|
Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Соколкина Анастасия
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1
Курсовая работа
Игровая деятельность младших школьников
на уроке музыки
Выполнила: Соколкина Анастасия
студентка 30 группы
специальность: 050130
Руководитель: Муталиева Л.С.
Челябинск, 2014
Содержание
Введение 3
Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки5
1.1.Теоретические основы игровой деятельности детей. 5
1.2.Роль игры в процессе обучения младших школьников. 10
1.3.Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки. 12
Глава II. Использование игр на уроках музыки 16
2.1. Разновидности игры. 16
2.2. Из опыта использования игры на уроках музыки учителей – практиков. 17
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
(В.А.Сухомлинский)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я.Гальперин, В.Л.Данилова, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.И Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.) Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.
В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. Дети в XXI веке владеют компьютерной техникой, мультимедиа средствами, общительны, но не всегда и не везде получают верное музыкально-эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе – как урока творчества, а творчество невозможно без игры. В связи с актуальностью проблемы, тема исследования: «Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»
Цель исследования: доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
В соответствии с целью работы нами определены следующие задачи:
1.раскрыть основные понятия темы, обучения, определить роль и место игры в приобщении младших школьников к музыке;
2.рассмотреть использование игры в качестве метода обучения младших школьников;
3.рассмотреть классификацию игровых технологий;
4. выявить возможности использования игр на уроках музыки;
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация.
Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки
1.1. Теоретические основы игровой деятельности детей.
«Теоретическая физика-
это детские игрушки
по сравнению с игрой»
А. Эйнштейн
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [1, с.28]. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [19, с.74].
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.
Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9, c.17]. В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [9, c.24].
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [19, с.29].
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Большой вклад в теорию игры внесли Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга « Игры народов СССР » В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой и Е.И.Степановой вышедшей в 1933 году. Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы появились такие труды как: «Игры народов СССР» составители Л.В. Былеева, В.М.Григорьев; С.К. Якуб «Вспомним забытые игры»; Детские подвижные игры народов СССР, составитель А.В. Кенеман и многие другие.
Данные труды антологического характера содержат фактический материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях.
Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.
При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события [12, c. 67].
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игра – не только забава, веселое препровождение временно, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, а на самом деле требует максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А. С. Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля проходит прежде всего в игре…»[12, c.85]
Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры – это её разнообразная полезность. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. [2, с.12]
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
. Роль игры в процессе обучения младших школьников.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).
Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. [1, c.23]
Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: «…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».[11, c.28]
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. [19, c.31]
1.3. Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.
В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания.
Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.[9, c.105]
Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.
Приведу примеры. Для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи, исполнять несложные произведения по нотам, следить за нотной записью при пении с текстом, как важнейшей практической задачи обучения пению целесообразно установление связи занятия по нотной грамоте с хоровым пением и введением в учебный процесс различных игр и игровых средств. Добиваясь их средствами четкой дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно. Может быть использована "Игра в моряков". Один, из хорошо поющих детей - капитан. Он набирает веселую команду. Кто верно повторит его задания (спеть фразу), идет в команду.[10, c.21]
Одним из важнейших звеньев учебной работы по музыке является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение в части узнавания, сравнения, сопоставления.
Обучение пению по нотам начинается уже в I классе и постоянно подкрепляется для большей доступности играми, сравнениями, рассказами, пояснениями, дающими возможность лучше осознать простейшие элементы музыкального языка. Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы, приемы обучения музыкальной грамоте.
Интересными приемами является использование:
вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно ищут "ритмический ответ".
пения примера "вслух" и "про себя" в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают "про себя" и по указанию учителя включаются в пение вслух.
С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки. [5, c.57]
Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.[4, c.17]
Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно "выразить свои суждения о прослушанном". Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти.
Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.[18, c.37]
Выводы по главе I.
Обобщая теоретический материал, хочется отметить, что одна из главных сфер воспитания и развития личности ребенка – игра. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для психолого-педагогических целей. Так, в процессе игр происходит развитие не только познавательной сферы личности (внимание, мышление, памяти, воображение, речи и т.д.), но и становление всех без исключения психологических свойств и качеств личности (черт характера, воли, навыков общения, нравственных качеств, способностей и т.д.). Поэтому игра, являясь одной из форм практической деятельности ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни.
Глава II. Использование игр на уроках музыки
2.1. Разновидности игры.
