|
Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека
Тема урока : Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о характерных признаках грибов, особенностях шляпочных грибов, умение работать с текстом учебника. Ознакомить с элементами санитарно-гигиенического воспитания (профилактика отравления грибами).
Оборудование и материалы: таблицы « Шляпочные грибы» , картинки, отражающие строение гриба
Базовые понятия и термины: трубчатые грибы, пластинчатые грибы, шляпка, ножка, кольцо, вольва, общее и частное покрывало, гименефор, гимений, трама, микориза, симбиоз.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Тестовая работа «Общая характеристика грибов»
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа:
1.Какие царства вы знаете?
2.Почему грибы выделены в особое царство? (внешне грибы похожи на бесхлорофильные растения, по неограниченному росту они напоминают растения, НО у них нет крахмала (есть гликоген), очень много белков, есть хитин)
3.Клетки грибов не содержат хлорофилл. Как должны питаться грибы? (гетеротрофно)
Объявление темы урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности строения шляпочных грибов, познакомиться с их разнообразием им жизнедеятельностью.
4. Изучение нового материала.
1. Строение шляпочного гриба
Высшие грибы состоят из грибницы или мицелия. Мицелий состоит из нитей, которые называются гифами. Гифы разделены поперечными перегородками па клетки, в каждой из которых находится ядро. Толщина гиф находится в интервале от 1 до 10, реже до 20 мкм (тысячная доля миллиметра), и увидеть их можно только под микроскопом. Скопление гиф можно описать как паутинистую массу.
На мицелии образуются органы спороношения или как их еще называют плодовые тела, которые находятся над субстратом. Особенности строения плодовых тел имеют большое значение в систематике грибов. По внешним признакам строения плодовых тел можно определить все виды съедобных и не съедобных или ядовитых грибов.
Грибница – основная часть гриба. Состоит их длинных двухядерных клеток. Пенек и шляпка образованы нитями грибницы.
Зачастую на ножке заметно кольцо, а на шляпке – чешуйки – это остатки покрывала, которым гриб окружен в период развития. Рост плодового тела сопровождается разрывом покрывала, а кольцо и чешуйки – это его остатки.
Общее и частное покрывала.
Общее покрывало — образование в виде пленки, целиком покрывающее плодовое тело в начале его развития. После роста гриба общее покрывало разрывается на верхушке, а его остатки находятся на шляпке гриба в виде чешуек , которые остаются или постепенно исчезают . Нижняя часть общего покрывала - вольва сохраняется на ножке: у одних видов — в форме стаканчика или мешковидной формы
Частное покрывало в виде пленки или паутины, прикрывающее нижнюю поверхность шляпки молодого плодового тела. Оно защищает созревающие споры, предотвращает их ранее высыпание. Когда споры достигают зрелости, частное покрывало лопается, его обрывки могут оставаться по краю шляпки или на ножке .
2. Размножение грибов
Грибы размножаются спорами или участками мицелия - вегетативно,
Споры формируются на нижней стороне шляпки, в особом спороносном слое – гименофоре. Сами споры имеют очень малые размеры, легкие, распространяются с помощью ветра.
Гименофор.
С низу на шляпке плотно располагаются трубочки или пластинки, у некоторых видов шипики , похожие на колючки ежа. Эти образования называются гименофором.
Внутренняя поверхность трубочек, наружная поверхность пластинок и шипиков покрыты спороносным слоем (гимением). Трубочки имеют вертикальное положение. Верхней частью они соединяются с нижней поверхности мякоти шляпки, а на нижнем коне имеют поры, через которые споры высыпаются в окружающую среду. Поры трубочек у разных видов грибов имеют разную форму и окраску. Образуется гименофор на траме – бесплодном слое гифов.
Отдельная спора очень мала и не видна невооруженным глазом. Ее можно увидеть только под микроскопом. Крупные скопления спор можно заметить без микроскопа. У грибов больших размеров споры при прорастании дают начало грибным нитям – гифам, которые разрастаясь, превращаются в грибницу, или, мицелий.
Для нормального роста и развития грибов, кроме питательного субстрата, необходимо определенное сочетание других факторов внешней среды. наибольшее значение имеют вода и температура воздуха. . Для большинства шляпочных грибов оптимальная влажность 50—80%. Развитию плодовых тел способствует содержание определенного количества влаги не только в почве, но и в воздухе (85—90%).
Благоприятная температура для разных видов грибов, от +1 до +35°. Для большинства грибов оптимальная температура от + 15 до +25°.
3. Питание грибов
Грибы не содержат хлорофилла, и не способны к фотосинтезу, являясь гетеротрофами . Они потребляют готовые органические вещества. Грибы живут на мертвых и живых субстратах: па почве, растительных остатках, растениях и животных — из них они получают питательные вещества. Грибы, использующие мертвый субстрат, называются сапрофитами, а поселяющиеся на живом субстрате — паразитами. Многие из них в зависимости от условий могут быть и сапрофитами, и паразитами (опенок осенний, зимний гриб и другие).
Очень многие виды шляпочных грибов вступают в сожительство (симбиоз) с высшими древесными растениями. Мицелий грибов оплетает корешки или внедряется в них, образуямикоризу (грибокорень) и получает от растения органические вещества, главным образом углеводы, а также витамины и ростовые вещества. Гриб снабжает дерево водой и минеральными веществами (фосфор, калий, кальций и т. д.), а также азот. Грибы вступают в симбиоз с определенным деревом поэтому встречаются они только там, где есть эти растения. Так, , маслята растут в сосновых лесах, так как они образуют микоризу только с сосной. Другие виды, как белый гриб, растут под дубом, березой, сосной и другими деревьями. Сыроежки тоже являются симбионтами многих древесных пород и поэтому широко распространены в разных типах лесов. Грибы имеют большое значение в жизни леса, оказывая сильное влияние на рост и развитие древесных пород и травянистых растений.
5 . Закрепление и систематизация знаний. Ответить на вопросы стр. 241
6. Подведение итогов урока и домашнее задание: & 55,56 – повторить, 57.
|
|
|