Главная страница

Тема по самообразованию «Использование икт на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»


Скачать 141.02 Kb.
Название Тема по самообразованию «Использование икт на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
Дата 06.03.2016
Размер 141.02 Kb.
Тип Документы

Тема по самообразованию                                                   

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»  

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику

  Л.Н.Толстой

 Цели работы: — повышение мотивации обучения; — развития познавательной активности учащихся; — стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи: — воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; — вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; — повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кординально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

• информационной поддержки; • иллюстрирования; • использования разнообразных упражнений; • экономии времени и материальных средств; • построения канвы урока; • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: • концентрация внимания; • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; • повышение интереса к изучению предмета; • возрастание мотивации к учёбе.

Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме «Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного материала.

На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Комментарии к презентации

На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением изученного о наречии.

Практическая работа после этого этапа проводится в рабочей тетради «Комплексный анализ текста», где выполняется морфологический разбор наречия. Небольшой объяснительный диктант и индивидуальная работа у доски развивают навык нахождения наречий в тексте, их отличие от других частей речи.

Третий слайд предлагает выполнить задание «Подскажи словечко», где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по употреблению наречий в своей речи. Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется коллективная проверка (по цепочке). Далее предлагается составить предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов. После чего делается вывод о том, что «Наречия делают речь более точной и выразительной».

Следующий слайд – кроссворд, в котором ученики образуют наречия из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об образовании наречий.

Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.

Шестой слайд представляет собой красочную схему «Наречия на - а, -о.». Вывод о правописании а-о на конце наречий. А также практическое задание, выполняемое по вариантам, с последующей взаимопроверкой, проверяющее, как дети усвоили этот вывод.

Седьмой слайд предназначен для ознакомления с правилами дефисного написания наречий. Используя данные схемы, ученики выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы».

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году результатом ЕГЭ по русскому языку стало качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%, а также экзамен по литературе в 9 классе – качество 86%. Выпускники выбрали защиту реферата как форму итоговой аттестации. Экзаменационной комиссии учащиеся представили свои исследовательские работы, которые сопровождалась компьютерной презентацией. Это свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.

Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе (Классные часы, «Театральная студия «Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию рефлексии у обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

В 1999 году школа получила статус «Городской экспериментальной площадки» по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В рамках реализации данной программы дети получают возможность участвовать в Интернет–олимпиадах, конкурсах. Так в 2008-2009 учебном году команда 9-11 классов нашего образовательного учреждения заняла I место в XIII-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде (исследования) по русскому языку.

Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет оборудовано проектором и экраном.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Я работаю по следующим направлениям: - использование готовых программных продуктов, - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher) - работа с ресурсами Интернет.

В своей работе я использую готовые программные продукты (прикладное программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование»: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), Интернет – ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков и созданные самими обучающимися.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.