Главная страница

Классный час в мире современых профессий (10-11 классы) Цели


Название Классный час в мире современых профессий (10-11 классы) Цели
Дата 04.03.2016
Размер 262 Kb.
Тип Классный час

КЛАССНЫЙ ЧАС

В МИРЕ СОВРЕМЕНЫХ ПРОФЕССИЙ

(10-11 классы)

Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; познакомить с современными профессиями.

Подготовка к мероприятию: класс делится на три группы, каждая из которых выполняет домашнее задание - готовит материал о профессии и представляет ее. Первая группа представляет профессию - социолог, вторая группа - маркетолог, третья - логист. В мероприятии принимают участие психолог, астролог (или ученики, играющие их роль), ведущие. Можно пригласить родителей - представителей современных профессий.

Оформление: презентации детей о современных профессиях, доска оформлена красочными буклетами (см. Приложение)
Ход мероприятия

1.Вступительная часть

Ведущий 1. Помогите! Не знаю, куда поступить. На экономику или режиссуру? Папа говорит, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться. Для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее времясуществование многих профессий - 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 1. Ну что ж, начнем с познания самих себя! Но здесь без помощи специалистов не обойтись. Давайте посоветуемся с психологом и астрологом.

2.Выступление психолога

Психолог. Для начала выбрать себе два возможных профессиональных пути вполне естественно. Колебаться впоследствии — это уже незрело. Как избежать сомнений в выборе профессии? Попробуйте ответить для себя на такие вопросы:

- В каком городе России лучше всего обстоит дело с выбранными вами профессиями? - Есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения?

- Каковы материальные условия вашей семьи? Смогут ли родители дать вам необходимое образование?

- Кто 10 ведущих известных профессионалов в России, работающих по вашей будущей специальности? А в мире?

- Чему нас учит их биография?

- Какие требования предъявляет к индивидуально-психологическим качествам человека выбранная профессия?

- Как можно максимально задействовать все ваши таланты в будущей профессии?

- Каковы особенности подготовки по выбранной специальности в разных вузах?

- Востребована ли будет ваша профессия через 5-10 лет? Ситуация на рынке труда такова, что спрос работодателей на специальности меняется очень быстро.

- Соответствуют ли ваши способности будущей профессии?

У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности одного человека лучше выражены в 1-2 сферах. Так что классификация типов профессий психолога Е.А. Климова не могла однажды не появиться. «Человек-природа», «человек - знак», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» - вот эти 5 типов.

Ваш тип «человек-природа»? Обычно ему сопутствуют следующие психологические качества: наблюдательность, выносливость, способность работать в непростых природных условиях; все, что связано с природой, с живыми существами, вам интересно. Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Если ваш тип «человек-техника», то сопровождающие его характеристики - образно-практическое мышление, склонность к физическому труду, смекалка. От работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им. уделяется особое внимание. Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Тип «человек-человек» говорит сам за себя - это способность многообразно общаться с другими. Существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение. Кроме этого, конечно, необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

Тип «человек-знак» предполагает способность концентрировать внимание в условных знаках, цифрах, формулах. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой - представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. Кроме того, необходимы также сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

И наконец, тип «человек - художественный образ» предполагает любовь к искусству, способность к творчеству. Важнейшие требования, которые предъявляют такие профессии, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие. Надо помнить, что за эффектным результатом труда таких профессий стоит многочасовая ежедневная работа. Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

3.Выступление астролога

Ведущий 1. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи. Так, астролог Лидия Тарви уверена, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Астрол о г. Для Овнов - натур страстных и импульсивных - не подходит рутинная или сидячая работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.

Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесет много денег. Люди этого знака хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика - не для них.

Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно и в чем угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.

Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные акушеры, добросовестные няни.

Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона - интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу-бизнеса.

Девы - это «рабочие пчелы» общества. Они отлично справляются с работой, требующей скрупулезности. Девы - хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, а также прачки, телефонные операторы.

А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности - мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.

У Скорпионов сбалансированы разум и эмоции. Из них получаются отличные штурманы, моряки, шахтеры, механики. А также философы - Скорпионы склонны заниматься поиском смысла жизни.

Стрельцов отличает дух коллективизма. Они могут быть великими спортсменами, священниками, общественными деятелями. Но, увы, часто становятся шулерами и спекулянтами.

Козерогам трудно работать в коллективе, поэтому им больше подходят такие профессии, как антиквар, географ, агроном, архитектор, математик, философ, социология.

