|
Конспект урока технологии (мальчики). 8 класс. Преподаватель Могарь В. П. «Семья и экономика». Цели урока
План конспект урока
технологии (мальчики).
8 класс.
Преподаватель Могарь В.П.
«Семья и экономика».
Цели урока:
Сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе, дать понятие об экономических ресурсах.
Развивать экономическое и правовое мышление.
Воспитывать уважение к членам семьи, взаимную ответственность.
Дидактические материалы: учебники «Технология» 8 класс (под редакцией В.Д.Симоненко), ИКТ - презентация темы.
Содержание урока.
Организационный момент.
Теоретическая часть. Объяснение темы демонстрируя слайды.
Семья и её функции.
Понятие «Экономика».
Экономические ресурсы семьи.
Цели и задачи домашней экономики.
Экономические связи семьи с государством и предприятиями.
Практическая часть. Задания заданы в слайдах.
1.Анализ потребностей и желаний.
2. Составление списка экономических ресурсов семьи.
3. Тестирование.
4. Словарная работа.
Ход урока.
Организационный момент.
Изложение нового материала,
Что мы понимаем под словом «семья»? какие чувства пробуждает у нас это слово? Придумайте синонимы слова «семья».
(ответы учащихся)
Семья – это тепло, уют, взаимопонимание, чуткость и любовь. Каждый из нас в семье играет множество ролей, отличающихся друг от друга. Я – сын, внук, брат, муж, отец, зять, тесть, свекор. Но я и школьник, ученик, хозяин, покупатель, повар, строитель, агроном и так далее.
А может быть такая ситуация, когда я в своей семье только гость?
(ответы учащихся)
Попытайтесь дать определение слову «семья».
Вот как в разных словарях определяют значение этого слов.
Семья :
- группа живущих вместе близких родственников (С.И. Ожегов);
- основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта (Краткий энциклопедический словарь Б.В. Лашов);
- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью (Большой энциклопедический словарь)семейные юридические нормы объединены в Семейном кодексе РФ. Который принят в новой редакции в 2002 году.
Для чего создается семья?
(ответы учащихся)
Цели создания семьи могут быть разными:
(слайд презентации)
- обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни;
- реализовать свои творческие способности;
- прожить безбедно в своё удовольствие;
- накопить побольше денег и дорогих вещей;
- прожить тихо, скромно, в любви и согласии, внимании друг к другу;
- вырастить и воспитать детей, дать им образование.
Исходя из целей создания семьи, можно определить следующие её функции:
1) Репродуктивная функция – рождение детей. Существуют семьи, имеющие одного, двух, трех и более детей. Семья, имеющая трех и более детей, в нашей стране называется многодетной. Государство поддерживает семьи, имеющие детей, и проводит в отношении их определенную политику. Социальные программы предусматривают выплату денежных пособий; полностью или частично оплачиваемое жильё, коммунальные услуги, питание младенцев, школьные обеды, оплата детских садов, медицинское обслуживание, социальные пенсии и тому подобное.
2) Воспитательная функция регулирует отношения между членами семьи, удовлетворяет членов семьи в общении и взаимопонимании, контролирует оказание взаимопомощи.
3) Экономическая функция – одна из основных функций семьи.
Что может в себя включать экономическая функция?
(ответы учащихся)
-организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства;
- финансовая деятельность;
- накопление имущества и обеспечение его наследования;
- трудовое воспитание и профессиональная ориентация;
- формирование качеств хозяина.
Что же такое «экономика»?
Понятие «экономика» первым дал великий ученый Древней Греции Аристотель и переводится дословно «законы хозяйства». Экономика семьи – это законы ведения домашнего хозяйства. Во все времена в обеспеченных семьях служили экономки, которые помогали разумно вести домашнее хозяйство. В большинстве наших семей в роли экономки выступает один из членов семьи, чаще – это мама.
В чём же заключается разумность ведения домашнего хозяйства?
(ответы учащихся)
- в удовлетворении желаний членов семьи;
- в рациональном использовании денежных средств.
Желание – это то, что нам хочется.
Но существуют еще и потребности, без которых человеку не прожить, их называют основными потребностями. Потребности – это нужда, необходимость (С.И.Ожегов).
Что бы вы отнесли к потребностям? (ответы учащихся)
Следует различать потребности материальые и духовные. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде, лечении. К духовным относятся потребность в общении, знаниях, культуре, искусстве. Но желания человека бесконечны.
Задание. Проанализировав таблицу, разделите потребности и желания на два столбика.
(обсуждение результатов)
Как сделать так, чтобы наши потребности и желания могли исполниться? Для этого каждая семья располагает определёнными ресурсами.
Ресурсы – это запасы, источники средств, возможности (С.И.Ожегов)
Основное богатство семьи – это человек с его знаниями, умениями и природой, что его окружает. К экономическим ресурсам относятся:
- трудовые ресурсы;
-производственные ресурсы;
- природные ресурсы.
Примеры экономических ресурсов семьи.
Задание. Составьте список экономических ресурсов вашей семьи. Результаты внесите в таблицу в тетради.
Виды экономических ресурсов семьи
Трудовые
|
Производственные
|
природные
|
|
|
|
(обсуждение результатов)
Проанализировав таблицу, ответьте:
Экономических ресурсы вашей семьи бесконечны или ограничены?
(ответы учащихся)
Задание. Решите тест:
1. ограниченность семейных ресурсов – это проблема, которая …
А) существует только в бедных странах;
Б) есть у всех людей общества;
В) никогда не возникает у богатых людей.
2. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, они , вероятно, имеют в виду ..
А) создание сбережений;
Б) извлечение максимума из того, что имеется в наличии;
В) необходимость тратить как можно меньше.
(обсуждение результатов)
Таким образом, заметно противоречие. С одной стороны – потребности и желания людей безграничны, а с другой – ресурсы для их удовлетворения ограничены или редки. Следовательно, главная цель домашней экономики:
Максимальное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Так как человек – существо социальное, то и семья находиться в окружении других семей. Она связана с государством, предприятиями и фирмами.
Каким образом? (ответы учащихся)
Задание. Чтение учебника Технологии, 8 класс, стр.11, *2, 2 абзац до схемы.
Задание. (Словарная работа)
Семья выполняет важнейшую ___________ функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного ______, но и решают важные _________. семья находится в постоянных связях ______ и _______ . она является важнейшим поставщиком для ________ и __________ своих ресурсов (_________)
Слова для справок: экономическая, государственные органы, трудовые ресурсы, предприятия, фирмы, проживание, экономические задачи, государство, производственные ресурсы.
Закрепление новых знаний:
- Что такое «семья»?
- Продолжите предложение: Домашняя экономика – это ________.
- Какова главная цель домашней экономики?
- Назовите экономические ресурсы вашей семьи.
Домашнее задание.
Учебник *1,2,3 стр. 7-16, принести упаковки с товарными ярлыками, руководство по эксплуатации.
|
|
|