|
24.
|
|
Строение и работа сердца.
|
Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, раскрыть регуляцию сердечной системы.
|
Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости.
|
§22.
|
Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами.
|
Модель сердца, таблицы, рисунки.
|
Зоология.
|
Викторина.
|
|
25.
|
|
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
|
Выяснить причины движения крови и изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии.
|
Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления.
|
§23.
|
Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами.
|
Измерение скорости наполнения ногтевого ложа, измерение пульса.
|
|
Л/р. №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса».
|
|
26.
|
|
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
|
Раскрыть физиологические основы сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии с влиянием курения, потребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
|
Ударный объём, гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.
|
§24.
|
|
Тонометр.
|
Медицина.
|
Л/р. №10 «Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».
|
|
27.
|
|
Первая помощь при кровотечениях.
|
Познакомить учащихся с приемами первой помощи по остановке кровотечений.
|
Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения.
|
§25.
|
Практическая работа «Первая помощь при кровотечениях».
|
Оборудование для практической работы.
|
Медицина.
|
П/р. №1
|
|
28.
|
|
Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».
|
Повторить и обобщить знания детей по теме « Кровеносная система».
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.7. «Дыхательная система» (5 часов).
|
|
29.
|
|
Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.
|
Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава.
|
Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути.
|
§26,27
|
Работа с учебником, таблицей, рисунками
|
|
Медицина и гигиена.
|
Беседа.
|
|
30.
|
|
Значение и механизм дыхания.
|
Раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы. Показать роль кругов кровообращения в газообмене.
|
Легочное и тканевое дыхание, вентиляция легких.
|
§27,28
|
Работа с учебником, таблицей, рисунками
|
Датчики, презентация
|
|
Л/р. №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
|
|
31.
|
|
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
|
Определить роль нервно-гуморальной регуляции дыхания, механизма вдоха и выдоха.
|
Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.
|
§29.
|
Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач.
|
Самодельная модель Дондерса, банка с растопленным снегом, газетный текст, таблицы.
|
Медицина, экология.
|
Фронтальный опрос.
|
|
32.
|
|
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.
|
Показать простейшие приемы самообследования органов дыхания.
|
Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.
|
§30.
|
Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач.
|
Таблица «Первая помощь при травмах органов дыхания»
|
Медицина и гигиена.
|
Карточки.
|
|
33.
|
|
Зачет по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхательная система».
|
Обобщить знания детей об системе дыхания и кровеносной системе, развивать умение анализировать.
|
|
|
|
Тестовая контрольная работа.
|
|
К/р. №3
|
|
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов).
|
|
34.
|
|
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
|
Дать понятие об питании, продуктах питания и питательных веществах: жирах, углеводах, витаминах, воде и минеральных веществах. Об пищеварении, строении и функциях пищеварительной системы, органах пищеварения: пищеварительный канал, и пищеварительные железы.
|
Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания.
|
§30.
|
Работа с учебником, таблицей.
|
Таблицы « Продукты питания», «Органы пищеварения». Презентация
|
Диетология
|
Беседа.
|
|
35.
|
|
Пищеварение в ротовой полости.
|
Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, о пищеварительных железах, пищеварении в ротовой полости.
Объяснить работу пищеварительных ферментов.
|
Уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.
|
§31.
Сообщение о исследованиях И.П. Павлова.
|
Работа с таблицей, инд. Работа по карточкам, работа с учебником.
|
Таблица «Органы пищеварения». Электронный учебник
|
|
Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов слюны на крахмал»
|
|
36.
|
|
Пищеварение в желудке.
|
Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, строение желудка.
|
Уметь давать определение понятию фермент, рефлекс условный и безусловный, объяснять процесс пищеварения в желудке.
|
§32.
|
Работа с учебником, практическая работа стр. 170.
|
|
|
Тест.
|
|
37.
|
|
Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
|
Дать понятие о строении двенадцатиперстной кишки, всасывании питательных веществ в тонком и толстом кишечнике. Аппендиксе.
|
Уметь характеризовать сущность биологического процесса в кишечнике, роли ферментов печени и поджелудочной железы.
|
§33.
|
Работа с учебником и таблицей.
|
Таблица «Строение системы пищеварения».
|
Медицина.
|
С/р.
|
|
38.
|
|
Регуляция деятельности пищеварительной системы.
|
Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения.
|
Уметь характеризовать сущность регуляции пищеварительной системы.
|
§34 Сообщения о профилактики заболеваний органов пищеварения, влияния на них вредных привычек
|
Работа с учебником и таблицей.
|
Таблица «Строение системы пищеварения».
|
Медицина.
|
Фронтальный опрос.
|
|
39.
|
|
Профилактика заболеваний органов пищеварения.
|
Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
|
Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения.
|
§35.
|
Работа с учебником и дополнительным материалом.
|
Видеосюжет.
|
Медицина.
|
Сообщения.
|
|
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа).
|
|
40.
|
|
Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания.
|
Дать понятия об обмене и роле белков, углеводов, жиров. Водно-солевом обмене. О способах определения норм питания.
|
Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращении энергии в организме, как основу жизнедеятельности организма.
|
§36,38.
Сообщение о витаминах.
|
Работа с учебником и таблицей.
|
Таблица «Энергетический обмен».
|
Диетология.
|
Лабораторная работа № 13 «Составление пищеывых рационов в зависимости от энерготрат».
|
|
41.
|
|
Витамины.
|
Дать понятие об витаминах, их роль в организме и содержании в пище. Дать понятие о суточной потребности организма в витаминах, о гипо- и гипервитаминозах и их проявлениях.
|
Уметь называть основные группы витаминов и продуктах, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.
|
§36.
|
Работа с таблицей, учебником.
|
Таблица «Витамины»
|
Диетология.
|
Сообщения.
|
|
42.
|
|
Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система и обмен веществ».
|
Обобщить знания детей о пищеварительной системе.
|
|
|
|
Тестовая работа.
|
|
К/р. № 5
|
|
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).
|
|
43.
|
|
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.
|
Дать понятие об покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы гиподермы.
|
Уметь называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи.
|
§39.
|
Работа с таблицами, текстом учебника.
|
Таблица «Кожа и кожные покровы человека.»
|
Медицина.
|
Викторина.
|
|
44.
|
|
Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей.
|
Дать понятие об теплообразовании, теплоотдачи и терморегуляции организма, о роле кожи в терморегуляции, уходе за кожей, волосами, ногтями. Приемах закаливания.
|
Уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.
|
§39,40,41.
|
Работа с учебником, таблицей.
|
Видеосюжет.
|
|
Фронтальный опрос.
|
|
45.
|
|
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
|
Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики.
|
Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказывать первую помощь при травмах. Ожогах, обморожениях.
|
§40.
|
Работа с учебником, таблицей.
|
Видеосюжет.
|
Медицина.
|
Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
|
|
Тема 2.11. Выделительная система. (1 час).
|
|
46.
|
|
Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
|
Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении. Строении и функции почек.
|
Уметь называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.
|
§42.
|
Работа с таблицей, учебником.
|
Таблица «Органы выделения», видеосюжет.
|
Гигиена и медицина.
|
Карточки.
|
|
|