У Водолеев отличное чувство коллективизма. Они умеют объяснять, поэтому из них выходят хорошие педагоги, телеведущие, талантливые режиссеры и психологи.

Для Рыб главное - интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актеры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.

4.Презентации групп

В е д у щ и й 2. Ну что ж, будем считать, что в себе мы разобрались. Теперь окунемся в мир профессий. Рынок внес в нашу жизнь много нового. Появились профессии, о которых мы раньше и слышать не слышали. В их ряду, например, маркетолог.

Ведущий 1. Однако если вы думаете, что маркетинг - это неизвестная для вас сфера, то ошибаетесь. Разве вам не приходилось видеть в крупных магазинах приветливых молодых людей, приглашающих отведать аккуратные кусочки колбаски, угоститься прохладительными напитками? Неужели вам или вашим родственникам не приходилось спешить на распродажу с... ну о-о-очень выгодными условиями? Наверняка случалось. А уж пресловутые рекламные паузы на телевидении только самый ленивый не ругает, хотя и он на всякий случай держит в уме, что в «Арбат-Престиже» - «обвал цен», а в «Эльдорадо» полагается подарок «за две штуки в одни руки». Всем этим заправляют маркетологи.

Предоставляем слово первой творческой группе.
Выступление первой группы

Материал для самоподготовки

Кто такой маркетолог?

Маркетинг многогранен. Он охватывает разные виды человеческой деятельности, и все же, если сказать коротко и популярно, маркетинг - это прогнозирование рынка и использование полученных данных в управлении компанией, когда готовятся решения в области и сортимента, ценовой политики, распространения продукции и продвижения продаж.

Цель маркетинга - формировать и стимулировать спрос, обеспечивать обоснованность решений и планов работы компании, расширять объёмы продаж, а соответственно, увеличивать прибыль. «Производить то, что будет куплено!» - вот главный принцип маркетинга.

Чтобы выяснить, чего же ждет от производителя потребитель, проводят маркетинговые исследования. Собирают информацию и анализируют все факторы, относящиеся к продвижению товара или услуги от изготовителя до покупателя. При этом изучают характер рынка, его возможности, политику цен, делают краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Важное место в работе маркетолога занимает анализ конкурентной среды. Сущность рыночной экономики заключается в конкуренции. Поскольку конкуренты прямо или косвенно влияют на сбыт продукции и прибыль, тщательно изучается их потенциал. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволяет компании сконцентрировать усилия на том направлении, где они слабее. С учетом полученных данных товар или услуга дорабатываются и выпускаются в продажу. Таким образом, маркетологи участвуют и в разработке продукта, и в определении его стоимости. Не обходятся без маркетолога и тогда, когда продукт начинает продаваться. Уровень объема продаж - важнейший показатель. Нет продаж - нет средств на зарплату, на развитие компании. Как лучше ее стимулировать, опять же определяют маркетологи. Поле деятельности у них обширное - это разработка рекламных акций, создание бренда, пиар...

Маркетинг делится на два вида: стратегический и оперативный. Оперативный - это то, что можно видеть, как говорится, невооруженным глазом: тот же пиар, работа сотрудников, товарный вид продукта. Стратегический маркетинг - это участие маркетологов в определении и разработке стратегии компании: здесь и выбор сегмента рынка, ассортимента, и определение партнеров, и изучение конкурентной среды.

Сейчас рынок насыщается товарами, У людей появилась возможность выбора по цене, качеству, дизайну. Покупатель стал требовательнее. Он ищет то, что подходит именно ему, а не вообще телевизор, холодильник, как раньше. Если классический маркетинг учитывает потребности группы людей, то сегодня важно учесть потребности каждого отдельного, в т. ч. потенциального, покупателя. Этот процесс называется персонификацией рынка.

Искусство маркетинга состоит в том, чтобы учесть множество различных факторов. При этом надо быть и экономистом, и психологом, и социологом. Только тогда и приходит успех. Разумеется, хорошая подготовка не единственное слагаемое успеха. Очень важно, чтобы человек, идущий работать в маркетинг, обладал такими качествами, как креативность, коммуникабельность, хорошая интуиция. Формула маркетинга - делать лучше, чем у конкурентов.

Ведущий 1. Наверняка при слове «социология» вам приходят на память многочисленные опросы общественного мнения. На них ссылаются в газетах и журналах, их результаты комментируют телеведущие. Да, что там СМИ! Только за последнее время мне дважды звонили по телефону с просьбой ответить на ряд вопросов. А недавно возле метро остановил вежливый молодой человек с анкетой в руках и, прямо-таки источая повышенный интерес к моей скромной персоне, предлагал поучаствовать в социологическом опросе.

