|
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, на основе программы «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Цель рабочей программы «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
Занятия в первом классе имеют пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Отличительная особенность этой программы и всего учебно-методического комплекса – включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.
Зрительный ряд выполняет функцию эмоцонально – эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Виды музыкальной деятельности на уроке по этой программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Это хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого дети учатся размышлять о музыке; импровизировать(речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация); писать небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах. В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений; выполняют эскизы к костюмам и декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям.
Урок музыки – урок искусства, нравственно – эстетической основой которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.
Методы музыкального образования и воспитании:
-
Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;
Интонационно – стилевое постижение музыки;
Эмоциональная драматургия;
Концентричность организации музыкального материала;
«забегание вперёд» и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
Игры;
Художественный контекст (выход за пределы музыки).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
В рамках регионального компонента предусмотрено расширение содержания некоторых тем программ. Это позволяет учителям музыки не выходить за рамки программного материала.
Тема: Россия-Родина моя: песня о Юсьве
Тема: О России петь, что стремиться в храм: Знакомство с устным народным творчеством
Тема: Гори, гори ясно: Игры и обряды в календарных праздниках коми-пермяков
Тема: Музыка и ты: знакомство с устным народным творчеством коми-пермяков, сказки, легенды, заклички, игры.
Благодаря внедрению регионального компонента в учебный процесс могут быть достигнуты следующие цели:
-
приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации по месту рождения и проживания;
понимание детьми широкого круга явлений с позиции диалога культур, характерных для родного региона;
Развитие творческого потенциала школьников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
-
Воспитание чувства гордости за землю, на которой они живут, чувство уважения к истории нашего края.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 34 часа
Количество часов за год в первом классе: 33 часа
|
|
|