок» Кольдюшевой О.А.
Особый интерес в деятельности ЦДТ представляет реализация комплексно-целевой программы «Каникулы». Внимание общества направлено на организацию свободного времени детей.
Помощь взрослых неоценима и задача педагогов сделать так, чтобы отдых был привлекательным, дети получали новые впечатления.
«Хрустальный Мир» - еще одно направление деятельности ЦДТ, социализация детей в общественных объединениях. Ежемесячно проводятся семинары со старшими вожатыми, проведена общественная экспертиза социальных проектов руководителей ДОД.
Проводятся мероприятия: районный осенний экологический сбор детского актива; районный слет юных краеведов; районный экологический фестиваль «Большереченская рябина»; районный конкурс драматических коллективов «Театральная весна»; районный фольклорный праздник «Весенние переливы»; районный слет детских общественных объединений.
В современном многополярном мире особое значение приобретает воспитание человека, способного осознать свою самоценность и самобытность, умеющего ориентироваться в социуме, наполненном различными культурными смыслами. Очень важно, чтобы наш воспитанник уже сейчас чувствовал себя участником культурных, социальных, экономических процессов, происходящих вокруг него, - в образовательном учреждении, дома, в социуме, был способен и к диалогу со сверстниками, педагогами, родителями, старшим поколением, и к творчеству, и к созидательному труду.
Сегодня практически в каждом образовательном учреждении стремятся использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие опыта социальной адаптации личности, особенно в системе дополнительного образования детей. Обществу нужны успешные люди, способные продолжить и получить качественное образование, активно включиться в активные преобразования в своем поселке, городе, области, направленные на реализацию новых стратегических направлений в регионе.
|
|
|