Ведущий 2. Социологов интересует абсолютно все: и как мы относимся к реформам, к властям, спорту, обслуживанию, и где мы предпочитаем отдыхать, делать покупки, и много ли мы читаем, едим, пьем. И что думаем по этому поводу, другому, третьему...

Похоже, опросы уже прочно вошли в нашу жизнь и стали ее характерной приметой. А ведь лет эдак 20-30 назад само название этой науки было редкостью в нашем лексиконе. Впрочем, социология и опрос - это не одно и то же. Тогда что же такое социология?

Об этом подробнее расскажет вторая творческая группа.

Выступление второй группы

Материал для самоподготовки

Кто такой социолог?

Действительно, образ социолога ассоциируется с анкетой, человеком, проводящим опрос общественного мнения. Несомненно, анкетирование занимает в этой профессии существенную часть, но лишь часть. Есть такое понятие в социологии — социограмма. Опрос - это один из ее двух инструментов, позволяющий получить исходную информацию, необходимую для дальнейшего исследования. Социолог должен знать, чем живет общество, что заботит, интересует людей. Ведь именно через человека, его социальное поведение, взаимодействие с другими людьми изучается общественная жизнь. А социология (в широком смысле) - это как раз и есть наука об обществе. Предметом же ее изучения является личность в социальных взаимодействиях, общественная жизнь людей. И основная часть работы социолога начинается после сбора соответствующей информации. Происходит она не на улице, а в тиши кабинета, в ходе мозгового штурма, путем анализа, сравнения - того, что и называют социологическим исследованием. Его результатом становятся научно обоснованные выводы, прогнозы, рекомендации, характеристики тех или иных общественных процессов.

Социология как наука существует около двух столетий. Однако в России она стала изучаться в высших учебных заведениях только в последние десятилетия. Резко возросло число социологических факультетов в разных вузах. Это вполне объяснимо. В нашей стране в последние десятилетия произошли огромные перемены в политическом, экономическом устройстве, в социальной жизни. В связи с этим у людей возникла потребность осмыслить происходящее, сориентироваться в новых реалиях. Кроме того, жизнь все чаще ставит сложные вопросы. Почему обострились национальные проблемы? Чем объяснить, что пробуксовывают многие реформы? Как добиться консенсуса в обществе, раздираемом противоречиями? Ответить на эти и множество других вопросов под силу именно социологам, поскольку они изучают общество во всех его проявлениях. Понять же, осмыслить, что происходит сегодня, очень важно. Ведь тогда можно будет отрегулировать происходящие процессы, устранить то, что мешает обществу развиваться, процветать. Время реформ - это время принятия решений, порой радикальных. Но прежде чем их принимать, надо проанализировать множество данных, спрогнозировать последствия. .. Для этого нужны специалисты, владеющие навыками анализа социальной информации, полученной с использованием качественных и количественных методов.

Для научного изучения общества необходимо сочетание гуманитарных и математических знаний, поэтому заниматься социологией будет интересно как гуманитариям, так и людям математического склада. Социология формировалась на базе данных многих наук - философии, психологии, математики, логики, биологии... Это междисциплинарная наука. Изучая общество, социологи сталкиваются с разными его сторонами, поэтому социология имеет много граней. Это может быть социология политики, религии, семьи, предпринимательства, культуры... Поэтому на факультетах социологии, как правило, изучают и экономику, и право, и историю, и культурологию... Разумеется, много внимания уделяется и философии, из которой выросла социология. Большое место в учебном плане занимают математические дисциплины: высшая математика, теория вероятностей, статистика. Без них невозможно овладеть социологическими методами, строить модели, обрабатывать данные.

Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно. Отвези - привези, мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтоб продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас на это денег нет...»

Но на самом деле это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.

Поскольку результат деятельности логистов - это затраты, то основная цель логистики - минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.

Где работать? Будет ли эта служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт - увидеть все ипостаси логистики - можно и там и там. Впрочем, можно познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленно.

Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей. Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными данными, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения.

