|
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта
государственное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение реализующее образовательные
программы дошкольного образования – «Детский сад»,
расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22
Создание психолого-педагогических условий
для развития проектной деятельности у старших дошкольников
на примере педагогического проекта
«Сказка — как источник творчества детей.
Составитель
Васильева Марина Анатольевна,
воспитатель СП ГБОУ СОШ №5
г. Сызрань Самарской области.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.
С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности, создавать условия для презентации проектов.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Предметно-пространственная среда для развития проектной деятельности должна стимулировать детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Педагогический проект «Сказка — как источник творчества детей.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В.А. Сухомлинский.
Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он - живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.
Актуальность проблемы. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. В результате был создан проект «Сказка — как источник творчества детей.
Проект основан на педагогических принципах:
• сотворчество детей и взрослых;
• самодеятельность детей;
• деятельностный подход;
• учёт возрастных и индивидуальных
• особенностей детей;
• актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;
• взаимосвязь педагогического процесса
• с окружающей средой или социумом.
Цели проекта:
Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи проекта:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие творческого потенциала;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
Развитие умения сочинять сказки;
Уметь работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;
Создание «Сборника сказок»
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности- творческий
По предметно- содержательной области – литературный
По количеству участников проекта- коллективный
По времени проведения- долгосрочный
Форма представления проекта- книга « Сборник сказок», созданная педагогами, воспитанниками и родителями
Планируемый результат проекта:
развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
словотворчество детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ОУ, родители.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта
Воспитатель по ИЗО-деятельности:
проводит образовательную деятельность в ИЗОстудии «Радуга» (рисование, лепка) по темам сказок, изучаемых в группах;
дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;
-
оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;
проводит практикумы с родителями: «Рисуем сказку, играя».
Музыкальный руководитель:
проводит образовательную деятельность по музыкальному развитию, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.
Педагог-психолог:
изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;
проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
проводит тренинговые игры и упражнения по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;
использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;
-
даёт рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;
оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).
Инструктор по физическому воспитанию:
проводит утреннюю гимнастику, образовательную деятельность по физическому развитию;
дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.
Старшая медицинская сестра:
проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;
проводит уроки Айболита по сказкам
Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми: это интегрированная НОД, дополнительное образование, конкурсы литературного творчества, использование книжек-самоделок, иллюстрирование знакомых произведений народного творчества, авторских сказок, викторины, праздники, конкурсы по произведениям народного и авторского творчества, сотворчество детей и родителей, импровизация и драматизация сказок, самостоятельная художественная деятельность, активное посещение детской библиотеки, игры- путешествия.
Этапы проекта
1. Подготовительный
Формируется проблема
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задачи
2. Организационный
Объединение детей по группам
распределение обязанностей
3. Технологический
Педагог оказывает практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. У детей - формируются знания, умений и навыки.
4. Презентационный
Продукт деятельности готовят к презентации
Дети представляют продукт деятельности
Материально-методическое обеспечение проекта. В ходе реализации проекта создана развивающая предметная среда:
-
Уголок книги в соответствии с возрастом детей;
Картотека информационных материалов;
Разработаны планы- конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии развлечений и викторин.
Настольный театр по сказкам.
Пальчиковый театр по сказкам
Театральная студия.
Занятия кружка «Сказки добрые друзья».
Выставка рисунков и поделок по сказкам.
Картинная галерея «Мир сказок».
Ежедневный выпуск информационных листов «Что читаем в группе», «Поучите вместе с нами».
Созданы книжеки- самоделоки: «Новые приключения колобка», «Сказка на новый лад», «Сказочное попурри».
Иллюстрированы новые сказоки и придуманные в сотворчестве детей и взрослых.
Созданы коллажи «По дорогам сказок».
Подобраны игры «Пазлы и кубики», «разрезные картинки» по сказкам.
Созданы костюмы для импровизации сказок
Созданы кроссворды, ребусы, головоломки, схемы, пиктограммы.
При взаимодействии с родителями использованы Информационно-аналитические формы: Анкетирование родителей. Встреча с родителями на тему «Как вызвать у детей желание слушать сказки», «Чтение вслух – как способ приобщения ребёнка к литературе».
Консультации: «Чтение начинается с колыбели».«Как рассказывать детям сказки». Консультация психолога: «Как научить управлять своими эмоциями». Практические семинары: «Литературный театр дома», Вечер «Семейного чтения» (обсуждение прочитанного, обмен опытом).
Наглядно – информационное сотрудничество: «Что и как читать детям дома», «Произведения, развивающие литературный и художественный вкус».
«Учим стихи вместе». «Книги-новинки». Клуб «Семейного чтения» (на базе библиотеки), литературная викторина для родителей «Мир сказок», составление кроссвордов , ребусов, загадок схем, пиктограмм по мотивам русских народных сказок.
Родительская помощь: в приобретении оборудования для свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.). в подготовке к праздникам, показам и драматизациям сказок (пошив костюмов и т.д.). в оборудовании и обновлении Центра «Сказок». в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
Совместное творчество: участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: “Новогодние чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой. Участие в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Организация выставок творческих работ детей.
Диагностический инструментарий. Результативность деятельности подтверждается специально организованными исследованиями. Составлена таблица с перечнем критериев: 1. Внимательно и заинтересованно слушать сказку. 2. Умение рассказывать о своём отношении к поступкам героев. 3. Развитие творческих способностей в создании сказочных образов. 4. Умение рассказывать свои любимые сказки. Придумывание каких – либо изменений в содержании сказки.
По результатам стартовой диагностики, высокий уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) логическими операциями составил – 15 %; средний уровень – 20 %; низкий уровень – 65 %.
В мае 2014 г. была проведена итоговая диагностика: высокий уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями составил – 45 %; средний уровень – 40 %; низкий уровень – 15 %.
Показателем эффективности данного проекта также явилось проведение Презентации проекта и создание сборника сказок в мае 2014 года. Литературно-творческая деятельность раскрывает личность каждого воспитанника. У детей увеличивается словарный запас, появляется желание узнать значение непонятных слов и употреблять их в речи;
речь становится развернутой, осмысленной и эмоциональной;
ребята чувствуют себя взрослее.
|
|
|