|
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2014-2015 учебного года.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся.
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- анализ эпизода
- синквейн
- реферат
- сообщение
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов: всего– 68 часов; в неделю – 2 часа
Распределение учебных часов по разделам
Введение - 1 час;
Устное народное творчество – 3 часа;
Из древнерусской литературы -2 часа;
Из русской литературы 18 века – 5 часов;
Из русской литературы 19 века – 30 часов;
Из русской литературы 20 века – 21 час;
Из зарубежной литературы - 5 часов;
Итоговые уроки – 1 час.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.
Литература.8 класс. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Ерохина Е.Л. – М.:Интеллект-центр, 2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
|
Даты
|
Раздел/ тема
|
Часы:
|
Корректировка программы
|
|
1 четверть
|
|
Введение
|
1
|
|
1
|
|
1.Вводный урок. Русская литература и история.
|
1
|
|
|
|
Устное народное творчество
|
3
|
|
2
|
|
2.УНТ. Особенности фольклора. Народные песни. Частушки.
|
1
|
|
3
|
|
3.Предание как фольклорный жанр. Предание «О покорении Сибири Ермаком».
|
1
|
|
4
|
|
4.Предание о Пугачеве. История и вымысел.
|
1
|
|
|
|
Древнерусская литература
|
2
|
|
5
|
|
5.ДРЛ. Житие как особый жанр: сочетание биографизма и религиозности. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
|
1
|
|
6
|
|
6.Жанр светской повести в ДРЛ. Повесть «Шемякин суд».
|
1
|
|
|
|
Из русской литературы XVIII века
|
5
|
|
7
|
|
7.Классицизм в литературе.
|
1
|
|
8
|
|
8.Д.И. Фонвизин: очерк жизни и творчества. Комедии «Бригадир» и «Недоросль».
|
1
|
|
9
|
|
9.Проблемы гражданственности в комедии «Недоросль»: воспитание и обучение дворян.
|
1
|
|
10
|
|
10.«Недоросль» - комедия нравов.
|
1
|
|
11
|
|
11.Р/р Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
1
|
|
|
|
Из русской литературы XIX века
|
30
|
|
12
|
|
12.И.А. Крылов: басни с исторической тематикой. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
|
1
|
|
13
|
|
13.Мир басен И.А. Крылова. Урок-викторина.
|
1
|
|
14
|
|
14.Историческая тематика в творчестве К.Ф. Рылеева. Дума как жанр русской литературы.
|
1
|
|
15
|
|
15.А.С. Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Анализ стихотворений «Туча», «19 октября».
|
1
|
|
16
|
|
16.Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).
|
1
|
|
17
|
|
17.Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».
|
1
|
|
18
|
|
18.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева (1-2 главы).
|
1
|
|
19
|
2 четверть
|
|
1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы).
|
1
|
|
20
|
|
2.Падение Белогорской крепости. Образ капитана Миронова и Василисы Егоровны (6-7 главы).
|
1
|
|
21
|
|
3.Образ Емельяна Пугачева в повести. Отношение автора, рассказчика и читателя к герою, к народной войне (8-12 главы).
|
1
|
|
22
|
|
4.Лирическая линия в повести. Спасение Маши Мироновой из крепости. Великодушие Пугачева.
|
1
|
|
23
|
|
5.Р/р Сочинение-рассуждение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
|
1
|
|
24
|
|
6.М.Ю. Лермонтов: слово о поэте. Романтизм в литературе.
|
1
|
|
25
|
|
7.Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Образ главного героя.
|
1
|
|
26
|
|
8.Романтическое двоемирие в поэме. Романтический идеал свободы. Трагедия главного героя.
|
1
|
|
27
|
|
9.Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести» - отражение российской действительности. Трагедия маленького человека в повести «Шинель».
|
1
|
|
28
|
|
10.Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Символ и гротеск в повести.
|
1
|
|
29
|
|
11.Образ маленького человека в русской литературе: урок-викторина.
|
1
|
|
30
|
|
12.Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Афиша. Комментированное чтение эпизодов.
|
1
|
|
31
|
|
13.Есть ли в комедии «Ревизор» положительные герои? Урок-дискуссия.