Логисты бывают:

снабженцами. Смысл их работы - закупать качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса. Их рабочий инструмент - светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются;

аналитиками. Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт. А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения;

складскими специалистами. Склад - здесь скопилось все тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в т. ч. материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой с ювелирной точностью можно перемещать товары. Так что на складах обитают рабочие лошадки. Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную, задачу - обеспечить бесперебойную работу. Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства - полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы, а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильно хранят все товарно-материальные ценности склада и своевременно их выдают. А те... не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти. Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих для бесперебойного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складе вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование - освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей - как тут поступить? Такие задачи решают складские логисты

специалистами ВЭД (внешнеэкономической деятельности). Это «белая кость» логистики. Их дело - внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры. Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение - вот что выделяет этих людей среди прочих;

сотрудниками отдела транспорта. Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это грамотно и умно функционирующее подразделение. Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому все здесь делается быстро - доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.

Кому подходит эта профессия? Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело, - вот те качества, которые полагается иметь будущему логисту. Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений - необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватывает вас на всю жизнь.

Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разными людям:

человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логической аналитике, управлении запасами и автоматизации;

при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми выбрать для себя снабжение;

с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий - сконцентрироваться на складской деятельности.

Типичная ошибка - оценка профессии логиста как сугубо расчетноматематической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, практически всеми подразделениями компании, и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу, - вот что свойственно логистам. Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.

5.Завершающая часть

Ведущий 1. Мир профессий многогранен и интересен, поэтому наш разговор на эту тему обязательно будет продолжен.

Дополнительный материал

Психолог может провести небольшое анкетирование. Предлагаемый опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект человека с различными профессиями.

Учащимся предлагается 42 пары профессий, причем из каждой пары учащийся обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».

Инструкция к заполнению бланка ответов.

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая вам больше подходит (исходя из ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код в бланке ответов, напротив кода выбранной профессии поставьте знак «+».


1. Инженер (1)

Социолог (2)

2. Кондитер (1)

Священнослужитель (3)

3 . Повар (1)

Статистик (4)

4. Фотограф (1)

Администратор торгового зала (5)

5. Механик (1)

Дизайнер (6)

6. Философ (2)

Врач (3)

7. Эколог (2)

Бухгалтер (4)

8. Программист (2)

Адвокат (5)

9. Кинолог (2)

Переводчик художественной литературы (6)

10. Страховой агент (3)

Архивист (4) Телерепортер (5)

11. Тренер (3)

12. Следователь (3)

Искусствовед (6)

13. Нотариус (4)

Брокер (5)

14. Оператор ЭВМ (4)

Манекенщица (6)

15. Фотокорреспондент (5)

Реставратор (6)

16. Озеленитель (1)

Биолог-исследователь (2)

17. Водитель автотранспорта (1)

Бортпроводник (3)

18. Метеоролог (1)

Картограф (4)

19. Радиомонтажник (1)

Художник росписи по дереву (6)

20. Геолог (2)

Переводчик-гид (3)

21. Журналист (5)

Режиссер (6)

22. Библиограф (2)

Аудитор (4)

23. Фармацевт (2)

Юрисконсульт (3)

24. Генетик (2)

Архитектор (6)

25. Продавец (3)

Оператор почтовой связи (4)

26. Социальный работник (3)

Предприниматель (5)

27. Преподаватель вуза (3)

Музыкант-исполнитель (6)

28. Экономист (4)

Менеджер (5)

29. Корректор (4)

Дирижер (6)

30. Инспектор таможни (5)

Модельер (6)

31. Телефонист (1)

Орнитолог (2)

32. Агроном (1)

Топограф (4)

33. Лесник (1)

Директор (5)

34. Мастер по ремонту одежды (1)Хореограф (6)

35. Историк (2)

Инспектор ГИБДД (4)

36, Антрополог (2)

Экскурсовод (3)

37. Вирусолог (2)

Актер (6)

38. Официант (3)

Товаровед (5)

39. Главный бухгалтер (4)

Инспектор уголовного розыска (5)

40. Парикмахер-модельер (6)

Психолог (3)

41. Пчеловод (1)

Коммерсант (5)



Бланк ответов и обработка результатов

Код профессии

Выбор (фиксировать +)

Сумма плюсов

1







2







3







4







5







6








Интерес представляют коды профессий, набравших наибольшее количество плюсов. Предпочтительный профессиональный тип является совокупностью двух-трех типов, набравших наибольшее количество плюсов. Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для выпускников

Восемь шагов к взвешенному решению:

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе, республике, городе и т.п. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и профессиональных образовательных учреждений, находящихся в вашем регионе, республике, районе, городе. Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;

  • выбираемая профессия и жизненные ценности;

  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

  • желательный уровень профессиональной подготовки;

  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;

  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, обладаете ли Вы профессионально-важными качествами, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.