Существуют различные виды игр, мы обратились к двум группам:
1.на развитие музыкальных способностей;
2.на развитие познавательных процессов.
Представим игры на развитие музыкальных способностей.
«Лесенка»
Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.
Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.
Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.
«Учитесь танцевать»
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
«Букеты»
Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие).
Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.
Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.
Наиболее доступные для детей игры на развитие познавательных процессов.
«Угадай мелодию»
Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Заветный час», «Прогноз погоды» и др.
Задача участников – угадать, что за передача.
«Великие люди»
Приглашаются по одному человеку из команды перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.
Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фаимлией композитора.
«Музыкальный платочек»
Помощники в игре – обыкновенный платочек и метла. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: «Стоп!», музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всех стоящих в кругу он просит по номерам. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий Называет номер и бросит метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел – становится ведущим.[7, c.87].
2.2. Из опыта использования игры на уроках музыки учителей – практиков.
Мы изучали методический опыт учителей музыки с целью выявления использования игр в их деятельности. Можно сделать вывод, что игра на уроках музыки находит свое отражение в опыте работы многих педагогов-практиков. Приведем некоторые примеры. Учитель музыки из деревни Балабаш-Баишево Тихонова Н.В. в своей работе она использует игры, опираясь на систему обучения К.Орфа .
Звучащие жесты: “Дождик накрапывает”
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (хлопают в ладоши)
Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка),
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)
И дальше побежал (булькаем)
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре)
Расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)
Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)
Дети сами должны придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Учитель говорит текст, а дети его озвучивают. Используются шумовые инструменты, а также изготовленные самостоятельно из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д. [15, c.100]
Учитель музыки села Батырево Никитин П.Н. в своей работе использует следующие музыкальные игры:
1 КЛАСС
«Музыкальная кисть»
Цель игры - развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.
Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.
Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.
Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.
«Игра в учителя»
Цель игры - закрепление знаний музыкальной грамоты.
Дидактический материал: карточки с музыкальными терминами.
Методика и техника игры. Традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степень усвоения музыкальных знаний, полученных в течение 1 четверти. Ученик, который выступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть «книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оно означает.
«Методическое лото»
Цель игры - развитие мелодичности слуха первоклассников, и закрепление знаний нотной грамоты.
Дидактический материал: карточки мелодического лото.
Методика и техника игры: учащиеся готовят карточки мелодического лото на твердой бумаге, а затем выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодия составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.
Задача каждого ученика - не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке» или сыграть на «клавиатуре» фортепьяно.[17, c.50]
«Играем в оркестр»
Цель игры - развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.
Дидактический репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).
Методика и техника игры: при прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.
Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).
Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.
После этого класс «превращается» в оркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты -- первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.
Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.
2 КЛАСС
«Фотограф»
Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания первоклассников.
Дидактический материал: карточки с ритмом.
Методика и техника игры: для проведения игры педагог выбирает одного ученика - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф».
«Разведчики»
Цель игры - закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.
Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».
Методика и техника игры: учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.
Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли «дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед становится новая задача - запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.
Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.
3 КЛАСС
«Звездное небо»
Цель игры - развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкального мышления школьников.
Дидактический материал: инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.
Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепьяно с оркестром (вступление).
Методика и техника игры: для проведения музыкально- дидактической игры педагог выбирает 5-7 учащихся и раздает им музыкальные инструменты (бубен, металлофон, треугольник, колокольчики, маракасы). Школьникам предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».
Далее на фоне звучания музыки концерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» - глиссандо на металлофоне).
Игра носит импровизационный характер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта на фортепьяно в четыре руки с учащимися.
После игры школьники рисуют «звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.
«Музыкальное путешествие по Европе»
Цель игры - обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитие исполнительских умений и навыков.
Дидактический материал: нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмические карточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».
Музыкальный репертуар: произведения по программе 3 четверти третьего класса.
Методика и техника игры: для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста», «путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится в своеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня» М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учитель выполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставит музыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует и оценивает работу класса).
Урок-путешествие начинается со звучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и «поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутыми в локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).
Первая станция, на которой остановился «музыкальный поезд» - станция «мелодичная». На этой станции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотном плакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (К примеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского» чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина», итальянская народная песня «Макароны»).
Если «путешественники» не справляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляются те ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.
