Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 142.96 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 21.02.2016
Размер 142.96 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка.
            Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.

           Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

           Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума,  Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

           Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2014-2015 учебного года.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Формы и средства контроля образовательных результатов  обучающихся.

- сочинение на литературную тему

- выразительное чтение наизусть

- монологический устный ответ

- анализ эпизода

- синквейн

- реферат

- сообщение
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

 

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов: всего– 68 часов; в неделю – 2 часа

Распределение учебных часов по разделам

  1. Введение  - 1 час;

  2. Устное народное творчество – 3 часа;

  3. Из древнерусской литературы  -2 часа;

  4. Из русской литературы 18 века – 5 часов;

  5. Из русской литературы 19 века – 30  часов;

  6. Из русской литературы 20 века – 21 час;

  7. Из зарубежной литературы  - 5 часов;

  8. Итоговые уроки – 1 час.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

  2. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.

  3. Литература.8 класс. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Ерохина Е.Л. – М.:Интеллект-центр, 2013.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п




Даты


Раздел/ тема

Часы:

Корректировка программы




1 четверть




Введение

1




1




1.Вводный урок. Русская литература и история.

1










Устное народное творчество

3




2




2.УНТ. Особенности фольклора. Народные песни. Частушки.

1




3




3.Предание как фольклорный жанр. Предание «О покорении Сибири Ермаком».

1




4




4.Предание о Пугачеве. История и вымысел.

1










Древнерусская литература

2




5




5.ДРЛ. Житие как особый жанр: сочетание биографизма и религиозности. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1




6




6.Жанр светской повести в ДРЛ. Повесть «Шемякин суд».

1










Из русской литературы XVIII века

5




7




7.Классицизм в литературе.

1




8




8.Д.И. Фонвизин: очерк жизни и творчества. Комедии «Бригадир» и «Недоросль».

1




9




9.Проблемы гражданственности в комедии «Недоросль»: воспитание и обучение дворян.

1




10




10.«Недоросль» - комедия нравов.

1




11




11.Р/р Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1










Из русской литературы XIX века

30




12




12.И.А. Крылов: басни с исторической тематикой. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».


1




13




13.Мир басен И.А. Крылова. Урок-викторина.

1




14




14.Историческая тематика в творчестве К.Ф. Рылеева. Дума как жанр русской литературы.

1




15




15.А.С. Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Анализ стихотворений «Туча», «19 октября».

1




16




16.Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

1




17




17.Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».

1




18




18.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева (1-2 главы).

1




19

2 четверть




1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы).

1




20




2.Падение Белогорской крепости. Образ капитана Миронова и Василисы Егоровны (6-7 главы).

1




21




3.Образ Емельяна Пугачева в повести. Отношение автора, рассказчика и читателя к герою, к народной войне (8-12 главы).

1




22




4.Лирическая линия в повести. Спасение Маши Мироновой из крепости. Великодушие Пугачева.

1




23




5.Р/р Сочинение-рассуждение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1




24




6.М.Ю. Лермонтов: слово о поэте. Романтизм в литературе.

1




25




7.Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Образ главного героя.

1




26




8.Романтическое двоемирие в поэме. Романтический идеал свободы. Трагедия главного героя.

1




27




9.Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести» - отражение российской действительности. Трагедия маленького человека в повести «Шинель».

1




28




10.Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Символ и гротеск в повести.

1




29




11.Образ маленького человека в русской литературе: урок-викторина.

1




30




12.Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Афиша. Комментированное чтение эпизодов.

1




31




13.Есть ли в комедии «Ревизор» положительные герои? Урок-дискуссия.

1




32




14.М.Е. Салтыков-Щедрин: слово о писателе. «История одного города» (отрывки).

1




33

3 четверть




1.«История одного города» как сатирическое произведение.

1




34




2.Художественный мир повестей Н.С. Лескова. Повесть «Старый гений».

1




35




3.Нравственные проблемы в повести «Старый гений». Н.С. Лесков и его герои, отношение к России.

1




36




4.Л.Н. Толстой: личность и судьба писателя.

1




37




5.«После бала»: контраст и диссонанс в рассказе, параллелизм композиции.

1




38




6.Автор и повествователь в рассказе «После бала». Анализ эпизода.

1




39




7.Р/р Анализ эпизода рассказа Л.Н. Толстого «После бала».


1




40




8.А.П. Чехов: представления писателя об историзме. Рассказ «О любви»

1




41




9.Поэзия родной природы. Урок выразительного чтения.

1










Из литературы ХХ века.

21




42




10.И.А. Бунин: историческая тематика в творчестве писателя. Рассказ «Кавказ».

1




43




11.Природа и человек в рассказе «Кавказ».

1




44




12.А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в рассказе «Куст сирени».

1




45




13.Сравнительная характеристика главных героев рассказа «Куст сирени».

1




46




14.А.А. Блок: символизм и историческая тематика в творчестве поэта.

1




47




15.А.А. Блок «На поле Куликовом». Анализ поэтического цикла.

1




48




16.Р/р Анализ поэтического текста. Стихотворение А.А. Блока «Родина».

1




49




17.С.А. Есенин «Пугачев» - поэма с исторической тематикой.

1




50




18.И.С. Шмелев: очерк жизни и творчества. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор».

1




51




19.М.М. Зощенко «История болезни». Анализ художественного текста.

1




52




20.Тэффи «Жизнь и воротник». Роль вещи в жизни человека.

1




53

4 четверть




1.М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастического и реального в рассказе.

1




54




2.Урок-викторина по теме «Писатели улыбаются».

1




55




3.Судьба А.П. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение».

1




56




4.Смысл заглавия рассказа «Возвращение». Образ главного героя в рассказе.

1




57




5.Великая Отечественная война в русской лирике ХХ века. А.Т. Твардовский.

1




58




6.Песни огненных лет. Урок выразительного чтения.

1




59




7.В.П. Астафьев: очерк жизни и творчества. «Последний поклон»: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1




60




8.Мечты и реальность военного детства в рассказах В.П. Астафьева.

1




61




9.Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.


1




62




10.Поэты русского зарубежья: особенности тематики творчества.


1










Из зарубежной литературы

6




63




11.У. Шекспир. Великие трагедии. «Ромео и Джульетта».

1




64




12.Трагедия любви и обреченности героев в «Ромео и Джульетте». Сонеты.

1




65




13.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1




66







14.Дж. Свифт: очерк жизни и творчества. История создания «Путешествия…»

1




67







15.В. Скотт «Айвенго»: очарование рыцарства

1




68







16.Итоговый урок.

1