|
1
|
|
32
|
|
14.М.Е. Салтыков-Щедрин: слово о писателе. «История одного города» (отрывки).
|
1
|
|
33
|
3 четверть
|
|
1.«История одного города» как сатирическое произведение.
|
1
|
|
34
|
|
2.Художественный мир повестей Н.С. Лескова. Повесть «Старый гений».
|
1
|
|
35
|
|
3.Нравственные проблемы в повести «Старый гений». Н.С. Лесков и его герои, отношение к России.
|
1
|
|
36
|
|
4.Л.Н. Толстой: личность и судьба писателя.
|
1
|
|
37
|
|
5.«После бала»: контраст и диссонанс в рассказе, параллелизм композиции.
|
1
|
|
38
|
|
6.Автор и повествователь в рассказе «После бала». Анализ эпизода.
|
1
|
|
39
|
|
7.Р/р Анализ эпизода рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
|
1
|
|
40
|
|
8.А.П. Чехов: представления писателя об историзме. Рассказ «О любви»
|
1
|
|
41
|
|
9.Поэзия родной природы. Урок выразительного чтения.
|
1
|
|
|
|
Из литературы ХХ века.
|
21
|
|
42
|
|
10.И.А. Бунин: историческая тематика в творчестве писателя. Рассказ «Кавказ».
|
1
|
|
43
|
|
11.Природа и человек в рассказе «Кавказ».
|
1
|
|
44
|
|
12.А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в рассказе «Куст сирени».
|
1
|
|
45
|
|
13.Сравнительная характеристика главных героев рассказа «Куст сирени».
|
1
|
|
46
|
|
14.А.А. Блок: символизм и историческая тематика в творчестве поэта.
|
1
|
|
47
|
|
15.А.А. Блок «На поле Куликовом». Анализ поэтического цикла.
|
1
|
|
48
|
|
16.Р/р Анализ поэтического текста. Стихотворение А.А. Блока «Родина».
|
1
|
|
49
|
|
17.С.А. Есенин «Пугачев» - поэма с исторической тематикой.
|
1
|
|
50
|
|
18.И.С. Шмелев: очерк жизни и творчества. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор».
|
1
|
|
51
|
|
19.М.М. Зощенко «История болезни». Анализ художественного текста.
|
1
|
|
52
|
|
20.Тэффи «Жизнь и воротник». Роль вещи в жизни человека.
|
1
|
|
53
|
4 четверть
|
|
1.М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастического и реального в рассказе.
|
1
|
|
54
|
|
2.Урок-викторина по теме «Писатели улыбаются».
|
1
|
|
55
|
|
3.Судьба А.П. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение».
|
1
|
|
56
|
|
4.Смысл заглавия рассказа «Возвращение». Образ главного героя в рассказе.
|
1
|
|
57
|
|
5.Великая Отечественная война в русской лирике ХХ века. А.Т. Твардовский.
|
1
|
|
58
|
|
6.Песни огненных лет. Урок выразительного чтения.
|
1
|
|
59
|
|
7.В.П. Астафьев: очерк жизни и творчества. «Последний поклон»: рассказ «Фотография, на которой меня нет».
|
1
|
|
60
|
|
8.Мечты и реальность военного детства в рассказах В.П. Астафьева.
|
1
|
|
61
|
|
9.Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
|
1
|
|
62
|
|
10.Поэты русского зарубежья: особенности тематики творчества.
|
1
|
|
|
|
Из зарубежной литературы
|
6
|
|
63
|
|
11.У. Шекспир. Великие трагедии. «Ромео и Джульетта».
|
1
|
|
64
|
|
12.Трагедия любви и обреченности героев в «Ромео и Джульетте». Сонеты.
|
1
|
|
65
|
|
13.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
|
1
|
|
66
|
|
|
14.Дж. Свифт: очерк жизни и творчества. История создания «Путешествия…»
|
1
|
|
67
|
|
|
15.В. Скотт «Айвенго»: очарование рыцарства
|
1
|
|
68
|
|
|
16.Итоговый урок.
|
1
|
|
|
|
|