«Музыкальный поезд» останавливается на второй станции - «Ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадывают те произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем по оркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).
Третья станция - станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.
Четвертая станция - «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с «композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.
«Музыкальное путешествие» продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию - «Слушательскую». Здесь «путешественники» по фрагментам определяют произведения и называют композиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И. Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).[20, c.15]
Перед поступлением в ЧПК№1 я училась в музыкальной школе города Куса. И мне приходилось общаться с учителями музыки и присутствовать на их уроках, которые преподают в школах. Они с удовольствием делились разными методиками и технологиями, которыми пользуются в своей педагогической практике, например преподаватель Марданова О.В. рассказала, что очень часто использует игры на уроках музыки, одна из них: на развитие слуха. Детям предлагается послушать разные инструменты – бубен, маракасы. Придумываем разные движения, например, под звучание бубна садимся, под звук маракаса прыгаем. Затем дети отворачиваются и должны определить, какой инструмент звучит. Далее можно вводить и другие инструменты, количество их неограниченно.
Слушая интервалы, дети приводят свои ассоциации – октава- большой жираф, прима- дождик идет и т.п.
Вывод по главе II.
Несомненно, что игра имеет исключительное значение для воспитания ребенка. Как доказали психологи, педагоги Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Г. П. Щедровицкий, О. Газман и многие другие ученые, игры обладают значительным развивающим потенциалом. В уроке музыки можно использовать различные виды игр.
Творческие педагоги - музыканты грамотно используют игру на своих уроках, так как доказано, что именно игра становится для него самым непринужденным способом проникновения в мир музыки, творчества. Также следует учесть, что игра – синтетический вид деятельности, комбинирующий музыку, литературу, изобразительные жанры, театр и т.д. В то же время, в музыкальные игры входят и более специфические виды деятельности: музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, выразительные движения и т.п., поэтому игра - тот вид деятельности, который необходимо использовать в обучении.
Заключение
Подводя итог нашего исследования, отметим, что игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Наше исследование подтверждает, что игра - средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
В дипломной работе мы планируем создать сборник музыкальных игр и апробировать его в ходе педагогической практики.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]/Л. С. Выготский//М.: Просвещение, 1966 г.- С.158
2. Григорьев, Д.В. Куприянов, Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение : пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов// М. : Просвещение, 2011 г. – С.96 – (Работаем по новым стандартам).
3. Жук, Л. И. Музыкальные игры и конкурсы [Текст] / Л. И. Жук//М.: Минск: Красико – Принт, 2008 г. – С.128
4. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст]/Д. Н. Кавтарадзе//М.: изд-во «Флингта, 1998 г. – С.134
5. Кононова, Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах [Текст]/Н.Г. Кононова// М. : Просвещение, 1990 г.-С.159
6. Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/Н. Г. Капустина//М.: Просвещение, 2005 г. – С.206
7. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития» [Текст]/Е. В. Карпова// Ярославль, 1997г. - С.129
8. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. [Текст]/О. А. Козлова//М.: Просвещение, 2004 г. – С. 96
9. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст]/ А. Н. Леонтьев// М.: Просвещение, 1944 г. – С.120
10.Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст]/ Е. М. Минский//М.: Просвещение, 1982 г. – С.205
11. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст]/М. А. Михайлова//М.: Просвещение, 1998 г. – С.102
12. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе [Текст]/Л. А. Николенко//Псков, 1997 г. – С.138
13. Озеркова, И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. Школьные технологии [Текст]/ И. А. Озеркова//2000 г. - С.183
14. Пидкасистый, П.И. Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]/П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров//М.: РПА, 1996 г. – С. 192
15. Самоукина, Н. В. Организационно-обучаюшие игры в образовании [Текст]/Н. в. Самоукина//М.: Народное образование, 1996 г. – С.120
16. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/Е.Н. Степанов//М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.- С.160
17. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/О. А. Степанова//М.: Просвещение, 2003 г. – С.179
18. Шмаков, С. А. Игры шутки – игры минутки [Текст]/С. А. Шмаков// М. : Новая школа, 1993 г. - С.112
19. Шманов, С. А. Игры учащихся-феномен культуры [Текст]/С. А. Шманов//М.: Просвещение, 1998 г. – С.87
20. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст]/М. Г. Яновская//М.: Просвещение, 1994 г. – С.136
|
|
|