Главная страница

Подготовка к изложению


Скачать 46.32 Kb.
Название Подготовка к изложению
Дата 29.02.2016
Размер 46.32 Kb.
Тип Урок

Тема урока : Подготовка к изложению

Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному

тексту

2.развивать навыки связной устной и письменной речи

3. способствовать формированию читательского интереса ,

воспитывать любовь к природе

1.Орг.момент.Целеполагание.
-Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения . Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.
2. Мотивация к учебной деятельности
Какие умения мы должны показать?
-умение пересказывать текст

определять основную мысль текста

выделять части

составлять план

излагать текст с использованием изобразительно- выразительных средств

грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации

и др.

(используются групповые формы работы)


2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:
- дать определение текста

-назвать изученные стили речи

-назвать известные вам типы речи

(используются групповые формы работы)
3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)
Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.
(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)

4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.

/

Сливовый

- Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.

-Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.

- Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.
5.Работа с текстом
Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.

Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.

Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М., «Просвещение» , с.112,упр.243)
-Доказать ,что это текст.

-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой.
-Определить стиль речи.

-Стиль художественный.
-Определить тип речи.

-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование

-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:

Встреча в лесу

Странная встреча в лесу.

-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».

-Почему автор называет эту встречу странной?

-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.
-Почему автор обращает внимание на появление сойки?

-А это в лесу сигнал : опасность.

-Какими словами показана стремительность движения оленя?

-«сорвал с места оленя», «мелькнуло тело оленя».
6.Словарно- орфографическая работа.
а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?

б) Как вы понимаете слово неясность ?
7.Наблюдение над выражением авторского отношения
-Что вы можете сказать об авторе этого текста?

-Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.
-В каком предложении описывается состояние автора?

-Я почти не дышал, не шевелился.

- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с

оленем?
8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.
В.М.Песков – известный журналист , писатель , фотокорреспондент . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу «В мире животных».

С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.

У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.

Представление книг В.М.Пескова .




9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).

-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.

(несколько минут даётся на уроке для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.

(Фотографии демонстрируются на доску , материал статей выборочно читается.
10. Составление плана
-Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:

В чём странность встречи?

Какой сигнал подала сойка?

Что знал лес по этому крику?
( Используя эти вопросы, составляем план )
План.

1.Олень не спешил убегать.

2.Сигнал опасности.

3.Что-то случилось.
11.Пересказ по плану.
12. Рефлексия.

Какое настроение у вас сейчас?

Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?

Где ваши знания пригодятся?

Благодарю вас за урок и интересные ответы.


  1. Контроль знаний.

Написание изложения. ( на втором уроке )

( Перед написанием изложения устно проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :

1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;

2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).
14. Информация о домашнем задании.

Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные статьи из рубрики «Окно в природу» . На следующем уроке поделиться впечатлениями , используя сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).