Главная страница

Протокол №1 От 30. 08 2012г. Целевая программа гражданско-патриотического воспитания «Мы будущее России!»


Скачать 488.24 Kb.
Название Протокол №1 От 30. 08 2012г. Целевая программа гражданско-патриотического воспитания «Мы будущее России!»
страница 1/4
Дата 24.02.2016
Размер 488.24 Kb.
Тип Протокол
  1   2   3   4




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

Ленинградского района Краснодарского края.


Рассмотрена

на педагогическом совете МБОУ СОШ №8

Протокол № 1

От 30. 08 2012г.

Целевая программа

гражданско-патриотического воспитания

«Мы будущее - России!»

на 2012 - 2015 годы

0_24e

2012г.

1. Паспорт программы



Разделы паспорта программы



Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 им.А.Н.Докучая Ленинградского района Краснодарского края

«Мы - будущее России» на 2012 – 2015 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты.

  • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

  • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.


II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – будущее России»

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

  • разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивных школ района;

  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  • проводить мониторинг реализации программы;

  • принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы учреждения;

  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;

  • спланировать работу на следующий период.

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Декларация прав ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;

  • Программа развития МБОУ СОШ № 8;

  • Программа «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 года № 1069.

  • Краевая целевая программа "Кубань и великие победы России" на 2010-2012 годы

  • В школе разработана Целевая программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 8 на 2012 – 2015 годы «Мы – будущее России ».

4. Содержание программы

  • Паспорт программы

  • Пояснительная записка

  • Целевой блок

  • Механизм реализации программы

  • Диагностика эффективности содержания деятельности

  • Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат

  • Список литературы

5. Заказчик программы

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

  • Родители учащихся МБОУ СОШ №8

6. Аннотация программы

Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы-будущее России» на 2012 - 2015 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

7. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:

  • в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

  • в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


2. Пояснительная записка

Программа гражданско – патриотического воспитания «Мы – будущее России» разработана в соответствии Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ,Законом РФ «Об образовании»,Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г», Программы развития МБОУ СОШ № 8, Программы «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 года № 1069 и Краевой целевой программой "Кубань и великие победы России" на 2010-2012 годы

В школе разработана Целевая программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 8 на 2012 – 2015 годы «Мы – будущее России». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 8 и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

3. Целевой блок

Цель программы:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, способных проявить свои патриотические чувства, навыки и умения в интересах Отечества.
Задачи программы:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;

  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.


На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;

  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

Принципы:

  • Принцип системно - организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;

  • Принцип адресного подхода предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

  • Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества

  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, посёлку, улице, школе.


4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий

Совершенствование нормативной правовой базы:

        • разработка и реализация плана мероприятий по программе «Мы – будущее России»;

        • создание школьной волонтерской группы «Рука помощи»;

        • разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Педагогические технологии:

  • Проектно – исследовательская деятельность

  • Коллективно - творческое дело

  • Деятельностный подход в воспитании

  • Педагогика сотрудничества

  • Технология проблемного обучения

  • ИКТ


Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы


Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Беседы, лекции, «круглые столы», конференции


Экскурсии по святым местам родного края, походы, игры «Зарница», День защиты детей.



педагог

Научно-исследовательская и проектная

деятельность

Праздники песни и строя, фестивали патриотической песни

педагог

педагог

Классные часы и другие школьные мероприятия гражданско-патриотической направленности

Участие в работе МО классных руководителей

Круглые столы

Открытые мероприятия

Лектории, семинары

Конкурсы методических разработок

Конференции

Экскурсии по святым местам родного края

Уроки мужества, Вахта памяти

ученик


Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:

    • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;

    • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

    • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

    • усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

    • воспитание гордости за Российское государство, родной край;

    • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

    • воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

    • обеспечение взаимодействия всех социальных структур посёлка в работе по патриотическому воспитанию;


Основные направления работы


Программа

«Мы –будущее России»

Учебная

деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная деятельность

Работа с родителями

Я и мой край

Я и моя станица

Я и моя семья

Я – гражданин России


Учебная деятельность

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,

в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов

в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении

следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.

Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

На уроках «Кубановедения» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.

В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:

  • Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;

  • Вооруженные Силы России;

  • Боевые традиции Вооруженных Сил страны;

  • Символы воинской чести;

  • Основы военной службы;

  • Военнослужащий - защитник своего Отечества.

Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным участие в учебных сборах, юношей 10 класса, по основам военной службы.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.

Внеурочная деятельность

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

  • тематические классные часы;

  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

  • встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;

  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

  • празднование Дней воинской славы;

  • тимуровская работа;

  • уроки мужества, День защиты детей, военно-спортивная игра «Зарница»;

  • митинги, литературно-музыкальные представления, концерты

к знаменательным датам;

  • поисковая деятельность в работе уголка Боевой славы «Солдаты Победы»;

  • предметные недели;

  • месячник по военно-патриотическому воспитанию;

  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

  • физкультурно-оздоровительные соревнования;

  • поисковые операции;

  • походы и экскурсии по родному краю.

Внеклассная деятельность

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.

Организация воспитательной работы

  1   2   3   4