|
Подготовка к изложению
Тема урока : Подготовка к изложению
Цель : 1.подготовить учащихся к написанию изложения по данному
тексту
2.развивать навыки связной устной и письменной речи
3. способствовать формированию читательского интереса ,
воспитывать любовь к природе
1.Орг.момент.Целеполагание.
-Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения . Попытаемся сформулировать тему нашего урока.
-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его , пересказать по плану и грамотно написать изложение.
2. Мотивация к учебной деятельности
Какие умения мы должны показать?
-умение пересказывать текст
определять основную мысль текста
выделять части
составлять план
излагать текст с использованием изобразительно- выразительных средств
грамотно писать,соблюдая правила орфографии и пунктуации
и др.
(используются групповые формы работы)
2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:
- дать определение текста
-назвать изученные стили речи
-назвать известные вам типы речи
(используются групповые формы работы)
3.Словарный диктант(предупредительная работа по формированию навыка грамотного письма)
Не спешил убегать.опасность в лесу,не дышал и не шевелился,не могла успокоиться,прыгнул в сторону,она успокоится,по этому крику.
(Обоснование орфограмм.Взаимопроверка с использованием записей на доске –парная форма работы)
4.Орфоэпическая минутка.Работа со словарём.
/
Сливовый
- Обратите внимание на постановку ударения в этом слове.
-Что значит сливовых? Подберём однокоренное слово.
- Слива , значит , цвета сливы , тёмно-фиолетовый.
5.Работа с текстом
Странная была встреча.Олень глядел на меня и не спешил убегать.Любопытство!Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
Я почти не дышал , не шевелился. Оленю надоела неясность.Он шаркнул ногой и замер.Не знаю , чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал : опасность.
Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя , стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал : что-то случилось.
Чтение текста ( Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. Русский язык 5 класс –М., «Просвещение» , с.112,упр.243)
-Доказать ,что это текст.
-Это текст,так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой.
-Определить стиль речи.
-Стиль художественный.
-Определить тип речи.
-В тексте В.М.Пескова объединены описание и повествование
-Выберите название , которое отражает основную мысль текста:
Встреча в лесу
Странная встреча в лесу.
-Основную мысль текста отражает название «Странная встреча в лесу».
-Почему автор называет эту встречу странной?
-Олень, вопреки ожиданиям , не убегал.
-Почему автор обращает внимание на появление сойки?
-А это в лесу сигнал : опасность.
-Какими словами показана стремительность движения оленя?
-«сорвал с места оленя», «мелькнуло тело оленя».
6.Словарно- орфографическая работа.
а ) Что значит слово единоборство? Какие в нём корни? Какой вывод можно сделать о его значении?
б) Как вы понимаете слово неясность ?
7.Наблюдение над выражением авторского отношения
-Что вы можете сказать об авторе этого текста?
-Автор любит природу,очень хорошо знает её.Это внимательный и наблюдательный человек.
-В каком предложении описывается состояние автора?
-Я почти не дышал, не шевелился.
- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его замереть вместе с
оленем?
8. Рассказ учителя о журналисте В.М.Пескове.
В.М.Песков – известный журналист , писатель , фотокорреспондент . Много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы , вёл передачу «В мире животных».
С карандашом и блокнотом он исходил многие километры, наблюдая за природой. Он побывал во многих уголках земного шара и оставил свои очерки и статьи об этом. Долгие годы его статьи печатались в специальной рубрике «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда». Потом они вышли отдельными сборниками.
У этого журналиста есть великолепные книги. Вы с ними познакомитесь.
Представление книг В.М.Пескова .
9. Работа с раздаточным материалом (статьи и фотографии из рубрики «Окно в природу»).
-Индивидуально для каждого из вас на партах фотографии журналиста В.М.Пескова и статьи из рубрики «Окно в природу»,с которыми вы познакомитесь дома . Они вам помогут при выполнении домашнего задания.
(несколько минут даётся на уроке для рассматривания фотографий и работы с раздаточным материалом ).- см. приложения к уроку.
(Фотографии демонстрируются на доску , материал статей выборочно читается.
10. Составление плана
-Вопросы ,помогающие определить основную мысль каждой части:
В чём странность встречи?
Какой сигнал подала сойка?
Что знал лес по этому крику?
( Используя эти вопросы, составляем план )
План.
1.Олень не спешил убегать.
2.Сигнал опасности.
3.Что-то случилось.
11.Пересказ по плану.
12. Рефлексия.
Какое настроение у вас сейчас?
Что интересного мы узнали о жизни дикой природы ?
Где ваши знания пригодятся?
Благодарю вас за урок и интересные ответы.
Контроль знаний.
Написание изложения. ( на втором уроке )
( Перед написанием изложения устно проводится выборочный пунктуационный разбор с использованием групповых форм работы :
1 вариант : найти в тексте сложные предложения , прочитать их и объяснить знаки препинания;
2 вариант : найти в тексте предложения с однородными членами , прочитать их и объяснить знаки препинания ).
14. Информация о домашнем задании.
Рассмотреть фотографии, прочитать предложенные статьи из рубрики «Окно в природу» . На следующем уроке поделиться впечатлениями , используя сделанные дома записи (можно использовать читательский дневник).
|
|
|