|
Использование информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ.
Дыбова Н. В.
МКОУ Копанищенская СОШ Лискинского района Воронежской области
[email protected]
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в преподавании истории для диагностического тестирования, для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы, в обучающем режиме при работе с разными категориями учащихся, в режиме самообучения, иллюстрации изучаемого материала. Это позволяет достичь оптимального темпа работы ученика, повысить уровень наглядности в ходе обучения, изучить большее количество материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Работа по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс обучению истории велась поэтапно.
1. Изучение источников знаний по данному вопросу
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории. В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале “Преподавание история в школе”, журналах “Завуч”, разнообразную методическую литературу.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты издательства «1 сентября» и его раздел «история», сайты«Методическая копилка по истории»,«Хронос – всемирная история в Интернете» и др. На этих сайтах содержится большое количество методических разработок и характеристик современных методов обучения, и др.
2. Овладение компьютерной грамотностью
Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть “интеллектуального багажа” современного учителя. В своей работе использую программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и др.
Эти программы дают возможностьсамостоятельно создавать простые дидактические материалы для работы на уроке, презентации к своим урокам либо использовать готовые, строить графики, диаграммы и т.д. Учащимся создать собственную работу, например, реферат, доклад, сообщение и пр. Практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своей работы.
3. Изучение педагогических программных средств по своему предмету.Использование электронных изданий
В настоящее время существуетмного специальных программ для использования в качестве средства обучения на уроках истории.
В своей работе я применяю следующие электронные издания:
Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», СД «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, CD «Святая Русь», «Российская символика» и др.
Издания, содержащие познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Петергоф» и др.
Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Например, серия CD «Классика. История России» и др.
Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения. CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
Программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Например, задачи по теме «Смутное время», « Символика РФ» и др.
Электронные учебники. С 1997/98 учебногогодастала использовать на уроках истории в 9,11 классахкомпьютерный (мультимедиа) учебник: CD «История России: XX век» (по учебнику А. Данилова, Л. Косулиной).
-
Электронная почта используется учителем для обмена учебно-методической информацией, учебными творческими работами, информацией в процессе дистанционного обучения и т.п.
4. Использование возможностей Интернета на уроках
Очень удобно использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
5. Интеграция выбранных программ в урок и внеурочную деятельность
Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении истории. Компьютер использую с самыми разными функциям не только на уроках, но и во внеурочной деятельности по предмету. Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию исторической картины мира.
Большинство из моих учащихся имеют персональные компьютеры, владеют компьютерной грамотностью. Поэтому, на своих уроках я имею возможность широко использовать компьютерные технологии, начиная с 5 класса. По программе представляются готовые презентации по различным темам, проверочные интерактивные работы.Учащимся предлагается самостоятельносделать свою презентацию из предложенного материала на определенную тему. Такой вид работы очень нравится детям и используется на всех этапах обучения в школе.
В старшем возрасте учащиеся получают задания на построение различных графиков и диаграмм. Например: в 8 классе на уроках по изучению социального состава населения, экономического развития страны и т.п.
В 10 классе с помощью ИКТ провожу обобщение, повторение и контроль знаний по определенной теме. Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к. это зависит от уровня подготовки класса.Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока
На традиционных уроках истории, компьютер также используется в качестве ТСО для показа видеофрагментов (например, фильмы о Великой Отечественной войне, выступлений политических деятелей и др.).
Ресурсы Internet, диски содержат множество материала, которыйможно использовать и на занятиях элективных курсов.
Так, учащиеся 9 класса по завершении элективных курсов «Азбука права», «Исторический портрет» должны представить реферат по определенной теме, защита которого может сопровождаться демонстрацией презентации.
Помимо уроков, ИКТ также используются во внеурочной деятельности для подготовки исследовательских работ и для защиты учебных проектов в школе, в районе, области.
В течение 15 лет руковожу клубом для старшеклассников «Подросток и закон». На заседаниях клуба также используются ИКТ: презентации, фильмы правового содержания, деловые игры по темам занятий и т.д. Эти пособия углубляют и расширяют знания о законах, формируют моральные качества школьников, используются учащимися как материал для создания исследовательских презентаций по вопросам права.
Результатом работы клуба является копилка творческих работ учащихся, которая используется также на занятиях элективного курса «Азбука права», на уроках истории, обществознания.
В рамках научного общества «Лидер» учащиеся создают проекты, ведут исследовательскую работу по краеведению, результаты которых фиксируются на электронных носителях. При защите на научных конференциях эти работы выглядят намного выигрышней, когда представляются с помощью презентаций.
Ярким примером проекта краеведческой направленности является работа учащегося 11 класса в 2010-2011 учебном году Елкина Эдуарда «Моя малая родина в военное лихолетье». Проект успешно защищен на районной научно-практической конференции и получил самую высокую оценку, а на конференции областного уровня занял 2 место. Сегодня данная работа и презентация к ней используется на уроках истории и в школьном краеведческом музее.
Постепенно накапливается электронный материал по разным темам и классам, который я систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, тренажеры
О том, что данная технология дает положительные результаты, свидетельствует и позитивная динамика успеваемости, и повышение интереса к предмету у учащихся. При ситуации выбора источника информации, 99% учащихся выбирают компьютер.
Использованная литература
1.Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14.
2.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. .// Преподавание истории в школе. 2001 № 8 С.40-46
3. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-614.
4. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
5. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф .В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.
|
|
|