Главная страница

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта


Скачать 95.65 Kb.
Название Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта
Дата 14.02.2016
Размер 95.65 Kb.
Тип Документы

государственное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение реализующее образовательные

программы дошкольного образования – «Детский сад»,

расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22


Создание психолого-педагогических условий

для развития проектной деятельности у старших дошкольников

на примере педагогического проекта

«Сказка — как источник творчества детей.


Составитель

Васильева Марина Анатольевна,

воспитатель СП ГБОУ СОШ №5

г. Сызрань Самарской области.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.

С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности, создавать условия для презентации проектов.

С целью развития проектной деятельности педагоги должны:

• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;

• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

Предметно-пространственная среда для развития проектной деятельности должна стимулировать детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Педагогический проект «Сказка — как источник творчества детей.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В.А. Сухомлинский.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он - живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.

Актуальность проблемы. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. В результате был создан проект «Сказка — как источник творчества детей.

Проект основан на педагогических принципах:

• сотворчество детей и взрослых;

• самодеятельность детей;

• деятельностный подход;

• учёт возрастных и индивидуальных

• особенностей детей;

• актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

• взаимосвязь педагогического процесса

• с окружающей средой или социумом.
Цели проекта:

Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи проекта:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие творческого потенциала;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие эмоционально - ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

Развитие умения сочинять сказки;

Уметь работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;

Создание «Сборника сказок»
Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности- творческий

По предметно- содержательной области – литературный

По количеству участников проекта- коллективный

По времени проведения- долгосрочный
Форма представления проекта- книга « Сборник сказок», созданная педагогами, воспитанниками и родителями
Планируемый результат проекта:

  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;

  • ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

  • словотворчество детей.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ОУ, родители.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта

Воспитатель по ИЗО-деятельности:

  • проводит образовательную деятельность в ИЗОстудии «Радуга» (рисование, лепка) по темам сказок, изучаемых в группах;

  • дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;

  • оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;

  • проводит практикумы с родителями: «Рисуем сказку, играя».

Музыкальный руководитель:

  • проводит образовательную деятельность по музыкальному развитию, праздники и развлечения с детьми по сказкам;

  • способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;

  • оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;

  • осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Педагог-психолог:

  • изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;

  • проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;

  • проводит тренинговые игры и упражнения по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;

  • использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;

  • даёт рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;

  • оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).


Инструктор по физическому воспитанию:

  • проводит утреннюю гимнастику, образовательную деятельность по физическому развитию;

  • дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;

  • совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;

  • участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.


Старшая медицинская сестра:

  • проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);

  • дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;

  • проводит уроки Айболита по сказкам

Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми: это интегрированная НОД, дополнительное образование, конкурсы литературного творчества, использование книжек-самоделок, иллюстрирование знакомых произведений народного творчества, авторских сказок, викторины, праздники, конкурсы по произведениям народного и авторского творчества, сотворчество детей и родителей, импровизация и драматизация сказок, самостоятельная художественная деятельность, активное посещение детской библиотеки, игры- путешествия.

Этапы проекта

1. Подготовительный

Формируется проблема 

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задачи

2. Организационный

Объединение детей по группам

распределение обязанностей

3. Технологический

Педагог оказывает практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. У детей - формируются знания, умений и навыки.

4. Презентационный

Продукт деятельности готовят к презентации

Дети представляют продукт деятельности
Материально-методическое обеспечение проекта. В ходе реализации проекта создана развивающая предметная среда:

  • Уголок книги в соответствии с возрастом детей;

  • Картотека информационных материалов;

  • Разработаны планы- конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии развлечений и викторин.

  • Настольный театр по сказкам.

  • Пальчиковый театр по сказкам

  • Театральная студия.

  • Занятия кружка «Сказки добрые друзья».

  • Выставка рисунков и поделок по сказкам.

  • Картинная галерея «Мир сказок».

  • Ежедневный выпуск информационных листов «Что читаем в группе», «Поучите вместе с нами».

  • Созданы книжеки- самоделоки: «Новые приключения колобка», «Сказка на новый лад», «Сказочное попурри».

  • Иллюстрированы новые сказоки и придуманные в сотворчестве детей и взрослых.

  • Созданы коллажи «По дорогам сказок».

  • Подобраны игры «Пазлы и кубики», «разрезные картинки» по сказкам.

  • Созданы костюмы для импровизации сказок

  • Созданы кроссворды, ребусы, головоломки, схемы, пиктограммы.


При взаимодействии с родителями использованы Информационно-аналитические формы: Анкетирование родителей. Встреча с родителями на тему «Как вызвать у детей желание слушать сказки», «Чтение вслух – как способ приобщения ребёнка к литературе».

Консультации: «Чтение начинается с колыбели».«Как рассказывать детям сказки». Консультация психолога: «Как научить управлять своими эмоциями». Практические семинары: «Литературный театр дома», Вечер «Семейного чтения» (обсуждение прочитанного, обмен опытом).

Наглядно – информационное сотрудничество: «Что и как читать детям дома», «Произведения, развивающие литературный и художественный вкус».

«Учим стихи вместе». «Книги-новинки». Клуб «Семейного чтения» (на базе библиотеки), литературная викторина для родителей «Мир сказок», составление кроссвордов , ребусов, загадок схем, пиктограмм по мотивам русских народных сказок.

Родительская помощь: в приобретении оборудования для свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.). в подготовке к праздникам, показам и драматизациям сказок (пошив костюмов и т.д.). в оборудовании и обновлении Центра «Сказок». в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.

Совместное творчество: участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: “Новогодние чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой. Участие в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Организация выставок творческих работ детей.

Диагностический инструментарий. Результативность деятельности подтверждается специально организованными исследованиями. Составлена таблица с перечнем критериев: 1. Внимательно и заинтересованно слушать сказку. 2. Умение рассказывать о своём отношении к поступкам героев. 3. Развитие творческих способностей в создании сказочных образов. 4. Умение рассказывать свои любимые сказки. Придумывание каких – либо изменений в содержании сказки.

По результатам стартовой диагностики, высокий уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) логическими операциями составил – 15 %; средний уровень – 20 %; низкий уровень – 65 %.

В мае 2014 г. была проведена итоговая диагностика: высокий уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями составил – 45 %; средний уровень – 40 %; низкий уровень – 15 %.

Показателем эффективности данного проекта также явилось проведение Презентации проекта и создание сборника сказок в мае 2014 года. Литературно-творческая деятельность раскрывает личность каждого воспитанника. У детей увеличивается словарный запас, появляется желание узнать значение непонятных слов и употреблять их в речи;

речь становится развернутой, осмысленной и эмоциональной;

ребята чувствуют себя взрослее.