|
Самооценка творческого потенциала личности школьника
МБОУ «Тугустемирская СОШ»
Выступление на методическом объединении «Классный руководитель»
ДОКЛАД
на тему:
Самооценка творческого потенциала личности ШКОЛЬНИКА
учитель I квалификационной категории
классный руководитель старшего звена
Бардачева Татьяна Николаевна
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями непозволительно дирижировать... Тем, что мы предписываем детям путь, мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом, ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сначала теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт... Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.
Проблема творческости является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Однако творческость чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.
Для нас существенно то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творческость как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творческости является наличие продукта, или решение задачи.
В качестве отдельного направления исследований одаренности может быть выделен личностный подход.
Можно разработать программу творческого развития личности. Целью этой программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях. При этом имеются в виду не готовые средства, предлагаемые взрослыми и направленные на решение поставленных ими же задач, а те средства, которые находит сам ребенок и которые позволяют ему полнее выразить собственный внутренний мир; отношение к чему бы то ни было вообще так, как он считает нужным в данный момент.
Программа состоит из четырех блоков:
1) "Я - Я" (общение с самим собой);
2) "Я - Другой" (общение с другими);
3) "Я - общество" (общение с общественными институтами);
4) "Я - мир" (как я исследую этот мир).
В каждом из этих блоков развиваются возможности выявления и проявления собственной индивидуальности применительно к различным областям взаимодействия: с самим собой, с другим человеком, с коллективом людей и с предметным миром.
Важнейшим условием реализации собственной индивидуальности - а следовательно, и развития творческости - мы считаем взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Другим столь же важным условием развития творческости является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности, с которым работает учитель-экспериментатор.
Работа по программе направлена на осознание детьми того, что мир человека состоит прежде всего из разных людей, что, собственно говоря, мир - это и есть разные люди.
В программе прорабатываются следующие основные темы:
1) составление перечня личностных черт - своих и близких людей;
2) определение детьми своих собственных привязанностей и предпочтений;
3) определение своих суждений по поводу чего-либо;
4) определение привязанностей, суждений, предпочтений близких людей.
Усилия педагогов в ходе работы направляются на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий, а с другой - оказать безусловную поддержку этим различиям и показать безусловную самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и ее отличия от индивидуальности других людей.
Выражение собственной индивидуальности является не чем иным, как выражением своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Поэтому необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались до сих пор и которые не могли им предложить ни родители, ни учителя.
Для обеспечения возможностей эмоционального самовыражения используются ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Дети обучаются распознавать свои ощущения во всех этих модальностях и выражать их вербально. Средством развития творческости, помимо всего прочего, такое обучение является еще и потому, что ребенок видит возможность реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию. В результате ломка шаблонов эмоционального реагирования обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального, неповторимого репертуара эмоционального реагирования.
Для оснащения детей средствами эмоционального самовыражения используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматизация ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни или литературы, различные игры. Все эти понятия направлены на развитие у детей умения распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.
Можно воспользоваться литературой:
1. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993.
3. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. 1994. № 5.
ТЕСТ: «Самооценка творческого потенциала»
Проверьте себя с помощью наших тестов!
Инструкция: Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке тестов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?
а) да;
б) откуда у меня могут быть такие идеи;
в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4.Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да;
б) очень маловероятно;
в) может быть.
5.Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
а) конечно;
б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
в) чаще уверен, чем не уверен.
6.Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?
а) да, все неизвестное привлекает меня;
б) нет;
в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) что получается, то хорошо;
в) если это не очень трудно, то да.
8.Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, надо учиться самому главному;
в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Если вы терпите неудачу,
а) то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;
в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию нужно выбирать исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11.Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли!
а) да;
б) нет;
в) если местность понравилась и запомнилась, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?
а) да;
б) нет;
в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да;
б) нет;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмышлять;
б) находиться в компании;
в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:
а) когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) когда вы более-менее довольны выполненным;
в) когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?
16. Когда вы одни, то вы:
а) любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
б) останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка результатов
Начисляется по 3 балла за ответ «а», по1 баллу за ответ «б», по 2 балла за ответ «в». Подсчитывается общая сумма баллов.
48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
24 - 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный - это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение - основу творчества. Страх может быть и социальным -страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.
23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.
САМООЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.
Однако следует помнить, что все оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей?
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
4. В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили 6ы свое обещание?
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение
10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллектив вам приходится брать на себя?
14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?
16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (по наивысшему уровню развития соответствующего качества) (см. рис. 1). Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.
Рис. 1. Построение профиля творческих качеств и определение типа творческой личности (пример использования 10-балльных шкал самооценки)
Суммарное число баллов
|
Уровень творческого потенциала личности
|
18-39
|
1 - очень низкий уровень
|
40-54
|
2 -низкий
|
55-69
|
3 - ниже среднего
|
70-84
|
4 - чуть ниже среднего
|
85-99
|
5 - средний уровень
|
100-114
|
6 - чуть выше среднего
|
115-129
|
7 - выше среднего
|
130- 142
|
8 - высокий уровень
|
143-162
|
9 - очень высокий уровень
|
163 - 180
|
10 - наивысший
|
Диаграмма, показанная на рис. 1, соответствует нормальной самооценке личности. Видно, что тестируемый большую часть качеств оценивает как среднеразвитые, отмечая при этом несколько качеств как более или менее выраженные.
Особое внимание классному руководителю следует уделить ребятам, профили личностных качеств которых имеют вид подобный показанным на рис. 2.
Рис. 2. Профили творческих качеств, соответствующие отсутствию выраженных качеств (слева), заниженной (в центре) и завышенной (справа) самооценки.
На диаграмме слева видно, что школьник не проявляет выраженных личностных качеств. Скорее всего это тип личности, который условно можно назвать "серая мышка" - человек, стремящийся быть незаметным, оставаться в стороне от общих дел.
Диаграммы, показанные в центре и справа, скорее всего, свидетельствуют о неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке. Однако более точный вывод можно сделать лишь, сопоставляя самооценку ученика с тем, как его оценивает группа
|
|
|