Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия - 561 час, самостоятельная работа - 429 часов.
Вид учебной
работы, аттестации, учебной нагрузки
|
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
|
Всего часов
|
Классы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Полугодия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Аудиторные занятия
|
48
|
51
|
48
|
51
|
48
|
51
|
64
|
68
|
64
|
68
|
561
|
Самостоят работа
|
32
|
34
|
32
|
34
|
32
|
34
|
48
|
51
|
48
|
51
|
429
|
Максим.
учебная
нагрузка
|
80
|
85
|
80
|
85
|
80
|
85
|
112
|
119
|
112
|
119
|
990
|
Вид
Промежут. аттестации
|
|
зачет
|
|
зачет
|
|
зачет
|
|
экзамен
|
|
зачет
|
|
Сведения о затратах учебного времени и графике
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет:
1 - 3 классы - по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы - по 4 часа в неделю;
1 - 2 классы - по 2 часа в неделю
3 классы - по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа , выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.),
участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах социально значимых и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
-освоение терминологии предмета «Рисунок»;
-приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
-формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
-приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
-формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности,
фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса;
диагностический комплекс.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Данные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд ,учебный кабинет укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по рисунку оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, возможны другие задания , авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к
изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.