|
Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации фгос спо нового поколения
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
На современном этапе развития профессионального педагогического образования возникла необходимость в использовании современных технологий, которые повышают эффективность урока, развивают мотивацию, делают процесс обучения успешным.
Для внедрения модульной технологии в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
В последнее десятилетие модульная система обучения актуальна при реализации ФГОС 3 поколения в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть затруднена узким пониманием модуля.
Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.
В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения.
В связи с внедрением ФГОС третьего поколения, в соответствии с современными представлениями, под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа.
Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.
В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Основные преимущества модульной технологии:
1.Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.
2.Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении).
3.В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.
4.Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение.
В ходе реализации технологии необходимо опираться на специфику организации модульного обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ФГОС СПО Реализация модульно - компетентностного обучения предполагает следующую работу:
1. Разработка модульной программы (отражает основные требования и планируемую профессиональную деятельность)
3. Разработка системы контроля оценки качества обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов
2. Разработка учебных и методических материалов для студентов и преподавателей на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности
1. Составление модульной программы
Главное средство модульного обучения — модульная образовательная программа, состоящая из учебного плана и его модулей.
В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание структурируется в определённые блоки, выделяются стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником (т.е. ЗНАТЬ) и ориентация на его использование в практике(т.е. УМЕТЬ), а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из комплексной дидактической цели (КДЦ) выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В результате создаётся древо целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы, средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Модульная технология реализована как на ООД Русский язык, так и на МДК Русский язык с методикой преподавания
Апробация теории модульной технологии обучения русскому языку проведена со студентами 121 и 221 группы ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Модульная система при преподавании ООД Русский язык и МДК Русский язык с методикой преподавания
Рассмотрим две разновидности модульной системы:
- модульная организационная система (организационный модуль);
- модульная содержательная система (содержательный модуль).
В модульной организационной система ООД «Русский язык» выделено 7 модулей, расположенных в последовательности от простому к сложному:
Модуль 1. Введение в дисциплину. Входной контроль. Стилистика.
Модуль 2. Лексика и фразеология.
Модуль 3. Фонетика, орфоэпия, графика.
Модуль 4 Морфемика, словообразование
Модуль 5. Морфология и орфография.
Модуль 6. Синтаксис и пунктуация.
Модуль 7. Итоговый контроль знаний.
На вводном занятии преподаватель представляет обучающимся и подробно комментирует модульную организационную систему, настраивает их на серьезную, планомерную, ответственную работу, исключающую пропуски учебных занятий и невыполнение зачетных и контрольных работ. Сразу же сообщает время индивидуальных консультаций по дисциплине, на которых можно доработать трудный материал с помощью преподавателя. Кроме того, педагог ориентирует на большой объем предстоящей самостоятельной работы по каждому модулю. Предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:
Выполнение упражнений
Стилистический анализ текста
Составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации
Поисковая работа
Работа со справочной литературой
Подготовка реферата
Реализация модульной технологии на МДК русский язык с методикой преподавания
Пример:
Модульная программа «Фонетика как особый раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки»
КДЦ: Уметь различать звуки русского языка в потоке речи
Модуль 1 Основные фонетические единицы: звуки речи, слог, фонетическое слово, синтагма, фраза, текст (устный).
ИДЦ: уметь выделять фонетические единицы русского языка в потоке речи
Модуль 2 Звуки гласные и согласные. Классификация гласных. Позиционные изменения гласных звуков. Классификация согласных по участию голоса и шума (звонкие и глухие согласные, парные и стоящие вне пар), по наличию палатализации (твердые и мягкие согласные, парные и стоящие вне пар). Позиционные изменения согласных звуков
ИДЦ: уметь классифицировать звуки русского языка
Модуль3 Элементы фонетической транскрипции.
ИДЦ: уметь выполнять фонетическую транскрипцию
Модуль 4 Фонетический анализ слова.
ИДЦ: уметь производить фонетический анализ слова
Модуль 5 Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
ИДЦ: уметь применять орфоэпические правила русского языка
Модульная программа «Обучение грамоте в начальной школе. Подготовка детей к обучению грамоте. Основной (букварный) период обучения грамоте»
КДЦ: составлять урок по обучение грамоте в начальной школе
Модуль 1 Содержание занятий и структура уроков в подготовительный период.
