|
Панорама инновационного педагогического опыта: «Педагогическая мастерская»
Панорама инновационного педагогического опыта:
«Педагогическая мастерская»
«Я мыслю - значит , я существую».
Декарт
В последние годы в образовательной практике появился новый жанр - инновационная технология «мастерская». Урок-мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах; единственным условием является творчество.
В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали только в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге
Цель пед. мастерской: ввести своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему, научить детей ставить проблемы и творчески искать ответ, воспитать уверенность в своих способностях.
Технология педагогических мастерских, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
Основные этапы мастерской:
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию ( проблемная ситуация, вопрос). В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Индукция-это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Самоконструкция- индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция- построение, создание результата группой.
Социализация-всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано и обсуждено. Социализация может быть групповой или индивидуальной.
Разрыв- углубление в проблему, поиск ответов, сверке нового знания с литературным и научным источником.
Рефлексия- отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы.
Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть выбраны такие темы, которые необходимы не только каждому ребёнку, но и каждому взрослому. Они всепредметны. Данную форму можно использовать и при проведении классных часов, и при проведении повышения квалификации учителей.
Хотя технология педагогической мастерской для меня является инновационной, но она уже позволила добиться высоких результатов в обучении по предметам, особенно по литературе.
Позитивная динамика качества знаний учащихся одного
класса по литературе за период с 2011-2013 уч.год
Предмет
Литература
|
2011/2012
5 класс
|
2012/2013
6 класс
|
Прирост за 2 года
|
64, 3%
|
76%
|
2,7%
|
В конкурсе «Учитель года-2013» одним из наиболее важных этапов , на мой взгляд, был «Урок», где мы показывали себя как учителя. Сейчас я предлагаю провести небольшую пед.мастерскую по теме «Урок», цель которой -осмысление современного понятия «урок».
-Произнесите мысленно (спокойно) слово Урок. Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? ( радость, успех учитель, ученик, рок, учитель,…-работа с залом). Я прошу Вас записывать все ассоциации с этим словом, произнесённые залом.
-Давайте составим СС с этим словом(работа с залом, запись понравившихся, наиболее ярких СС)дать урок, усвоить урок, урок в структуре ФГОС, урок знаний, жизненный урок.
-Какой вы представляете цвет, когда слышите слово «урок»?(запись на листочках)
-Прочитайте цитаты об уроке, выпишите из них те слова и СС, которые вас «зацепили», понравились.
Урок- учебный час, посвящённый отдельному предмету.(Ожегов С.И.)
Урок - основная форма учебного процесса в современной школе ( Большая Советская энциклопедия)
"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".(В.А.Сухомлинский)
-самоконструкция.( творческая работа): составьте и запишите своё определение слова «урок» из любых записанных вами слов и СС
-социализация. Чтение вслух творческих работ.
-рефлексия: какое слово вы уносите из моей мастерской по теме «урок»( творчество, радость, успех, счастье)
-пожелания: Дорогие мои коллеги! Желаю, чтобы Ваши уроки приносили только радость. Успех, удовлетворение, счастье.
Благодарю за внимание.
_______________________________________________________________________
|
|
|