Главная страница

Современный первоклассник. Какой он?


Скачать 30.9 Kb.
Название Современный первоклассник. Какой он?
Дата 12.03.2016
Размер 30.9 Kb.
Тип Документы

Современный первоклассник. Какой он?

Чем ближе мы подходим к седьмому дню Рождения ребёнка, тем больше задумываемся о том, с каким багажом он перешагнёт порог первого в своей жизни учебного класса.

В последнее время появилась мода на то, чтобы как можно лучше подготовить своего ребёнка к школе. Это хорошая мода, но родители зачастую, увлекаясь, начинают соревноваться с другими детьми, чей ребёнок больше может. При этом делая акцент не на развитие своего чада, а на «натаскивание».

На первом родительском собрании первоклассников очень часто слышишь от родителей: «Мой ребёнок умеет писать прописными буквами». «Моя дочь бегло читает». «Мой сын считает в столбик трёхзначные числа». А надо ли это?

Что входит в понятие готовности к обучению?

Выберем направления, по которым будем развивать будущего первоклассника.

Мелкая моторика и развитие речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Вот почему наши психологи и детские педагоги так настойчиво советуют обратить внимание на развитие координации движений пальцев, кисти, всей руки. В этом помогут рисование, раскрашивание, штриховка, нанизывание бусинок, лепка, игры с мелкими предметами (мозаика), конструктор, выполнение творческих работ из круп (гречка, рис, пшено), аппликации. В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков.

Развивать речь можно, идя по улице, рассматривая и наблюдая природу в разное время года, суток; в магазине, совершая покупки (прекрасная возможность рассказать, откуда на прилавках хлеб, булочки или как молоко попало к нам на стол); в машине, проезжая по улицам города и разглядывая архитектурные постройки, сравнивая их по форме, размеру, цвету и др. Старайтесь ответить на все поставленные вопросы. Обязательно каждый раз выслушивайте рассказ самого малыша, хвалите его. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа, расширяться знания по окружающему миру, совершенствоваться речь.

Развитие памяти; умение слушать и слышать. Дети, приходящие в 1-ый класс, зачастую не знакомы с фольклором и произведениями писателей нашей Родины: с её сказками, стихами, рассказами. Читайте ребёнку книги, ведь так вы развиваете в нём очень важное умение слушать и слышать. Обсудив прочитанное литературное произведение, вы тем самым развиваете его (ребёнка) память, так необходимую ему в начале школьного пути. Также для развития памяти хорошо заучивание стихов. Одновременно с этим расширяется и его кругозор, и знание нашего литературного наследия.

Развитие навыка чтения. Научить ребёнка к первому классу читать не цель. Тем более беглому чтению. Практика показывает, что бегло читающий ребёнок к концу обучения в 1-ом классе теряет этот навык, потому что идёт работа над звуком и буквой, наблюдение за слогом, звуковой и буквенной оболочкой слова. Такая работа проводится с целью грамотного письма в дальнейшем. А т.к. это достаточно кропотливый труд, то вполне закономерно снижение скорости чтения. Поэтому важно, чтобы ребёнок знал буквы, мог соединить их в слоги, а остальное уже работа учителя. Конечно же, если вашему ребёнку обучение чтению не составляет труда, то не нужно его останавливать. Читайте на здоровье!

Общие навыки. Будущему первокласснику следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: лево, право, вверху, внизу, сзади, сверху, между, за, перед. Подобные умения быстро усваиваются при игре с мячом: бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Играем вдвоем: ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Важно, чтобы ребёнок осознанно увидел пространственные соотношения. Кроме того ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший).

На всех занятиях ребёнок получает от вас общие навыки учебной работы – умение внимательно слушать инструкцию, сосредоточиваться на задании, работать без отвлечений. А т.к. устойчивость внимания ребёнка дошкольного возраста не достаточно развита и он быстро утомляется, то занятие должно длиться не более 15-20 минут. Важно, чтобы было интересно, т.к. внимание в дошкольном возрасте поддерживается, прежде всего, интересом. Необходимо, чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой. Будьте своему ребёнку хорошим другом, мудрым наставником, терпеливым помощником.

Учитель начальной школы ГБОУ СОШ №709

Васильева Ольга Анатольевна