ИДЦ: уметь составлять конспект урока обучения грамоте в подготовительный период.
Модуль 2 Содержание занятий на основном этапе обучения грамоте
ИДЦ: уметь составлять конспект урока обучения грамоте на основном этапе обучения
Модуль 3 Приемы звукового анализа и синтеза. Ориентиры чтения
ИДЦ: уметь отбирать приемы звукового анализа и синтеза для уроков обучения грамоте
Модуль 4 Слого-звуковой анализ. Составление схем-моделей слов с учетом звукового и слогового состава.
ИДЦ: уметь производить слого-звуковой анализ слов и составлять схемы-модели слов с учетом звукового и слогового состава.
Модуль 5 Два типа уроков обучения грамоте.
ИДЦ: уметь составлять два типа уроков обучения грамоте
Модуль 6 Особенности обучения грамоте по некоторым современным УМК
ИДЦ: при разработке уроков уметь учитывать особенности обучения грамоте по некоторым современным УМК
2. Разработка учебных и методических материалов для студентов и преподавателей на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности
При реализации модульно - компетентностного на ООД и МДК обучения было разработано:
1) рабочая программа, отражающая основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
2) учебные и методические материалы для студентов, преподавателей на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.
Таким образом, применение модульно-компетентсного подхода в изучении МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки обучающихся.
Модульная содержательная система — это средство, позволяющее преподавателю четко структурировать весь учебный материал дисциплины с точки зрения методики и логически выстроить занятия.
Модульная содержательная система дисциплинирует не только обучающихся, но и педагога: нет возможности отвлечься от намеченных планов, программы, ФГОС. Работая с учебными группами разной степени подготовленности по дисциплине, преподаватель не отступает от стратегии, диктуемой модульной технологией, а лишь меняет дидактические средства и приемы обучения, т.е. осуществляет дифференцированный подход в рамках одной и той же технологии преподавания.
В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:
♦ урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
♦ урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
♦ урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
♦ урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
♦ урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.
Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа
В рамках изучения МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся. Так при составлении рабочей программы интегрированы следующие дисциплины: русский язык, методика преподавания русского языка, культура речи, каллиграфия.
3. Разработка системы контроля оценки качества обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов:
Формы текущего и промежуточного контроля
Технология самооценки
«Языковой портфель»
Подробно остановимся на технологии самооценки.
Технология самооценки - «Языковой портфель»
Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована?
«Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ обучающегося по русскому языку и методике преподавания, которые он собирает, руководствуясь собственным желанием и заданием учителя.
«Языковой портфель» может представлять собой самостоятельный документ, а может входить как часть в «Портфолио обучающегося», в котором собраны разные портфолио: «Портфолио по педагогике», «Портфолио по математике» и т.д.
«Языковой портфель» призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком, в частности на приобретение обучающимся всех видов компетенции: лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой. Такое осознание достигается через описание студентом уровня владения составляющими каждой компетенции.
По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей аудиторную и самостоятельную работу студента.
Назначение языкового портфеля заключается в следующем:
в описании проделанной обучающимся работы по усвоению тем МДК
в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависимости от этапа обучения (начальный, средний и старший);
в определении личной позиции обучающегося по отношению к предмету на определенном этапе обучения;
в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.
В подготовке обучающегося к практике пробных уроков
Итак, роль данной технологии состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.
Это сравнительно новая технология, которая объединяются названием «Портфолио», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдения, самооценки, формируют умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, самостоятельно мыслить.
Таким образом, образовательная технология точно определяет способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, их роль в образовательном процессе, четкое следование технологии (а не только использование отдельных ее элементов) позволяет добиться поставленных целей (получить образовательный результат).
Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат сил и времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.
Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины.
Опыт применения модульной технологии неизбежно приводит к росту компетентности обучающихся и преподавателей.
Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации.
Список использованной литературы
Бабанова В.П. Модульная технология обучения истории.//Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития. – М., 1998.
Исаева И.К. Модульная технология обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» в ССУЗе с использованием контроля успеваемости.//Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. - М., 2004.
Колчерина Д.Ш. Модульная система обучения.//Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. – М., 1997.
Курманов А.В. Модель профессиональной компетентности специалиста.- Среднее профессиональное образование №12, 2011,с.22-28
Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологи: Учебное пособие. - М.: народное образование, 1998. - 256с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.
|
|
|